Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Осепенкова Анастасия Андреевна

Настоящее занятие базируется на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода, то есть предполагает поуровневую организацию работы с детьми: здесь кружочком отмечены вопросы, адресованные максимально успешным дошкольникам; квадратом – задания для менее сильных ребят, и наконец, треугольником – для малышей, наиболее слабых относительно группы. Большинство представлений о геометрических формах, их свойствах и признаках ребенок усваивает в процессе активной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР

Цель: закрепление первоначальных представлений о форме предметов на материале учебной темы «Квадрат. Треугольник. Круг».

Задачи:

  1. закрепление представлений о основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг),  их свойствах;
  2. Развитие зрительно-тактильного восприятия;
  3. Развитие слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти;
  4. Развитие мыслительных процессов (сравнение, синтез, умозаключение);
  5. Развитие мелкой моторики;
  6. Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого;
  7. Закрепление навыков произвольного поведения на занятии.

Ход занятия

  1. Оргмомент. 

«Уточнение временных представлений».

-Здравствуйте ребята. Давайте вспомним, какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какой день недели?

2. Основной этап

Загадки «О геометрических фигурах»

-А теперь я буду загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать.

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник –

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие... (Фигуры.)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его... (Квадрат.)

 

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? - ... (Треугольник.)

 

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг.)

Дидактическая игра «Подумай, отгадай».

- Какую фигуру я загадала?

▲ – выбор из трех фигур разного цвета:

- Синий…

- Желтый…

- Красный…

□ – выбор из трех фигур одинакового цвета, но разной формы:

- Синий, но не круг. (Треугольник, квадрат.)

- Красный, но не квадрат. (Круг, треугольник.)

○ – выбор из множества фигур разных цветов и форм.

- Красный, но не катится. (Треугольник, квадрат.)

- Синий, но без углов. (Круг.)

Беседа о геометрических фигурах

Дефектолог демонстрирует и называет отличительные признаки геометрических фигур: у треугольника – три стороны, три уголка; у квадрата четыре стороны, все стороны одинаковые: короткая, короткая, короткая и короткая;  круг – без углов; круг катится!

- А может катиться квадрат? Треугольник? (□ Нет.)

- Почему? (○ Мешают углы.)

- Давайте попробуем (▲).

Дидактическая игра «Волшебный мешочек: квадрат, треугольник или круг?»

Физкультурная минутка «Посмотри-подумай-покажи».

Дефектолог оговаривает правила игры. Если дети увидят круг, нужно…

Круг – коснуться носа,

Квадрат – хлопнуть в ладоши над головой,

Треугольник – наклониться вперед.

Дидактическая игра «Что на что похоже?».

Можно использовать картинки, но лучше – заранее подобранные предметы интерьера соответствующих форм, например: круглое зеркальце, квадратная коробка, треугольный платок и т.п.

3) Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева, на, над, под, между, посередине....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В стране веселой математики. Счёт до 10»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «В стране веселой математики.  Счёт до 10»Цель: закрепление порядкового счёта до 10Задачи: закрепление умения считать в прямом и...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно....

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Морское путешествие за кладом»

Целью данного занятия является создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков  у детей 6-7 лет посредством игры путешествия. В ходе занятия- игры  решаются различны...

Методическая разработка игрового занятия по формированию элементарных математических представлений.

Конспект НОД в форме игры-квеста "Бухта приключений" Цель: Формировать у детей интерес к математике, с помощью интересных заданий и игр. Способствовать развитию у детей внимания. Активизиров...

Методическая разработка интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в лес» Старшая группа

Посредством дидактических игр закрепить знания детей о числовом ряде, прямом и обратном счете, закрепить названия перелетных, зимующих птиц и первых весенних цветов, обобщить представление детей о вес...