ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья на основе практического опыта описывает особенности проведения тренинговой работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_2015_natasha.docx-1.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Чупахина Н.А.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №34» г.Орла
В МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 34» воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести. В основном нарушения касаются легких форм ДЦП, сопровождающегося задержкой психического развития или плоскостопием, реже сопровождающихся когнитивными нарушениями. Данные особенности снижают у детей темп развития социально-коммуникативных навыков, затрудняют процесс их естественного развития. Поэтому для оказания психологической поддержки детям с ОВЗ я использую социально - психологический тренинг по расширению социального опыта, развитию коммуникативных навыков.
Социально - психологический тренинг для детей инвалидов обычно решает следующие задачи:
- снятие нервно-психической напряженности детей с ОВЗ в среде сверстников путем помощи в установлении контактов со сверстниками, нахождение адекватных форм взаимодействия с ними.
- обучение и закрепление социально-ценных норм поведения
- обучение социальному общению (навыкам знакомства, поддержания контакта, понимания партнера по общению, изучение вербального и невербального языка коммуникации, способам взаимодействия в различных ситуациях: в игре, на занятии, на прогулке, в бытовой ситуации, способам решения конфликтных ситуаций)
- поддержание и формирование мотивации заинтересованности в общении (создание интересных ситуаций)
Программы обучения детей с ОВЗ общению должны быть построены в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, характера и степени функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности. Тренинг может включать занятия, групповые тренировки и игры. Занятия раскрывают правила общения в различных социальных структурах (дома, в учебном заведении, в общественных учреждениях и т. д.), а тренировки и игры моделируют различные жизненные ситуации (посещение гостей, общение во дворе и т. д.). Для этих целей могут использоваться учебные программы, социально ориентированные на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях.
Психологический тренинг может также включать элементы когнитивного тренинга психических функции (память, внимание, мышление).
Стратегии и методы достижения цели:
В коммуникативном тренинге используются методические приемы: беседы, словесные, подвижные и релаксационные упражнения, рисование, проигрывание ролевых взаимодействий, психогимнастика. Необходимо поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами: словесными, творческими, физическими.
Специфические принципы работы в тренинге с детьми с ОВЗ
1) Группа формируется из нормально развивающихся сверстников и детей инвалидов
2) Некоторым детям инвалидам до включения в группу требуется предварительная индивидуальная работа, на которой с ребенком прорабатывается тревожность, изучаются эмоциональные состояния, разбираются возможные ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3)Детям инвалидам предоставляется больше возможности в совершении активных действий направленных на поддержание коммуникации.
4)Нормально развивающимся детям предлагаются задания на принятие и гуманное отношение к детям инвалидам, задания на помощь, повышение самооценки с помощью заданий направленных на помощь детям инвалидам.
5)Детям с нарушениями в развитии дается больше времени на проработку какой – либо ситуации, она подробно для них разбирается, отрабатывается в ролевом взаимодействии.
6)Обязательна рефлексия в конце каждого тренингового занятия, повтор и закрепление усвоенных социальных навыков.
7) Для более прочного закрепления усвоенного материала, родителям и воспитателям даются рекомендации по преодолению эмоциональных трудностей ребенка (например, поощрять свободное выражение переживаний ребенка в вербальной или невербальной форме, создавать ситуации общения с другим сверстниками, помогать преодолевать застенчивость и стеснительность при установлении контактов со взрослыми или сверстниками т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
В материале даны конкретные методические рекомендации для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»
Семинар для педагогов содержит в себе теоретическую часть освещающую проблемц воприятия детей с ограниченными возможностями здоровья и практическу. часть, позволяющую выработать гуманистическую позици...
Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании упражнений, направленных на снятие нагрузки на позвоночник»
Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический процесс так, чт...
«Использование нестандартного оборудования на занятиях по обучению плаванию для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Конспект предназначен для использования в своей работе инструкторам по физкультуре. Задачи занятия: закреплять ранее изученные упражнения. Продолжать учить скользить на груди, выполняя вдох-выдох...
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...
Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...
Использование элементов логоритмики для совершенствования речедвигательной деятельности у детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
Логоритмика - как элемент коррекционно- логопедической работы учителя логопеда....