Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
статья по коррекционной педагогике на тему

Тоцкая Екатерина Витальевна

Содержание

  • Введение
  • 1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 3. Задача трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Заключение
  • Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система воспитания и обучения детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата».

Содержание

  • Введение
  • 1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 3. Задача трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

       Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата.

       Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата - это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. В зависимости от причины и времени действия вредоносных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз.

3. Приобретенные заболевания и повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета и др.

       При всем разнообразии врожденных, рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект.

       В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.

1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

      Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно - педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля.

       Комплексный характер воспитательно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

       Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

       При воспитательно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности.

       При нарушениях опорно-двигательного аппарата важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм воспитательно-педагогической работы.

       Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.

       Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

       Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

       Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

       Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необходимо увязать данные компоненты социализации со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

       Сам термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию «образование» дал В.С. Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».

       Таким образом, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие - выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

       Наряду с обучением и воспитанием важную роль играет коррекция, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

       В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

       Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

       Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

       Коррекционное воспитание - воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

       Коррекционное развитие - исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

       Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

       В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта.             Входе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально - трудовой ориентировки.

       Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С. Леднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.

3. Задача трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

       Основная задача этого важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата - выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

       Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко физически и умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

       Большое значение в определении трудовых возможностей умственно и физически отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

       Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

  • Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно - гигиеническом обслуживании себя;
  • Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;
  • Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством инструктора;
  • Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
  • По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;
  • Научить работать совместно с товарищами по поточно - бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

       Соответствующая трудовая подготовка умственно и физически отсталых детей должна дать возможность этим лицам после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

Заключение

       Исследования подтверждают значение общеобразовательного и воспитательного обучения в коррекции недостатков ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведущую роль в обеспечении развития и подготовки их к жизни, труду.

       Конкретные методические пути использования процесса обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методы обучения и воспитания работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально - волевой и двигательной сферы учащихся на том или ином этапе.

       Вместе с разнообразием конкретных методических путей существуют психолого-педагогические принципы:

  • введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
  • использование методов и приёмов обучения и воспитания с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
  • коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания, преодоление индивидуальных недостатков развития;
  • определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах - Москва, 1983, Т. 5, с. 223-224.

2. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова - Москва, Новая школа, 2006г.

3. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. - 2001г. - №2 - с.33.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии - Москва, Просвещение, 2008г.

5. Леднёв В.С. Содержание образования. - Москва, 20079, с. 47.

6. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. - 2007г. - №4 - с.43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-адаптационного обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта

Работа представляет собой нечто среднее между программой и перспективным планированием. Кроме практических рекомендаций по организации коррекционных мероприятий в группе для детей с тяжёлыми и глубоки...

Альтернативные системы воспитания и обучения детей раннего возраста

Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш пр...

Система работы по обучению детей моделированию.

Представлен материал из опыта работы по обучению детей моделированию  на  логопедических занятиях....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

особенности и рекомендации в обучении детей с нарушениями ОДА...

Средства физической культуры, применяемые для коррекции, воспитания и обучения детей с поражением опорно- двигательного аппарата.

Основные средства, которые применяют при работе с детьми, имеющие ДЦП, - физические упражнения(гимнастические, спортивно- прикладные, подвижные игры)....

Доклад на тему: "Игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек"

laquo;Игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек»...