Конспект занятия для детей подготовительного возраста на тему: "Перелетные птицы весной".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Развитие лексико-грамматического строя речи, основ грамоты и познавательных процессов у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspet_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы весной».
Учитель-логопед: Куликова Д.Ю.
Санкт – Петербург
2014г.
Цель: Формировать представления детей о жизни перелетных птиц весной.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные.
1.Развитие словаря.
-уточнить и расширить запас представлений о перелетных птицах, их характерных признаках, повадках;
-обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
-расширить объем правильно произносимых существительных, прилагательных и глаголов по данной теме;
- обогатить активный словарь относительными прилагательными;
2.Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
-закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные по данной теме;
-совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными;
-совершенствовать умение образовывать приставочные глаголы;
-совершенствовать умение образовывать сложные прилагательные.
- Коррекционно-развивающие.
1.Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
- Коррекция произносительной стороны речи:
-закрепить правильное произношение сформированных звуков в свободной речи;
-автоматизировать поставленные звуки в игровой деятельности.
- Развитие просодической стороны речи:
-воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
-развивать ритмичность речи и её интонационную выразительность.
- Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа: закрепить навык звукового анализа слов – названий перелетных птиц.
2.Развитие связной речи и речевого общения.
-воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание;
-совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог;
-совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи;
3.Развитие психических функций.
-развивать слуховое и зрительное внимание и память в игровых упражнениях;
4.Развитие тонкой и общей моторики, координации движений.
-развивать мышечный тонус детей;
-развивать координацию движений, формировать правильную осанку;
-обогащать двигательный опыт разными движениями.
5.Профилактика оптической дисграфии.
- Воспитательные:
- воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приёмы:
-наглядные (показ, демонстрация);
-словесные (чтение стихов, беседы, диалоги);
-игровые (речь с движением, сюрпризный момент).
Педагогические технологии:
-личностно-ориентированная модель взаимодействия;
-игровая деятельность;
-элементы мнемотехники.
Здоровьесберегающие технологии:
- динамическая пауза.
Оборудование:
Игрушка Сова, письмо, карта пути, тетради в крупную клетку, простые карандаши, игра «Веселые клеточки», игра «Рассели птиц по гнездам», фланелеграф с изображением березы, плоскостное изображение дуба, деревянная ребристая доска, строительные кубики-кочки, обручи, картинки с изображением перелетных птиц из серии «расскажи мне, малыш), карточки с названиями птиц с недостающими элементами букв, черные маркеры, аудиозапись с голосами птиц, магнитофон.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Ребята! Сегодня к нам из леса прилетела ваша старая знакомая – Мудрая Сова с радостной вестью, что все перелетные птицы вернулись домой с юга. И она принесла нам приглашение на открытие её птичьей лесной школы. Хотите туда отправиться?
Дети: Да! Хотим!
Логопед: Птичья школа находится далеко и, чтобы мы не заблудились в пути, Мудрая сова дала нам карту. (Логопед показывает карту – пути). Вы готовы отправиться в дальний путь?
Дети: Да! Готовы!
2. Игра-путешествие «Дальний путь».
Следуя карте, дети и логопед идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.
- До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» высоко поднимая ноги).
- Вот и к дубу мы пришли, дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба).
- Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!
Гору нам не обойти, гору нам не перейти!
Но в горе пещера есть!
Это радостная весть!
Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! (дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)
- А вот здесь течет река,
Глубока и широка!
Мост я вижу впереди, по нему скорей иди.
По досочке я пройду и вас всех переведу! («мост»- деревянная доска на полу, ходьба приставным шагом)
Логопед: Вот мы и пришли на лесную поляну, здесь Мудрая Сова открыла свою птичью школу. Отгадайте, кто ученики школы:
3.Игра «Доскажи словечко».
Логопед:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это... (Птица)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней, кто же это?... (Соловей)
В лесу под щебет и под свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись: ... (Дятел)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его ….. (Скворец)
Логопед: Каждая птица разговаривает по- особенному. Послушайте.
(Дети слушают аудиозапись « Голоса птиц» на магнитофоне).
Скажите мне, пожалуйста, кто как подает голос?
4.Игра «Кто как подает голос?».
Логопед: Как подает голос – кукушка?
Дети: Кукушка кукует.
Логопед: Как подает голос – гусь?
Дети: Гусь гогочет.
Логопед: Как подает голос – лебедь?
Дети: Лебедь трубит.
Логопед: Как подает голос – соловей?
Дети: Соловей поет.
Логопед: Как подает голос – аист?
Дети: Аист трещит.
Логопед: Как подает голос – журавль?
Дети: Журавль курлычет.
Логопед: Как подает голос – утка?
Дети: Утка крякает.
Логопед: Недавно, прилетев с юга, птички первым делом заняли свободные гнезда. Попробуйте догадаться, какая птичка живет в гнезде. А помогут вам в этом звуковые схемы.
5.Игра «Отгадай название птицы по звуковой схеме».
(Дети помещают картинки с перелетными птицами в гнезда, разгадав их названия по звуковым схемам).
Логопед: Но не всем птицам хватило гнезд. Многие из них разрушились во время зимы от сильного ветра, мокрого снега. Как мы с вами можем помочь птицам?
Дети: Мы можем подарить им скворечники!
Логопед: Давайте повесим ваши скворечники на березу.
(Дети вешают «скворечники», сделанные в виде аппликации на «березу).
Логопед: Мудрая Сова знает, что вы уже умеете читать, писать и просит вас помочь ей научить основам грамоты молодых птичек. Поможем, ребята?
Дети: Да! Поможем.
Логопед: Тогда проходите, пожалуйста, в класс и занимайте места за партами.
(Дети садятся за столы).
Логопед: Как и во всех школах, в птичьей школе много классов и много учителей. Отгадать, кто первый учитель, вам помогут волшебные клеточки.
6.Графический диктант в тетрадях в крупную клетку «Лебедь».
Логопед: На первом уроке, птички решили написать короткий рассказ о весне. Давайте проверим, всё ли правильно они написали?
7.Игра «Путаница».
(Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях).
Логопед: Наступил первый весна день. Дети: Наступил первый весенний день.
Логопед: Дует теплый весна ветер. Дети: Дует теплый весенний ветер.
Логопед: В небе светит яркое весна солнце. Дети: В небе светит яркое весеннее солнце.
Логопед: На полянах расцветают первые весна цветы. Дети: На полянах расцветают первые весенние цветы.
Логопед: Все птицы поют весна песню. Дети: Все птицы поют весеннюю песню.
Логопед: Все живое радуется весне.
Логопед: Молодцы, ребята! Исправили все ошибки.
Логопед: А сейчас весёлая перемена!
8.Танцевальная композиция «Зверобика».
Логопед: Название второго учителя, Мудрая Сова зашифровала. Попробуйте, расшифровать его.
9.Игра «Шифровщик».
(Дети зачеркивают в тетрадях одинаковые буквы в ряду, выписывают слева – направо, оставшиеся. Получается слово – АИСТ).
Логопед: Ребята! Аист жалуется, что ученики часто путают его с журавлем. И чтобы этого не происходило, он просит вас придумать слова, которые как можно точнее описали его внешность. И назвали, в чем же отличие его от журавля.
10. Игра «Какой?».
У Аиста длинный клюв. Аист какой? – длинноклювый.
У Аиста красный клюв – аист красноклювый.
У Аиста черные глаза – аист черноглазый.
У Аиста длинная шея – аист длинношеий.
У Аиста широкие крылья – аист ширококрылый.
У Аиста длинные ноги – аист длинноногий.
Логопед: Вы правильно описали внешность аиста. А чем же он отличается от журавля?
Дети: У аиста клюв красный, а у журавля серый.
Логопед: Ребята! В птичьей школе, как и у вас, все места подписаны, чтобы птицы не путались. Но за время зимы, названия птиц на этих табличках смыло снегом и дождем. Помогите, пожалуйста, восстановить их.
11.Игра «Допиши буквы».
(Дети дописывают недостающие элементы букв, в словах-названиях птиц).
12.Заключительный момент.
Логопед: Ребята! Все уроки в птичьей школе закончились, вы поделились с птичками своими знаниями, которые получили в детском саду. А впереди вас ждет школа, где вы узнаете еще очень много нового и интересного! Чтобы вы не забывали про птиц, Мудрая Сова дарит вам стихотворение, которое вы легко выучите по этой схеме. (мнемотаблица стихотворения).
Список использованной литературы:
- Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2003.
- Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Е.А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Н.Э Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 3. – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
- Р.И.Отяпина «Расскажи мне, малыш!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ппо ознакомлению с окружающим по теме:" Перелетные птицы" в стпршей группе.
Непосредственно образовательная деятельность "Коммуникация"...
Конспект интегрированного занятия для детей младшей группы на тему "Перелетные птицы"
Ознакомление детей с понятием "Перелетные птицы" и развитие умения создавать образ птицы из готовых геометрических форм...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего возраста на тему «Перелетные птицы весной»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия для детей подготовительного возраста по теме "Зимующие птицы"
Конспект занятия Зимующие птицы...
конспект занятия для детей подготовительного возраста "Масленицу встречай -зиму провожай !"
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).Задачи:Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.Обогащать духовный мир детей.Обобщить и закрепить знания детей о...
Конспект занятия для детей подготовительной группы, на тему: "Перелетная птица ласточка".
Тема: "Ласточка"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА " В ГОСТЯХ У ПТИЦ" ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ)
Цель:развитие познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные: расширять знания детей о птицах,Развивающие: развивать мышление, мелкую и общую моторику, упражнять в умении согласов...