Конспект занятия для детей подготовительного возраста по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Штанько Ирина Васильевна

Конспект занятия Зимующие птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: "Зимующие птицы"

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • закрепление умения детей делить слова на слоги
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц
  • ковролин
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Составь слово"
  • Проектор

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

Логопед:

  • Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова, 
Большая голова. 
На суку сидит, 
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

  1. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.)Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? 
(Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. 
(Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. 
(Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …
(Синичка)

  • Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • Для чего птице клюв?
  • Для чего птице крылья?
  • Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Физминутка «Снегирь»

Вот на ветках, посмотри,                     4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки,                           частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке.                          вниз

Головою вертят,                                      2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!                   Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью!                       как крылышками


  1. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Ребята, зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Голодные птицы сильно страдают от холода. Поэтому зимой надо обязательно подкармливать птиц. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц.  Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Игра "Кормушка"

Логопед. Составьте предложение о зимующих птицах. Расскажите, какие предлоги есть в ваших предложениях.

-Ворона сидит на ветке. В этом предложении есть предлог на.

-Клест пролетает над кормушкой. В этом предложении есть предлог над.

-Воробей сидит под кормушкой. В этом предложении есть предлог под.

-Синичка сидит в кормушке. В этом предложении есть предлог в.

-Снегирь сидит на краю кормушки. В этом предложении есть предлог на.

3. Упражнение "Составь схему".(Совершенствование навыка анализа предложения)

Дети выполняют задание. Логопед задает им контрольные вопросы и дает контрольные задания "Сколько слов в твоем предложении? Какое слово третье (четвертое) по счету? Покажи, где в твоем предложении предлог".

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей 
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. 
Н.Нищева

4. Упражнение "Рассади по кормушкам"

Деление названия птиц на слоги.

  • Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • Опять сжимают и разжимают кулачки.
  1. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)


  • Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • Для кого этот корм? (Для птиц)
  • Чей это корм? (Птичий корм)
  • Чья это пища? (Птичья пища)

Логопед. Составим звуковую схему слов сало, корм, крошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительного возраста на тему: "Перелетные птицы весной".

Развитие лексико-грамматического строя речи, основ грамоты и познавательных процессов у дошкольников....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Птицы прилетели»

Конспект разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста. Детям предлогается увлекательное познавательное путишествие в мир птиц....

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Заботимся о птицах»

Программное содержание:Расширять представления детей о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду, группировать и называть зимующих и перелётных птиц.Формировать желание наблюдать за птицами, не...

конспект занятия для детей подготовительного возраста "Масленицу встречай -зиму провожай !"

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).Задачи:Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.Обогащать духовный мир детей.Обобщить и закрепить знания детей о...

Конспект занятия для детей подготовительной группы "В гости к птицам"

Конспект занятия для детей подготовительной группыВ гости к птицам...