Конспект занятия в подготовительной к школе группе образовательная область «Речевое развитие» Тема: « Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе образовательная область «Речевое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zauchivanie_stihotvoreniya_p.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №22 «Журавлёнок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе
образовательная область «Речевое развитие»
Тема: « Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день»
Подготовила: воспитатель
Аношкина Нина Валентиновна
Новочебоксарск 2023
Цель: познакомить детей со стихотворением П.Соловьевой «Ночь и день», помочь запомнить стихотворение П.Соловьевой «Ночь и день» с помощью кодирования слов (технология ТРИЗ).
Образовательные: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу заучивания, научить выразительно читать стихотворение. Пополнить литературный багаж стихотворениями.
Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, память.
Воспитательные: прививать чуткость к поэтическому слову.
Предварительная работа. Разучивание физкультминутки "Весенняя».
Материалы и оборудование: фломастеры, магниты для магнитной доски, угощения.
Демонстрационный материал: конверт, жёлтый круг, 5 жёлтых лучиков с заданием, таблица с пустыми ячейками расчерченная с учётом количества слов, союзов в стихотворение.
Методические приёмы:
Вводная часть. Организационный момент.
Основная часть.
1.Задание. «Отгадайте загадки»
2.Задание. «Назови признаки весны»
3.Задание. «Послушайте стихотворение»
4. Задание. Физкультминутка «Хлопаем - топаем».
5.Задание. «Закодируете стихотворение» (использование технологии ТРИЗ).
6 .Задание. «Найди угощение».
Заключительная часть.
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель. Дети, когда я сегодня пришла утром в группу, то увидела на столе конверт. Что на нем написано? Давайте вместе прочитаем. Читаем: «Детям группы «Солнышко» от Лесной Феи». Интересно, а что же там, хотите узнать? (Да.)
Дети.
(В конверте жёлтый круг и на нем написано послание от Лесной Феи).
Воспитатель. Дорогие ребята!
Я бы хотела с вами подружиться. Но со мной случилась беда, злой волшебник заковал меня в ледяной замок без окон и дверей. Чтобы меня спасти нужно выполнить задания злого волшебника. Заданий будет несколько и если вы все задания выполните, то сможете спасти меня от злых чар. Все задания вы найдёте в этом конверте. Я очень надеюсь, что вы мне поможете. (Задания написаны на солнечных лучиках).
Воспитатель. Ребята, поможем Лесной Феи.
Дети.
1 задание. «Отгадайте загадки».
Воспитатель.
Кончилось время
Снега и льда.
Берег реки
Затопляет вода.
День удлиняется,
Ночь убывает.
Как это время,
Скажи, называют? (Весна.)
Дети.
Воспитатель.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Дети.
(Воспитатель прикрепляет лучик на доску, формируя солнышко).
2 задание. «Назови признаки весны».
Воспитатель. По каким признакам мы узнаем о приходе весны? (Днём стало пригревать солнце. Стало теплее, день стал длиннее. Снег потемнел и стал таять. Появляются первые проталины. Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны. Начинают бежать ручьи. Возвращаются перелётные птицы.)
Дети.
Воспитатель. А что бы было, если бы не наступила весна? (Было холодно. Птицы бы не прилетели. Было бы пасмурно, темно. Не распустились бы цветы.)
Дети.
(Воспитатель прикрепляет лучик на доску, формируя солнышко).
3 задание. «Послушай стихотворение».
Воспитатель. Послушайте стихотворение «Ночь и день», которое написала поэтесса Полина Соловьева.
(Воспитатель читает).
Ночь зимой - как чёрный кот,
День – как серенькая мышь.
Но весна, весна идёт,
Ярко звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой блестящий кот.
Воспитатель. (Воспитатель обращает внимание на сравнения)
Посмотрите, какие необычные сравнения:
«ночь зимой – как чёрный кот,
день – как серенькая мышь».
Почему ночь зимой сравнивается с чёрным котом, а день с серенькой мышью? (Ночь тёмная и большая, как кот. День короткий и пасмурный, как серая мышь.)
Дети.
Воспитатель. Правильно, ночь зимой тёмная и длинная, а день короткий, кот большой а мышь маленькая.
«Но весна, весна идёт,
Ярко звонко каплет с крыш».
Почему каплет с крыш? (Потому что стало тепло, греет солнышко.)
Дети.
Воспитатель. «Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев».
Мороз ещё морозит, но от тёплого солнышка снег тает и бегут ручьи. Птицы стали прилетать с юга, а воробьи от тепла тоже весело щебечут.
«Исчезает тьма и тишь, и теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь, день – большой блестящий кот».
С наступлением весны «день – большой, блестящий кот».
Ну что большой – это понятно, так как день стал длиннее, а почему блестящий? (Стало больше солнечных дней.)
Дети.
Воспитатель. Стихотворение мы с вами разобрали.
(Воспитатель прикрепляет лучик на доску, формируя солнышко).
Посмотрим следующее задание.
4 задание. Физкультминутка «Хлопаем - топаем».
Воспитатель: Молодцы задание выполнили.
(Воспитатель прикрепляет лучик на доску, формируя солнышко).
5 задание. «Закодируете стихотворение»
Воспитатель. Ребята, Лесная Фея предлагает нам закодировать стихотворение, кодом слова будет рисунок. Вы, согласны?
(Педагог вывешивает заготовленную таблицу с пустыми ячейками расчерченную с учётом количества слов, союзов в стихотворение).
