Влияние творчества на развитие детей с нарушением зрения
методическая разработка по аппликации, лепке по теме
Развитие творческой активности у детей с нарушением зрения
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для художественно – продуктивной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование – основные виды изобразительной деятельности, по средствам которой дети образно отражают окружающую деятельность. Ни для кого не секрет, что детям свойственно естественное стремление к прекрасному и вообще к творчеству. Одной из важнейших задач педагогов является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Где, как ни на занятиях по конструированию, аппликации, лепке дошкольники могут заняться творчеством, пофантазировать, сделать что – то своими руками
У каждого человека есть потребности в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможность реализовать свой творческий потенциал. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрываться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Она отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, - пишет В.В. Давыдов, - является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у детей разные. Они зависят от нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяется наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом деятельности является художественно – продуктивная деятельность.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развития ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В тоже время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступает здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку... у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». (Л.С. Выготский). Б.М. Теплов пишет, что «...задача изображения необходимо требует острого восприятия... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по – новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
У детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм и др.) снижена острота зрения, зрительное восприятие носит фрагментарный характер, у многих наблюдается недоразвитие мелкой моторики, навыков ориентировки в окружающем пространстве.
Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения, является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечеткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний. Особенности зрительного дефекта и вторичных отклонений накладывают свой отпечаток на изобразительную деятельность детей с нарушением зрения. Из-за отсутствия понимания полноты и глубины окружающего мира снижается возможность самостоятельного и наиболее точного отображения предметов. Бедность практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза накладывают свой отпечаток на овладение ручными навыками и творческую деятельность детей. Максимально бедный моторный компонент сосуществует с гораздо более сложной и по существу вербальной продукцией. В отличие от нормально развивающихся детей, дошкольники с нарушением зрения ограничены в возможностях практического опыта, вследствие его неверного понимания. Они испытывают трудности в создании и реализации замысла, наблюдается поверхностное и схематическое отражение всех составляющих.
Художественно - продуктивная деятельность, с одной стороны в определенной степени способствует развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного мышления, эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой – позволяет ребенку с нарушением зрения соприкоснуться с декоративным искусством, совершенствовать свои ручные умения, получать эстетическое удовольствие и радость от творчества. Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития творческой инициативы. Эта работа увлекает дошкольников, развивает воображение, конструктивное мышление. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявлять волю, терпение. Дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы, чувствуют веру свои силы и возможности. Из бумаги и картона делаем игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игрушки – забавы, подарки и сувениры. Своими поделками, дети украшают интерьер группы, дарят малышам и родителям.
В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей с нарушениями зрения реальных образов предметов окружающего мира, овладение ручными умениями, самореализации в творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_u_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой активности у детей с нарушением зрения
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для художественно – продуктивной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование – основные виды изобразительной деятельности, по средствам которой дети образно отражают окружающую деятельность. Ни для кого не секрет, что детям свойственно естественное стремление к прекрасному и вообще к творчеству. Одной из важнейших задач педагогов является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Где, как ни на занятиях по конструированию, аппликации, лепке дошкольники могут заняться творчеством, пофантазировать, сделать что – то своими руками
У каждого человека есть потребности в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможность реализовать свой творческий потенциал. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрываться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Она отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, - пишет В.В. Давыдов, - является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у детей разные. Они зависят от нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяется наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом деятельности является художественно – продуктивная деятельность.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развития ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В тоже время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступает здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку... у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». (Л.С. Выготский). Б.М. Теплов пишет, что «...задача изображения необходимо требует острого восприятия... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по – новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
У детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм и др.) снижена острота зрения, зрительное восприятие носит фрагментарный характер, у многих наблюдается недоразвитие мелкой моторики, навыков ориентировки в окружающем пространстве.
Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения, является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечеткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний. Особенности зрительного дефекта и вторичных отклонений накладывают свой отпечаток на изобразительную деятельность детей с нарушением зрения. Из-за отсутствия понимания полноты и глубины окружающего мира снижается возможность самостоятельного и наиболее точного отображения предметов. Бедность практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза накладывают свой отпечаток на овладение ручными навыками и творческую деятельность детей. Максимально бедный моторный компонент сосуществует с гораздо более сложной и по существу вербальной продукцией. В отличие от нормально развивающихся детей, дошкольники с нарушением зрения ограничены в возможностях практического опыта, вследствие его неверного понимания. Они испытывают трудности в создании и реализации замысла, наблюдается поверхностное и схематическое отражение всех составляющих.
Художественно - продуктивная деятельность, с одной стороны в определенной степени способствует развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного мышления, эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой – позволяет ребенку с нарушением зрения соприкоснуться с декоративным искусством, совершенствовать свои ручные умения, получать эстетическое удовольствие и радость от творчества. Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития творческой инициативы. Эта работа увлекает дошкольников, развивает воображение, конструктивное мышление. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявлять волю, терпение. Дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы, чувствуют веру свои силы и возможности. Из бумаги и картона делаем игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игрушки – забавы, подарки и сувениры. Своими поделками, дети украшают интерьер группы, дарят малышам и родителям.
В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей с нарушениями зрения реальных образов предметов окружающего мира, овладение ручными умениями, самореализации в творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сотрудничество педагогов МДОУ с целью инклюзивного развития детей с нарушением зрения" (в соавторстве с членами ПМДО Мелешковой Н. А., Ведерниковой Л. И., Ерёминой О. А., Кочерыгиной Т. В.)
Данная статья была написана в соавторстве с членами ПМДО (психолого-медико-дефектологического об`единения) нашего МДОУ Мелешковой Н. А., Ведерниковой Л. И., Ерёминой О. А. и Кочерыгиной Т....
Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"
Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...
Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.
У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....
занятие по познавательному развитию детей с нарушением зрения 3-4 лет
расширять знание детей о зиме, учить наблюдать за явлениями природы в зимний период...
Статья "Значение театрализованных игр в развитии детей с нарушением зрения".
В данной статье рассматриваются театрализованные игры как средство освоения техники перевоплощения, обучения детей выражать эмоциональные чувства и настроения героев игр, успешного развития речи....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"
Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...