Развитие словесного творчества у детей с нарушениями зрения на основе восприятия литературных произведений
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Мишина Наталья Викторовна

Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". 

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.

Словесное творчество является одним из этапов речи, освоения ребенком окружающей действительности, изучения природы слова, предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие словесного творчества у детей с нарушениями зрения на основе восприятия литературных произведений

(вторая младшая группа:  воспитатель: Мишина Н.В. )

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в дальнейшем  в создании устных сочинений — рассказов, сказок, стихов и т. п.

В дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, слов, обозначающих социально-значимые характеристики человека. Усвоение ребенком слов происходит в связи с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.

Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей - хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. В обогащении восприятия особое значение имеет искусство.

Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Активность ребенка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами).

Развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием других психических процессов.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.

Словесное творчество является одним из этапов речи, освоения ребенком окружающей действительности, изучения природы слова, предложения.

 Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Другим  важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста были поставлены следующие задачи:

  •    Знакомство с творчеством детских поэтов;
  •    Развитие у детей навыков выразительного чтения стихов (декламации);
  •    Развитие эмоций у детей через чтение художественной литературы;
  •    Совершенствование произносительной стороны речи;
  •    Активизация совместной деятельности детей и    родителей.

Решая данные задачи, были использованы следующие методы и формы работы:

1. Знакомство с творчеством детских поэтов;

                - Знакомство с презентациями: «Стихи А. Барто», «Мой мишка» З.  Александрова,

                -«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак.

                - Тематические беседы

2.  Развитие у детей навыков выразительного чтения стихов (декламации)               -

                 - Использование тактильной книги для развития театрального творчества и художественных, речевых и индивидуальных способностей детей:  «Кто сказал «Мяу»,  «Под грибом» В.Сутеев,

                   «Животные нашего    края», «Зимний лес» ;

                  - Заучивание  стихотворения, с элементами  драматизации (игра «Мы едем, едем, едем в далёкие края»).

                  - Участие в фестивале «Живое слово  2015»

  3. Развитие эмоций у детей через чтение художественной литературы

 - Сказки на фланелеграфе, перессказывание (обучение детей использованию речевых приёмов рассказывания: интонация, выразительность, паузы, сила голоса);

- Формирование точных игровых действий детей исходя из особе6нностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения;

-  Передача эмоционального состояния персонажа через мимику;

   4. Работа с родителями  

       - драматизация литературных произведений;

       - текстовые консультации;

       - выполнение заданий по лексическим темам родителями совместно с детьми.

   

Таким образом, словесное творчество - это речевая деятельность, требующая умения создавать новые образы и ситуации и выражать их в логически последовательном рассказе или сказке сюжетного или описательного характера, на основе знаний об окружающей действительности под влиянием произведений искусства (литературы и фольклора). Оно обобщает наиболее типичные факты детского словесного творчества.

Следует отметить, что словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Формирование у детей с нарушением зрения навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Краткая статья о необходимости овладения детьми с нарушением зрения навыками осязательного восприятия. А так же  развития у них тактильной чувствительности и ручной умелости....

Развитие способности к импровизации и творчеству у детей с нарушением зрения

Особенности развития регуляции действия у детей с нарушением зрения раскрывают сложное переплетение различных причин, обуславливающих нарушения формирования у них произвольных движений. В свою очередь...

Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...

Конспект занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»

Конспект  занятия с детьми второй младшей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Повторное восприятие картины «Катание на горке»...