«Роль педагога и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»
презентация по теме
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. деятельности Системно-деятельностный подход, реализовавшийся в практике моей работы, дал возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включились в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходило открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивировалось игровой развивающей ситуацией, предложенной мною, которая позволяла им определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная предметно-пространственная среда способствовала становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждало инициативу, мотивировало к деятельности, дало возможность каждому ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentacija-dlja-pedsoveta_5jrbl.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Деятельность Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
ДеятельнОСТНЫЙ ПОДХОД Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться , почувствовать радость творчества.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным ; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
ОРГАНИЗАЦИЯ предметно пространственной среды Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. С учётом этого первостепенной задачей педагогов в условиях обновления дошкольного образования является создание предметно-развивающей среды. Максимальное приближение к ситуации Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. . В группе оборудована зона с развивающими играми. Все в ней доступно детям. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.
Деятельностный подход В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
структура НОД на основе деятельностного подхода 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов
Создание проблемной ситуации 1. 1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось. 2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) . 3. Создать интригу («подождите скоро покажу что-то интересное и т. д.)
Целевая установка. 1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара) 2. заранее о чем-то договориться с коллегами.
Мотивирование к деятельности . 1 . Во время прогулки осенью. – Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза. Дети заинтересованы: «Какого сюрприза? » 2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям. Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас.
Проектирование решений проблемной ситуации 1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор. 2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
Анализ результатов деятельности. Подведение итога. Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спроси надо: «зачем вы все это делали? », чтобы понять осознал ли ребенок цель .
Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛО Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В своей работе с детьми использую следующие развивающие игры: логические блоки Золтана Дьенеша ; игры с палочками Кюизенера .
Эксперементирование .
Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога , и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей , как необходимого компонента учебной деятельности. деятельности Системно- деятельностный подход, реализовавшийся в практике моей работы, дал возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включились в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходило открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивировалось игровой развивающей ситуацией, предложенной мною, которая позволяла им определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная предметно-пространственная среда способствовала становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждало инициативу, мотивировало к деятельности, дало возможность каждому ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспита...
Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»
Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...
Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...
«Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ в воспитательно-образовательном процессе»
Учет типа темперамента детей педагогами ДОУв воспитательно-образовательном процессе» Знание типологических особенностей воспитанников, учет типов темперамента существенно повысит эффективнос...
Технологии проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа.
в статье говорится о совместной партнерской деятельности взрослого и ребёнка через технологию проблемного диалога, перечислены проблемно-диалогические методы, определены результаты применения те...
Консультация для педагогов "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ. Взаимодействие субъектов образовательного процесса."
Консультация с элементами треннинга....
Образовательные технологии деятельностного типа банк заданий к игре «Сказки – дерево» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (детские инициативы)
1-Детские инициативы№ № вариантаВозраст детейНазвание заданияЗадачиХод игры 1. 1-2года«Башенка»Развитие зрительного внимания, восприятия.Развитие конструк...