Статья "Сотрудничество педагогов МДОУ с целью инклюзивного развития детей с нарушением зрения" (в соавторстве с членами ПМДО Мелешковой Н. А., Ведерниковой Л. И., Ерёминой О. А., Кочерыгиной Т. В.)
статья по теме
Данная статья была написана в соавторстве с членами ПМДО (психолого-медико-дефектологического об`единения) нашего МДОУ Мелешковой Н. А., Ведерниковой Л. И., Ерёминой О. А. и Кочерыгиной Т. В. и вышла в сборнике МОУ "Информационно-диагностический (методический) центр" г. Рязани "Школа нового дня: лучшие педагогические инициативы" (по итогам выставки-презентации, ч. 1, Рязань 2011г.)
В статье рассказывается о целях и задачах ПМДО, о работе его членов по внедрению инклюзивного развития и образования детей с особыми потребностями, что обеспечивает им доступное образование в плане приспособления к их нуждам, об осуществлении различных видов инклюзии. Сотрудничество специалистов ПМДО построено на принципах построения инклюзивного образовательного пространства и предполагает активное вовлечение детей, родителей и всех педагогов в развитие деятельности МДОУ. Также организована медицинская, психологическая и коррекционная поддержка воспитанников, консультативная и практическая помощь родителям и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_pedagogov..._statya.docx | 842.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №106»
Сотрудничество педагогов МДОУ с целью
инклюзивного развития детей с нарушением зрения
г. Рязань 2011
МДОУ «Детский сад №106» компенсирующего вида функционирует с 1973 года. В настоящее время в детском саду работают 10 групп для детей в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе 9 групп для детей с нарушением зрения и 1 группа – для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Педагогическую деятельность с детьми осуществляют 20 воспитателей, 7 учителей-дефектологов, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Основная задача специального образования и воспитания детей с патологией зрения и речи – социальная адаптация в обществе, сохранение и укрепление здоровья детей. Обучение и воспитание в нашем детском саду направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. Только в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива вырабатывается единая политика воспитания, обучения и коррекционной работы с детьми, а зрительные и физические нагрузки предварительно обязательно обсуждаются с врачом-офтальмологом.
В системе методической работы МДОУ одним из ключевых звеньев является ПМДО (психолого-медико-дефектологическое объединение). Это объединение было создано в 2002 году и в его состав входят: заведующая МДОУ, заместитель заведующей по ВМР, учителя-дефектологи (тифлопедагоги), учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, врач-офтальмолог, медсёстры-ортоптистки, медсестра по массажу.
Целью работы ПМДО является осуществление комплексного подхода к диагностике, коррекционной помощи детям с нарушением зрения и речи, модификация воспитательно-образовательного процесса.
Задачи ПМДО:
- обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями в развитии;
- повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в работе с такими детьми;
- внедрение в работу педколлектива принципов инклюзивного образования;
- обеспечение преемственности в работе МДОУ и школы № 26 в рамках проекта «Дошкольник – школьник».
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступное образование для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Наш педагогический коллектив осуществляет различные виды инклюзии:
- точечная инклюзия, когда ребёнок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулках;
- частичная инклюзия, во время которой ребёнок находится в группе сверстников, осваивая учебный материал индивидуально, но участвует в групповых занятиях;
- полная инклюзия, то есть посещение МДОУ ребёнком с ограниченными возможностями в течение всего дня.
Сотрудничество педагогов МДОУ основано на принципах построения инклюзивного образовательного пространства.
Принцип вариативной развивающей среды:
Членами ПМДО разработаны методические рекомендации для педагогов по созданию специальной развивающей среды для всех возрастных групп, кабинетов специалистов, музыкального и физкультурного залов с учётом особенностей развития детей с нарушением зрения, многочисленные оригинальные дидактические игры и пособия для коррекционной работы с такими детьми.
Принцип вариативной методической базы:
Междисциплинарная работа предполагает способность использования педагогами методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифлопедагогики, логопедии и психологии, совместную работу на интегрированных занятиях с детьми.
Так, учителем-дефектологом высшей квалификационной категории Ведерниковой Л. И. разработаны конспекты занятий с детьми по ФЭМП для всех возрастных групп, представлен опыт работы по ориентировке в пространстве, коррекции сохранных анализаторов, комплексы зрительной гимнастики.
Совместно с учителем-дефектологом высшей квалификационной категории Метельской Н. Г. разработано тематическое планирование по всем возрастным группам, которое позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагогов. На основе такого планирования ими созданы и активно используются курсы интегрированных коррекционных занятий тифлопедагога и логопеда с детьми 6-ого и 7-ого года жизни. В сборнике «Дошкольная логопедическая служба» (Книга 2), выпущенном издательством «Сфера» в 2008 году, напечатана статья этих педагогов «Интегрированные логопедические занятия для детей с нарушением зрения». В этом же издательстве в 2007 – 2010 годах выходит методическое пособие Метельской Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях». Также ею создана система работы по развитию восприятия графического образа букв у детей с нарушением зрения.
Педагогом-психологом высшей квалификационной категории Ерёминой О. А. разработаны программа «Ступени» по готовности детей к школьному обучению, программа «Капелька» по адаптации детей раннего возраста к ДОУ, курсы интегрированных коррекционных занятий с тифлопедагогом, логопедом.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Муратова С. А. разработала систему работы по использованию игр-головоломок в развитии зрительного восприятия детей.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Турбина Л. В. создала программу индивидуального развития слепого ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению.
Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Кочерыгина Т. В. разработала комплексы УГГ с учётом ортопедических требований. Совместно с учителем-дефектологом высшей квалификационной категории Ведерниковой Л. И. проводится деятельность по активизации зрения и физического развития детей, с учителем-дефектологом II квалификационной категории Джумаевой А. Ю. создана программа индивидуального развития слепого ребёнка, а с воспитателем I квалификационной категории Матвеевой Н. А. - «Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения».
Все вышеупомянутые программы и разработки активно используются педагогами МДОУ.
Принцип модульной организации образовательных программ:
Программа проведения занятий с детьми предполагает включение в базовую программу воспитания и обучения под редакцией Васильевой М. А. программы для детей с нарушением зрения под редакцией Плаксиной Л. И. Кроме этого, Ведерниковой Л. И. и Метельской Н. Г. разработано перспективное планирование по ознакомлению с окружающим и по развитию связной речи детей во всех возрастных группах для воспитателей МДОУ.
Принцип активного включения всех участников образовательного пространства:
Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и педагогов в развитие деятельности детского сада, что является одной из главных задач работы ПМДО на данном этапе.
Наличие высококлассных специалистов в составе ПМДО позволяет оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку воспитанникам, организовывать консультативную и практическую помощь, как детям, так и занимающимся с ними педагогам и родителям. Сотрудничество педагогов МДОУ в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создаёт основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"
Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...
Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.
У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Организация и содержание деятельности педагога-психолога в ДОУ для детей с нарушением зрения
В презентации раскрываются цели и задачи коррекционной работы...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ".
Обучение детей Правилам дорожного движения - жизненно необходимо. С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам...
презентация Консультация для педагогов:«Сенсорное развитие детей с нарушением зрения посредством дидактических игр»
Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является формирование всесторонне развитой личности. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку является ...
Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"
Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...