Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_2.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего
дошкольного возраста
«Путешествие в космос»
Программные Задачи:
Образовательные задачи:
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
- Закреплять умение соотносить количество точек с цифрами (от 1 до 10).
- Упражнять в счёте в пределах 10 и обратно.
- Способствовать освоению математических знаков: «больше», «меньше», «равно».
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
- Развивать смекалку, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать чувство единства, сплоченности.
Образовательные области:
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, наглядно-действенный, игровой.
К концу непосредственно образовательной деятельности уметь:
Ориентировке на плоскости. Называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и их характерные признаки (углы, стороны). Прямой и обратный счет. Освоение математических знаков: «больше», «меньше», «равно».
Предварительная работа:
Беседа о космосе; заучивание стихотворения про планеты; заучивание стихотворения про ракету; решение логических задач.
Оборудование:
Для воспитателя:
-Презентация, магнитная доска, арифметический набор, картина; аудиозаписи «Космическая музыка», «Старт космического корабля».
Для детей:
лист А-4, геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, овал), цифры от 1 до 10, карандаши (по количеству детей)
Ход образовательной деятельности
1 часть: Вводная
Дети сидят за столами. На экране появляется изображение инопланетянина.
Ребята, сегодня у нас в гостях инопланетянин Федя с далекой «Цветочной планеты». Нам пришло послание от него. (Включается запись голоса инопланетянина). Он просит нас помочь ему и его друзьям превратить злого дракона, в доброго.
Ребята, мы поможем жителям «Цветочной планеты»?
А вот на чем мы отправимся в космическое путешествие, узнаем после того как, соединим точки в том порядке, как идут цифры. Давайте вслух назовем цифры от1-10. Расскажите, в каком порядке вы будете соединять точки? Да, совершенно верно. (Дети работают на листах А-4, каждый индивидуально). Что у нас получилось? Правильно - ракета.
Ребята, давайте разомнемся перед полетом. Дети встают в произвольном порядке и один из детей читает стихотворение про ракету.
Текст: | Движения: |
Раз - два, стоит ракета, Три - четыре - скоро взлёт. Чтобы долететь до солнца, Космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас - атлет. Пролетая над Землёю, Ей передадим привет. | Дети поднимают руки вверх. Разводят руки в стороны. Описывают руками большой круг. Берутся руками за щёки и качают головой Руки в стороны, корпус качают вправо-влево Сгибают руки в локтях, сжав кулаки. Снова разводят руки в стороны. Поднимают руки вверх и машут. |
Какие молодцы ребята! Справились и с этим заданием. Прекрасные ракеты у вас получились!
2 часть: Основная
А теперь, вам нужно занять свои космические кресла. Я сейчас раздам вам посадочные талоны. Каждый из вас сядет на то место, где стоит цифра, соответствующая количеству точек на вашем талоне. (Дети разбирают посадочные талоны).
Будьте внимательны, считайте и занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики).
- Для полета нам нужно сделать пульт управления, которым мы будем управлять ракетой. На пульте у нас будет 5 кнопок, которые мы сделаем из геометрических фигур.
У вас на столах лежит лист бумаги, положите его перед собой. Для того чтобы наш пульт заработал, нам надо правильно его собрать. Для этого мы вспомним где левая и правая сторона, где верх и низ на листе. Молодцы. Возьмите геометрические фигуры. Какие фигуры вы взяли? Чем отличаются? Чем похожи? Сколько углов? Сколько сторон? Правильно. Слушайте внимательно:
- в правом верхнем углу положите треугольник;
- в левом нижнем углу положите прямоугольник;
- в правом нижнем углу положите круг;
- в левом верхнем углу положите квадрат;
- Посчитайте, сколько всего получилось кнопок?
Верно, получилось четыре кнопки.
-А как нам получить пять?
Правильно, нужно добавить еще одну кнопку.
-Добавьте в середину овал.
Теперь давайте повторим, как мы получили число 5.
-Сколько кнопок у нас было? Правильно, четыре
- Сколько мы добавили? Совершенно верно, еще одну кнопку.
- Сколько стало кнопок? Верно, стало пять кнопок.
-Посмотрите каждый на свой листик, у всех получилось пять кнопок?
Молодцы ребята! Все справились с заданием на листе бумаги и сделали пульт управления. Мы с вами вспомнили название разных фигур, которые в математике называют геометрическими. Каким одним словом можно назвать эти фигуры? Похожи они друг на друга? Правильно, все они разные и у каждого своего имени и характерные особенности. Давайте повторим. Вспомнили как образуется цифра 5. Тогда нам можно отправляться в полет.
3 часть:
А теперь пристегните ремни. Отсчитываем время в прямом порядке от 1 до 10. Пуск. (Звучит аудиозапись взлет ракеты) А пока мы набираем высоту, я задам вам несколько вопросов, а вы быстро отвечайте:
- Сейчас утро или вечер?
- Какой сегодня день недели?
