Роль интерактивной песочницы в стабилизации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему
актуальность использования интерактивной песочницы, фрагмент занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnitsa.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. От взрослых, зависит, что можно, а что нельзя. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты. Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но это полезно будет при одном «но» - если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть с собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое время, знать, что чудеса случаются…человек, не боящийся быть счастливым!
Где же найти ребенку пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме(игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – представляет детям волшебница – песочница.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии с песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд.
В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий песочной терапии.
Многолетние исследования, позволяют наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс. Жизнь ребенка очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить информационно- компьютерные устройства. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «аземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим – успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей.
Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека а выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.
Именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным ли робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект:
- существенно усиливается желание ребенка узнавать, что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;
- в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а также речь и моторика;
- совершенствуется предметно – игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Анализ авторских разработок, различных материалов, дает возможность сделать вывод о возможности интеграции информационно- компьютерных технологий и технологий традиционной работы в песочнице в работе с дошкольниками для комплексного решения воспитательно - образовательных задач, развития воображения, творческого мышления и решения задач психокоррекции.
Разработанная программа «Песочные фантазии» имеет психокоррекционную, развивающую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития эмоциональной и познавательной сфер.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников.
Программа способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения;
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
- развитию мелкой моторики, ощущений;
- преодолению трудностей в общении;
- развитию познавательных процессов;
- адаптация к изменениям в жизни.
Предложенная образовательная программа включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый дыханием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребенок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
В ходе реализации образовательной программы необходимо руководствоваться общими принципами:
- принцип динамичности: от простого к сложному;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- принцип интеграции образовательных областей.
А также соблюдать специальные принципы организации игр на песке:
- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Задания подбираются в соответствии с возможностями ребенка, инструкция к играм в сказочной форме, исключается негативная оценка действий ребенка и его идей, поощряется фантазия и творческий подход;
- «оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур и т.д. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем;
- реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. В процессе реализации программы необходимо дать возможность детям общаться друг с другом и взрослым, возможность обмениваться впечатлениями, проговаривать, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их социального, коммуникативного опыта.
Программа направлена на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.
Цель программы: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
Задачи:
- укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
- усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- способствовать развитию мелкой моторики и речи;
- способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
- способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);
- сформировать навыки умения слушать говорящего.
Целевая группа: занятия ориентированы на детей дошкольного возраста 3-7 лет.
Ожидаемые результаты:
- дети становятся более доверчивы к окружающему миру;
- у детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастет желание экспериментировать;
- мелкая моторика развита в соответствии с возрастом;
- ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях;
- познавательные функции развиты на более высоком уровне;
- ребенок способен слушать своего собеседника.
Приоритетной образовательной областью данной программы является познавательное развитие, которая реализуется в интеграции с другими образовательными областями.
Календарно- тематическое планирование
№ | разделы и темы занятий | количество занятий | количество часов |
1. | « Чувствительные ладошки» | 1 | 25 |
2. | «Знакомство с Песочным Человечком» | 1 | 25 |
3. | « В гостях у песочной Феи» | 1 | 25 |
4. | «Путешествие золотой рыбки» | 1 | 25 |
5. | «Солнечный мальчик» | 1 | 25 |
6. | «Колобок» | 1 | 25 |
7. | «Осень в песочной стране» | 1 | 25 |
8. | «Волшебный цветок» | 1 | 25 |
9. | «Сказочная страна» | 1 | 25 |
10. | «Город игрушек» | 1 | 25 |
11. | «Пироги пекла лиса» | 1 | 25 |
12. | «У солнышка в гостях» | 1 | 25 |
13. | «Город веселых музыкантов» | 1 | 25 |
14. | «Путешествие к гномам в горы» | 1 | 25 |
15. | «Приключения Квака» | 1 | 25 |
16. | «Сказка об умном мышонке» | 1 | 25 |
17. | «Грамматика в песочной стране» | 1 | 25 |
18. | «Путешествие в страну А» | 1 | 25 |
19. | «Путешествие в страну О» | 1 | 25 |
20. | «Путешествие на паравозике» | 1 | 25 |
21. | «Сказка о гномах» | 1 | 25 |
22. | «Дифференциация (с-ш) | 1 | 25 |
23. | Итоговое занятие | 1 | 25 |
Итого: | 23 |
Примерный конспект занятия
Конспект занятия
Тема: «Чувствительные ладошки»
Материал:Интерактивная песочница.
Ход занятия
Психолог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы».
Психолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы сегодня с вами познакомимся с волшебной страной. Она не обычная, песочная. Чтобы попасть в нее надо произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка
Психолог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое.
Психолог: Жители немножко за нами понаблюдают, и если мы им поправимся, то на следующих занятиях они обязательно придут к нам в гости.
Психолог: Будем с вами делать все правильно?
(Ответы детей)
Психолог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»
Ход игры:
На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Психолог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)
Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх.
Я перевернула руки, мои ощущения изменились.
Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?
Мне не очень удобно держать так руки. А вам?
Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше
Психолог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея.
- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения.
- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами.
- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.
- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
- Поиграем по поверхности песка как на пианино.
- А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук……
- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.
Рефлексия занятия:
Психолог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей).
Ритуал «выхода» из Песочной страны
Ребята , а теперь попрощайтесь с песочком, скажите ему спасибо за то, что он нам сегодня помогал.
Психолог: До следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...
Роль праздников в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Праздники - важный фактор формирования маленького человека.У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...
Презентация на тему "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Впервые принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг, швейцарским психологом и философом в конце 1920-х годов.Он утверждал: “Часто руки знают, как распутать то,...
Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В статье рассматривается роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...
Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Чем нам поможет песок? Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить ...