Статья "Значение театрализованных игр в развитии детей с нарушением зрения".
статья по теме

В данной статье рассматриваются театрализованные игры как средство освоения техники перевоплощения, обучения детей выражать эмоциональные чувства и настроения героев игр, успешного развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение театрализованных игр в развитии детей с нарушением зрения.

Представления детей с нарушениями зрения отличаются фрагментарностью, неточностью, быстрым забыванием. Недостаточность их мыслительной деятельности объясняется слабостью операций анализа, синтеза, сравнения, что вызвано особенностью их зрения.

Трудности оперирования представлениями особо проявляются при решении творческих задач, требующих работы воображения. Это выражается в однообразии, шаблонности и стереотипности содержания строительных сюжетно-ролевых игр, в скудности речевых средств, используемых ребенком в быту, игре, на занятиях. Дети с нарушением зрения испытывают затруднения в установлении логических и временных связей, что отрицательно сказывается на понимании смысла ситуаций, рассказов, на определение и запоминании последовательности событий, причин и последствий происходящего. Трудности отмечаются и в их речи: они часто не могут установить и объяснить связь между предметами, событиями, персонажами художественных произведений, плохо рассказывают, невнятно передают свои впечатления, речь их эмоционально не окрашена. Для коррекции этих особенностей детей с нарушением зрения большое значение имеют театрализованные игры.

 Л.С. Выгодский определяет драматургию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей и находит свое отражение стихийно, не зависимо от желания взрослых. Специфика театральной игры, как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет развивать пространственно-временную ориентировку, знакомить с законами природы: цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности. В то же время в этих играх формируется умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира. В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь - необходимое условие адаптации ребенка в обществе. В играх-драматизациях у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой и т.д. Кроме того, театральные игры носят универсальный характер, поскольку они способствуют формированию различных знаковых систем, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер, а так же социализации детей.

Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец. И, как следствие, неоценима роль театральных игр в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В определенный момент в результате воспитания эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества, в своеобразной форме отражается жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления, жизнь животных и природного мира. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, дети учатся понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в момент соотнесения ребенком себя не только с положительным, но и с отрицательным, непривлекательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значения не только для него лично, но и для окружающих.

Итак, мы видим, что театральная деятельность является наиболее продуктивной деятельностью. Это уникальное средство общения, материал для развития связной речи, эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сотрудничество педагогов МДОУ с целью инклюзивного развития детей с нарушением зрения" (в соавторстве с членами ПМДО Мелешковой Н. А., Ведерниковой Л. И., Ерёминой О. А., Кочерыгиной Т. В.)

Данная статья была написана в соавторстве с членами ПМДО (психолого-медико-дефектологического об`единения) нашего МДОУ  Мелешковой Н. А.,  Ведерниковой Л. И., Ерёминой О. А. и Кочерыгиной Т....

Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"

Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....

занятие по познавательному развитию детей с нарушением зрения 3-4 лет

расширять знание детей о зиме, учить наблюдать за явлениями природы в зимний период...

презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"

Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"

Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...