- Назовите соседей четверга?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
На экран выводятся планеты солнечной системы. Какие планеты мы с вами пролетаем? (Дети называют)
По порядку все планеты
Назовет любой из нас
Раз - Меркурий
Два - Венера
Три - Земля
Четыре - Марс
Пять - Юпитер
Шесть - Сатурн
Семь - Уран
За ним Нептун
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием Плутон
Ребята, вот мы с вами на «Цветочной» планете. Вы помните, что нам нужно сделать на этой планете? Совершенно верно, спасти планету от гибели и превратить злого дракона в доброго.
На экране появляется дракон со словами, что ему не хочется становиться добрым и так просто с ним не справиться. Надо выполнить задания, которые спрятаны на планете «Цветов». Дети идут на ковер, где осматриваются и находят задания.
Нам необходимо пройти через специальные ворота (стойка, имитирующая ворота, на перекладине которой написано число 10). Для того, чтобы пройти через ворота, нужно составить пару из чисел в сумме дающих число 10. (У каждого ребенка цифры от 1 до 10). Давайте договоримся, что сигналом будет 2 хлопка в ладоши. Дети разбегаются по группе. По сигналу воспитателя образуют пару Зи7; 5и5; 7и 3; 6и4; 8и2; 1и 9 и проходят в ворота. А теперь давайте проверим, правильно ли составлены пары? Если находятся ошибки, обсуждаем их с детьми.
Смотрите, а здесь еще какие-то знаки (больше, меньше, равно). Вы их знаете? Для чего они нужны? Правильно, для того, чтобы сравнивать числа. Следующее задание: нам надо правильно сравнить цифры и расставить знаки.
4...5; 1...2; 6...7; 8...9 ;6...7
6...6; 8...8; 3...2; 5...4; 7...8
(дети расставляют знаки на магнитной доске, рассуждая при этом, почему они ставят именно этот знак).
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне не удалось вас запутать сложными вопросами. Вы знаете, что в неделе 7дней, умеете их называть и знаете их последовательность. Вы хорошо знаете состав числа 10 и без труда смогли найти себе пару для прохода в ворота.
4 часть:
Мы всё ближе и ближе к победе над злым драконом! Приступаем к следующему заданию.
Составьте задачу по картине. (На доске висит картина). Давайте рассмотрим ее. (рассуждаем, что изображено на картине; что в задаче есть условие и есть вопрос). Назовите условие, вопрос задачи. (Дети решают задачу).
Ребята, а можно ли решить такую задачу: «На клумбе росло 6 цветов. Один цветок сорвали. Как назывался этот цветок?». Совершенно верно, такую задачу нельзя решить. А почему? Да, в ней неправильно поставлен вопрос. А как надо изменить вопрос? Правильно, нужно спросить, сколько цветов осталось? Давайте теперь решим эту задачу.
Ребята, вы отлично потрудились. Злой дракон превратился в доброго дракошу. Инопланетяне остались довольны. И дарят вам этот конверт, а что в нем, мы сможем узнать, когда вернемся домой.
5 часть:
А теперь нам пора лететь обратно на землю, занимайте свои кресла в ракете. Чтобы попасть в детский сад, мы воспользуемся схемой пути:
«Найди обратный путь».
Игра называется «Найди, как пройти к ракете в лабиринте». (Крупные пазлы). Посмотрите, перед вами перепутанные пазлы с изображением частей
нашей ракеты и запутанной дорожкой к ней. Вам надо соединить правильно все пазлы. (На экран выводится изображение ракеты и дорожки к ней). Всем понятно задание? Тогда начинайте выполнять задание.
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь дружно делаем обратный отсчет, начиная с 10. Пуск! (звучит космическая музыка)
Чтобы мягко приземлиться, давайте скажем волшебные слова:
Лети, лети ракета
На запад, на восток
Считая километры,
И прибывая в срок.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие космонавты отсчитать от 10 до 0.
Воспитатель: Обратный отсчёт
Рефлексия:
Ну вот мы и дома. Вы сегодня показали, что вы умные, внимательные, находчивые, дружные, можете прийти на помощь. Скажите, куда мы с вами сегодня путешествовали? Что интересного вы сегодня увидели, оказавшись в космосе и на планете «Цветов». Какое задание вам понравилось больше? А какое задание было для вас сложным? Кому было интересно, весело и легко, кому было трудно? А это вам подарок от инопланетян - космические раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В стране веселой математики. Счёт до 10»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «В стране веселой математики. Счёт до 10»Цель: закрепление порядкового счёта до 10Задачи: закрепление умения считать в прямом и...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Морское путешествие за кладом»
Целью данного занятия является создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков у детей 6-7 лет посредством игры путешествия. В ходе занятия- игры решаются различны...
Методическая разработка "Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме "ПДД. Математика на дороге"
Коспект занятия по ФЭМП в старшей группе по теме "ПДД"...
Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений по старше-подготовительной группе «Гуси-лебеди»
Конспект НОД по мотивам сказки "Гуси-лебеди" (ФЭМП)...
Методическая разработка «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе...
Методическая разработка. Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы "Осеннее путешествие в королевство Математики"
Математика - очень важная наука. Она развивает у детей логическое мышление, речь, воображение, память. Помогает формировать терпение, настойчивость, творческие способности. Учит анализировать, умению ...