Инновационный процесс в ДОУ и роль педагога в нем
статья по коррекционной педагогике на тему
О роли педагога в современном педагогическом процессе. Как стать инициатором совершенно новых педагогических идей и проектов? Как пройти все этапы инновационного процесса: создание, освоение и применение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль педагога в современном педагогическом процессе. | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ДОУ
И РОЛЬ ПЕДАГОГА В НЕМ
Современное образование, в том числе и дошкольное, меняется вместе с обществом. Общество заинтересовано в прогрессивном развитии образования. А любое развитие не может происходить без инноваций. Инновации – это тот инструмент, с помощью которого происходит обновление, следовательно и развитие. Дошкольное образование должно соответствовать требованиям времени и задачам развития страны в целом. Инновации, идущие в современном дошкольном образовании, довольно разнообразны. Меняются цели и содержание образования. Новые технологии позволяют приблизить процесс обучения и воспитания к потребностям и возможностям воспитанников, реализуют личностно-ориентированный подход.
Инновации в образовании – процесс сложный. Среди множества факторов, влияющих на него, можно выделить один из главных – личность педагога. От его компетентности, умения ориентироваться в инновационных программах, умения экспериментировать и самому участвовать в поисках нового, от его профессионального мастерства зависит конечный результат инновационной деятельности. Внедряя новое, нельзя полностью противопоставлять его старому, нужно обогащать свой педагогический опыт находками новых методов и технологий. Каждая новая программа и система разрабатывается в соответствии с государственным стандартом. Для ДОУ таким стандартом является программа под редакцией М.А.Васильевой, которая устанавливает обязательный минимум требований к уровню знаний, умений и навыков, а также объем нагрузок. Педагог должен понимать, что традиционная программа предполагает и гарантирует овладение детьми фундаментальными знаниями, умениями и навыками, а новые программы учат ребенка применять полученные знания в жизни. Главное отличие всех программ и систем состоит в том, каким образом дети будут получать знания, совершенствовать умения и навыки, то есть обучение и воспитание будут вариативными.
Каждый ребенок имеет право получить такое образование, которое позволит ему самореализоваться в жизни. Современное дошкольное образование характеризуется такими принципами, как гумманизация, демократизация, когда ребенок и педагог являются субъектами совместной творческой деятельности, взаимодействия. Принцип целостного педагогического процесса обеспечивает комплексный характер воздействия педагога, деятельностный подход к обучению и воспитанию. Современному воспитаннику детского сада, будущему школьнику недостаточно получать «разжеванную» педагогом информацию, ведь он способен на большее. Перед воспитанниками ставятся задачи, которые формируют способности порождать новое, искать способы добиваться знаний. А сам педагог осознает себя как профессионал, делает установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.
На занятиях по развитию речи используем элементы методики ТРИЗ. Чтобы работать по ней :
- изучили литературу, которая описывает методику ТРИЗ;
- выбрали те приемы, которые можно использовать с детьми дошкольного возраста, выделили из них те, которые под силу воспитанникам данной группы;
- систематизировали их по лексическим темам, одновременно разработали варианты использования словаря;
- проанализировали и обновили предметно-развивающую среду.
Нашим воспитанникам нравятся игры из серии «Наоборот». Они очень эффективны для обогащения словаря, для развития вербального интеллекта. Наоборот – это с противоположной стороны, это противоположное утверждение. Антонимы – это слова с противоположными значениями. Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?
- по свойствам (мягкое – твердое, одеяло – кровать);
- по размеру (большой – маленький, планета Земля – глобус);
- по функции (резать – клеить, ножницы – клей);
- по характеру (добрый – злой, Красная Шапочка – Серый Волк) и т.д.
В результате этой игры ребенок начинает понимать, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Игру «Наоборот» можно разнообразить по степени усвоения детьми различных понятий, то есть повторять эту игру, не повторяя заданий. Например:
Что может быть одновременно белым и черным? (зебра);
Жидким и твердым? (вода в бутылке);
Горячим и холодным? (чай в термосе) и т. п.
Своими знаниями, опытом делимся с коллегами и родителями через разные формы работы: выступления на педсоветах, родительских собраниях, беседы, консультации, работа в Службе сопровождения детского сада и т.д.
Выбирая ту или иную инновационную программу, педагог сначала изучает ее, внедряет ее, расширяя, адаптируя ее к условиям своего детского коллектива, делает выводы, вносит свои новшества. Педагог должен постоянно работать над повышением и усовершенствованием своего мастерства, экспериментировать и стремиться к тому, чтобы самому стать инициатором совершенно новых педагогических идей и проектов, то есть пройти все этапы инновационного процесса: создание, освоение и применение. Такова роль педагога в современном педагогическом процессе.
Литература:
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Юсуфбеков Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в процессе внедрения информационно - коммуникационных технологий в ДОУ.
Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, но и о политике гр...
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности. Сборник методических материалов для педагогов образовательных организаций.
В сборник вошли методические материалы, используемые педагогом-психологом для осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих в инновацион...
Консультация для педагогов: "Роль педагога в формировании отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры"
Целью данной консультации является психологическое просвещение педагогических работников...
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ
В презентации рассмотрены вопросы ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, роли педагога в процессе использования ИКТ в детском саду, использование ИКТ ...
Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работ...
«Роль педагога и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»
ull;Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как де...
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»
Уважаемые педагоги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...