Воспитатель. Ребята, как мы изобразим слово ночь? (Месяц с звёздами.)
Дети.
Воспитатель. Как закодируем слово зимой ? (Снежинка.)
Дети.
Воспитатель. Союз «как» мы отметим треугольником, как и все союзы.
Воспитатель. Как закодируем словосочетание чёрный кот? (Чёрный Кот.)
Дети.
Воспитатель. Как слово день? (Солнце.)
Дети.
Воспитатель. Союз «как» мы отметим треугольником, как и все союзы.
Воспитатель. Как закодируем слово серенькая мышь? (Мышь серого цвета.)
Дети.
Воспитатель. Союз «но» мы отмети треугольником, как и все союзы.
Воспитатель. Как мы изобразим слово весна? (Цветы.)
Дети.
Воспитатель. Хорошо, слова весна повторяется два раза, значит и рисунок повторим. Теперь слово идёт. (Человек идёт.)
Дети.
Воспитатель. Как закодируем слово ярко? (Лампочка.)
Дети.
Воспитатель. Как мы изобразим слово звонко? (Колокольчик.)
Дети.
Воспитатель. Слово каплет? (Капли.)
Дети.
Воспитатель. Союз «с» мы отмети треугольником, как и все союзы.
Воспитатель. Как закодируем слово крыш? (Крыша.)
Дети.
Воспитатель. Частицу уж изобразим треугольником.
Воспитатель. Слово морозу? (Дед Мороз.)
Дети.
Воспитатель. Частицу «не» тоже изобразим треугольником.
Воспитатель. Как нарисуем слово сдержать? (Узел.)
Дети.
Воспитатель. Как изобразим слово шумной? (Взрыв.)
Дети.
Воспитатель. Как слово радости? (Весёлый смайлик.)
Дети.
Воспитатель. Как закодируем слово ручьёв? (Ручьи.)
Дети.
Воспитатель. Слово стали как нарисуем? (Стоит человечек.)
Дети.
Воспитатель. Как слово птицы? (Птицы.)
Дети.
Воспитатель. Слово прилетать как изобразим? (Крылья.)
Дети.
Воспитатель. Как нарисуем слово звонче? (Звонок в дверь.)
Дети.
Воспитатель. Слово щебет? (Ноты.)
Дети.
Воспитатель. Как слово воробьев? (Воробьи.)
Дети.
Воспитатель. Как мы изобразим слово исчезает? (Приведение.)
Дети.
Воспитатель. Как слово тьма? (Закрасить чёрным карандашом.)
Дети.
Воспитатель. Союз «и» мы отмети треугольником.
Воспитатель. Как закодируем слово тишь? (Жест рукой тишина.)
Дети.
Воспитатель. Союз «и» мы отмети треугольником.
Воспитатель. Слово теперь отметим буквой т.
Воспитатель. Как мы изобразим слово наоборот? (Человечек вниз головой.)
Дети.
Воспитатель. Предложение ночь – как серенькая мышь, зарисуем как в начале стихотворения.
Воспитатель Слово день повторим рисунок с начала стихотворения.
Воспитатель. Как закодируем слово большой? (Большой круг.)
Дети.
Воспитатель. Как слово блестящий кот? (Кот блестящего цвета.)
Дети.
Воспитатель. Воспитатель по схеме читает стихотворение, интонацией показывает, как можно прочитать стихотворение.
(Далее дети по желанию читают стихотворение)
Воспитатель. Все задания Лесной Феи мы выполнили, думаю, что она довольна, (воспитатель прикрепляет лучик на доску, формируя солнышко). На доске у нас получилось солнышко, которое особенно хорошо светит весной. А на последнем лучике написано, читаем: «Большое спасибо ребята группы «Солнышко» ваше солнышко помогло растопить ледяной замок и я свободна. В благодарность вас ждёт угощение от меня, вы можем найти его в группе в корзинке».
Воспитатель. Дети, понравилось вам стихотворение? (Да.)
Дети.
Воспитатель. Спасибо за работу.
Используемая литература:
- Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду». Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий: Мозаика-синтез; М.:; 2012 ISBN 978-5-86775-899-8
- ТРИЗ в системе дошкольного образования / Научн. ред. Е . И. Касаткина. – Вологда: ВИРО, 2004. – 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область "Познавательное развитие" Тема: "Математический КВН"
Обучающие задачи :- учить анализировать, сравнивать ,обобщать , доказывать , делать выводы;- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;- закрепить умение решать логические зад...
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Двенадцать месяцев».
систематизировать знания детей о временах года....
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Образовательная область-познавательное развитие Тема: «Животные зимой»
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группыОбразовательная область-познавательное развитиеТема: «Животные зимой»Содержание:1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.2.Составлени...
Конспект открытой образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «На поиск сокровищ с капитаном Ураганом»
Развитие психо-физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через формирование широкого круга выполняемых игровых действий, решение проблемно-игровых ситуаций с использованием игрового пар...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе». Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Приключения Незнайки по дороге в первый класс».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Направлено на закрепление представлений детей о звуках и буквах; закреплении навыка полного фонематического анализа слов, слоговой ...
Конспект занятия в первой младшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Насекомые»
Конспект занятия в первой младшей группе. Образовательтная область "Речевоен развитие" Тема: "Насекомые"...
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Берёза – белая подруга»
Цель: формировать патриотическое сознания, чувство гордости и любви к русской березе - символу России Задачи:образовательные- дать представление о самом почитаемом дереве...