Проект на тему: "Развитие зрительно - пространственной ориентировки у детей с ОНР"
проект (старшая группа) на тему

Болдырева Юлия Александровна

Актуальность:

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и  интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при освоении чтения, письма, в овладении математическими операциями. 
Значение пространственной ориентации в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, их оптимального взаимодействия, накопления представлений об окружающем мире. Неслучайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли серьезное внимание в своих исследованиях известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Т.А. Мусейибова и другие). 
Дети дошкольного возраста должны уметь ориентироваться на себе, в окружающей действительности, в двух- и трехмерном пространстве, быть готовыми к пониманию основ геометрии в школе, уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги.

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Тип проекта: долгосрочный (на год)

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, воспитатели, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель

Интеграция образовательных областей: В данном проекте просматриваются все образовательные области. (Социально – коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая)

 

Цель: формирование зрительно - пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.

Задачи:

1.      Изучить проблему формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;

2.      Выделить дидактические особенности формирования пространственной ориентации старших дошкольников.

3.      Провести исследование развития пространственных представлений дошкольников;

4.      Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве.

5.      Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве;

6.      Понимать смысл пространственных отношений  (вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за),  слева – справа, между, рядом с, около);

7.      Совершенствовать умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.);

8.      Определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов.

9.      Учиться ориентироваться на листе бумаги (справа – слева; вверху – внизу; в середине, в углу).

Принципы реализации проекта

· Целенаправленность процесса формирования пространственных представлений на основе возрастных особенностей детей;

· Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

· Единство содержания форм и методов работы ;

· Личностно-ориентированный подход в процессе формирования представлений о пространстве старших  дошкольников;

· Принцип доступности;

· Принцип системности и последовательности.

Методы и приемы:

ü  Беседы

ü  Наблюдения

ü  Рассматривание

ü  Занятия в игровой форме

ü  Дидактические игры

ü  Подвижные игры

ü  Чтение художественной литературы

ü  Рассказывание по картине, по мненотаблице.

ü  Пальчиковая гимнастика

ü  Зрительная гимнастика и др.

Ожидаемый результат

• умение ориентироваться в окружающем пространстве,

Двигать в заданном направлении с помощью знаков – указателей.

Выполнение математических заданий с помощью знаков – указателей,

Включение в разговорную речь предлогов обозначающих положение предметов в окружающем мире и картинах.

Уверенная ориентировка на листе бумаги.

Способность к  пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т.д.

Хорошей ориентировки в пространстве требуют от детей и улицы большого города с потоком движущихся машин, подземными переходами, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни, сигналы светофора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_prostranstv_.docx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием.

Развитие зрительно-пространственной ориентировки - важная часть коррекционной работы с детьми с амблиопией и косоглазием. Предлагаю вам одно из таких занятий...

Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: Сравнение предметов по толщине.

Занятия по зрительно-пространственной ориентировке неотъемлемая часть коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Предлагаю конспект одного из таких занятий....

Статья "Развитие зрительно - пространственной ориентировки и мелкой моторики у детей с ЗПР".

Опыт работы с детьми с задержкой психического развития. Как помочь детям в развитии мелкой моторики и зрительно - пространственной ориентировке....

ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»

Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...