Проект на тему: "Развитие зрительно - пространственной ориентировки у детей с ОНР"
проект (старшая группа) на тему
Актуальность:
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при освоении чтения, письма, в овладении математическими операциями.
Значение пространственной ориентации в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, их оптимального взаимодействия, накопления представлений об окружающем мире. Неслучайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли серьезное внимание в своих исследованиях известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Т.А. Мусейибова и другие).
Дети дошкольного возраста должны уметь ориентироваться на себе, в окружающей действительности, в двух- и трехмерном пространстве, быть готовыми к пониманию основ геометрии в школе, уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Тип проекта: долгосрочный (на год)
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, воспитатели, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель
Интеграция образовательных областей: В данном проекте просматриваются все образовательные области. (Социально – коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая)
Цель: формирование зрительно - пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить проблему формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;
2. Выделить дидактические особенности формирования пространственной ориентации старших дошкольников.
3. Провести исследование развития пространственных представлений дошкольников;
4. Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве.
5. Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве;
6. Понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом с, около);
7. Совершенствовать умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.);
8. Определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов.
9. Учиться ориентироваться на листе бумаги (справа – слева; вверху – внизу; в середине, в углу).
Принципы реализации проекта
· Целенаправленность процесса формирования пространственных представлений на основе возрастных особенностей детей;
· Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
· Единство содержания форм и методов работы ;
· Личностно-ориентированный подход в процессе формирования представлений о пространстве старших дошкольников;
· Принцип доступности;
· Принцип системности и последовательности.
Методы и приемы:
ü Беседы
ü Наблюдения
ü Рассматривание
ü Занятия в игровой форме
ü Дидактические игры
ü Подвижные игры
ü Чтение художественной литературы
ü Рассказывание по картине, по мненотаблице.
ü Пальчиковая гимнастика
ü Зрительная гимнастика и др.
Ожидаемый результат
• умение ориентироваться в окружающем пространстве,
Двигать в заданном направлении с помощью знаков – указателей.
Выполнение математических заданий с помощью знаков – указателей,
Включение в разговорную речь предлогов обозначающих положение предметов в окружающем мире и картинах.
Уверенная ориентировка на листе бумаги.
Способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т.д.
Хорошей ориентировки в пространстве требуют от детей и улицы большого города с потоком движущихся машин, подземными переходами, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни, сигналы светофора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_prostranstv_.docx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»
Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...
Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...
Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием.
Развитие зрительно-пространственной ориентировки - важная часть коррекционной работы с детьми с амблиопией и косоглазием. Предлагаю вам одно из таких занятий...
Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: Сравнение предметов по толщине.
Занятия по зрительно-пространственной ориентировке неотъемлемая часть коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Предлагаю конспект одного из таких занятий....
Статья "Развитие зрительно - пространственной ориентировки и мелкой моторики у детей с ЗПР".
Опыт работы с детьми с задержкой психического развития. Как помочь детям в развитии мелкой моторики и зрительно - пространственной ориентировке....
Презентация проекта на тему "Развитие технических и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью выжигания по дереву" Январь 2019г
Презентация знакомит с историей выжигания, правилами и этапами выжигания....
ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»
Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...