Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя группа)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье рассматривается роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Работая по программе «ОТ рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, я решила более глубоко развить у детей несколько интегративных качеств, таких как "эмоционально-отзывчивый", "овладевший способами общения со взрослыми и сверстниками". Для этого я применяю метод песочной терапии, а конкретнее работаю над темой: "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Изучение эмоциональной сферы детей на сегодня является одной из актуальных тем. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Чем нам поможет песок? Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов, способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, развивается связная и образная речь.

Актуальность и проблема исследования определили цель моей работы: развитие эмоциональной сферы, гуманных качеств личности ребенка, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии.

Исходя из цели мною были поставлены следующие задачи:

* изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии;

* разнообразить способы песочной терапии и разработать систему занятий с детьми;

* создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;

* Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильных ощущений посредством игровых упражнений.

В ходе работы были выделены группы методов и приемов песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.

2. Игровая деятельность - обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.

3. Словесные методы: беседы, рассказ воспитателя, чтение произведений, использование фольклорного жанра.

4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.

Занятия организованы в формах:

- индивидуальная;

- в парах;

- групповая, длительность определяется желанием ребенка. Занятия по песочной терапии вызывают огромный интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу. Податливость песка, его природная магия очаровывает не только детей, но и их родителей. Родители стали моими главными помощниками в работе. Они готовят рабочий материал, т. е. фильтруют песок, красят его, изготавливают оборудование.

Доступность песка делает процесс рисования естественным – не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. Очень часто, начиная работать, ребенок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности. Раз – разровнял и холст готов. Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше другого предмета. Три – если рисунок вышел криво… - провел ладошкой и начинай сначала.

Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это дает возможность в непринужденной обстановке решать поставленные задачи.

На начальном этапе работы главная задача вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приемы развивать и закреплять полученные навыки. В этот период используется простой песок – это работа на световом столе, рисование на зеркале, работа с «мини-песочницей» - составление небольших панорам.

После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей – это уже следующий виток в освоении данной техники. Можно предлагать воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или с использованием (как подложки) цветной бумаги, картона, морских камней и др.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальными свойствами заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта

Чтоб вера в детство не пропала,

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

В него вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес

Пройдя познания дорогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Презентация на тему "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Впервые принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг, швейцарским психологом и философом в конце 1920-х годов.Он утверждал: “Часто руки знают, как распутать то,...

" Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Данный материал предназначен для воспитателей и родителей детского сада. Игры и рисование на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно игры с песком позволяют ребенку выражать свои ...

Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Чем нам поможет песок? Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить ...

Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Работа по самообразованию на тему: "Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Работа по самообразованию на тему: "Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...