Конспект занятия для детей подготовительного возраста по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: "Зимующие птицы"
Программное содержание:
- расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
- развитие мышления детей на материале описательных загадок
- закрепление умения детей делить слова на слоги
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
- развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
- развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Оборудование и материалы:
- модели птиц на каждого ребенка
- картинки зимующих птиц
- ковролин
- опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
- дидактическая игра "Составь слово"
- Проектор
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Кинезиологическая гимнастика
Логопед:
- Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
- Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
- Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
- Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"
Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.)Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)
- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
- Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
Физминутка «Снегирь»
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы
В красных майках снегири.
Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными
Греются на солнышке. вниз
Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками
За метелью, за метелью! как крылышками
- Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Ребята, зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Голодные птицы сильно страдают от холода. Поэтому зимой надо обязательно подкармливать птиц. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Игра "Кормушка"
Логопед. Составьте предложение о зимующих птицах. Расскажите, какие предлоги есть в ваших предложениях.
-Ворона сидит на ветке. В этом предложении есть предлог на.
-Клест пролетает над кормушкой. В этом предложении есть предлог над.
-Воробей сидит под кормушкой. В этом предложении есть предлог под.
-Синичка сидит в кормушке. В этом предложении есть предлог в.
-Снегирь сидит на краю кормушки. В этом предложении есть предлог на.
3. Упражнение "Составь схему".(Совершенствование навыка анализа предложения)
Дети выполняют задание. Логопед задает им контрольные вопросы и дает контрольные задания "Сколько слов в твоем предложении? Какое слово третье (четвертое) по счету? Покажи, где в твоем предложении предлог".
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей 4. Упражнение "Рассади по кормушкам" Деление названия птиц на слоги. |
|
- Развитие навыков чтения.
Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)
- Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)
Логопед. Составим звуковую схему слов сало, корм, крошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительного возраста на тему: "Перелетные птицы весной".
Развитие лексико-грамматического строя речи, основ грамоты и познавательных процессов у дошкольников....
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Птицы прилетели»
Конспект разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста. Детям предлогается увлекательное познавательное путишествие в мир птиц....
Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Заботимся о птицах»
Программное содержание:Расширять представления детей о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду, группировать и называть зимующих и перелётных птиц.Формировать желание наблюдать за птицами, не...
конспект занятия для детей подготовительного возраста "Масленицу встречай -зиму провожай !"
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).Задачи:Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.Обогащать духовный мир детей.Обобщить и закрепить знания детей о...
Конспект занятия для детей подготовительной группы, на тему: "Перелетная птица ласточка".
Тема: "Ласточка"...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром "Книга интересных фактов о птицах"
итоговое занятие на тему "Книга интересных фактов о птицах"...
Конспект занятия для детей подготовительной группы "В гости к птицам"
Конспект занятия для детей подготовительной группыВ гости к птицам...