Технологическая карта занятия
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Закирова Алина Илшатовна
Технологическая карта занятия Тема занятия: чтение отрывка рассказа К. Паустовский «Кот ворюга». Возрастная группа: старшая (от 5 до 6 лет) Цель занятия: Доведение до понимания детьми основной идеи содержания: Что воровать - это плохо, через выразительное чтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Кот-Ворюга» Задачи занятия: Образовательные: формировать умение анализировать поступки героев через работу с иллюстрациями. Развивающие: развивать грамматический правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым ответом Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания Дополнительные задачи: закреплять умение работать с интерактивной доской SMAR NOTEBOOK, последовательно называть события в сказке «Кот-Ворюга», через работу с иллюстрациями Словарная работа: отчаяние, кукан, заросли, плотница, лаз, шиворот, подпалины, бухало, припадок. Планируемый результат: дети поняли основную идею сказки, проанализировали поведение главного героя Подготовительная работа: Беседа о плохих и хороших поступках. Чтение пословиц и поговорок про доброту, и зло, просмотр советских мультфильмов. Материалы и оборудование: интерактивная панель, ноутбук, книга рассказ "Кот-ворюга", цветная бумага, карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot-voryuga.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   занятия

Тема занятия: чтение отрывка рассказа К. Паустовский «Кот ворюга».

Возрастная группа: старшая (от 5 до 6 лет)

Цель занятия: Доведение до понимания детьми основной идеи содержания: Что воровать - это плохо, через выразительное чтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Кот-Ворюга»

Задачи занятия:

Образовательные: формировать умение анализировать поступки героев через работу с иллюстрациями.

Развивающие: развивать грамматический правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым ответом

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания

Дополнительные задачи: закреплять умение работать с интерактивной доской SMAR NOTEBOOK, последовательно называть события в сказке «Кот-Ворюга», через работу с иллюстрациями

Словарная работа: отчаяние, кукан, заросли, плотница, лаз, шиворот, подпалины, бухало, припадок.

Планируемый результат: дети поняли основную идею сказки, проанализировали поведение главного героя

Подготовительная работа: Беседа о плохих и хороших поступках. Чтение пословиц и поговорок про доброту, и зло, просмотр советских мультфильмов.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, ноутбук, книга рассказ "Кот-ворюга", цветная бумага, карандаши.   

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия

-Здравствуйте ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки: Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

-Садимся на свои места. Спину держим прямо, ноги подружили.

Словесный метод (обращение к воспитанникам). Приветствие, установление зрительного контакта.

Дети стоят в кругу, берутся за руки, здороваются, повторяют движения за воспитателем.

Садятся на свои места.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы в доступной для детей форме.

-Ребята, посмотрите на экран, сегодня к нам в гости пришёл добрый гном, и принес с собой книгу, он хочет, чтобы мы с вами прочитали этот рассказ, который написал  Константин Дмитриевич Паустовский

-Но для начала мы должны отгадать загадку:

 Этот зверь живет лишь дома,

 С этим зверем мы знакомы,

 У него усы как спицы,

 Он мурлыча песнь поет,

 Только мышь его боится.

 Угадали это?

-Как вы думаете, почему Гном загадал загадку про кота?

-Он хочет познакомить нас с произведением  Константина Дмитриевича Паустовского

-Он написал много разных сказок и рассказов, все его сказки нас чему-то учат.  

-А сегодня мы с вами познакомимся с его поучительным рассказом «Кот – Ворюга». Посмотрите его портрет.

(Воспитатель показывает портрет писателя) 

-Книга выполнена в мягком переплёте, здесь яркие и красочные картинки, которые нарисовала Т. О. Русакова.

-В рассказе К. Паустовского рассказчик говорит о том, как он и его помощники долго не могли поймать рыжего кота. Этот зверь наносил непоправимый урон каждый день герою истории, опустошая его чулан. Поймают ли рыжего плута люди, как поступят с ним, что изменится в поведении кота после этого, узнаете прочитав его. Он учит проявлять милосердие и показывает, как один поступок может изменить жизнь многих людей вокруг.

-Мне очень нравится этот рассказ, я люблю ее перечитывать, ведь она интересная и поучительная. А вы, ребята, хотите узнать чему она вас может научить?

Словесный метод – проблемный вопрос, объяснение – беседа.

Наглядный метод.

Дети смотрят на экран, слушают воспитателя, отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Слушают воспитателя.

Знакомятся с автором.

Отвечают на вопросы воспитателя.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Создание условий для ознакомления с материалом

-Ребята, а сейчас все сели поудобнее, выпрямились, перед чтением я хочу вас познакомить с новыми словами, которые встретятся вам во время чтения:

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.  Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания).

Выразительное чтение сказки.

Словесный метод, словарная работа.

Дети знакомятся  с новыми словами.

Внимательно слушают произведение

2.3

Этап практического решения проблемы

Охарактеризовать поступки героев

-А какой кот в начале рассказа?

-А каким стал кот в конце рассказа? Какой неожиданный поступок он совершил?

-Давайте вспомним, о чем говорилось в начале рассказа, я буду показывать вам иллюстрацию, а вы расскажите сюжет этой иллюстрации.

 (Работа с иллюстрацией)

-Ребята, а воровать это хорошо?

-Почему именно Лёнька смог выманить кота? Как он поступил? Каким был Лёнька?

-Кто помнит момент, как они кота ловили? Хотите еще раз прочитать этот отрывок? (Повторное чтение)

-Как кот отплатил за добро людей?

-Ребята давайте немного отдохнем, и сделаем физкультминутку:

Два хлопка над головой – раз, два.

Два хлопка перед собой – раз, два.

Две руки за спину спрячем.

И на двух ногах поскачем.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – дружно присесть.

-Молодцы ребята!

-Садимся на свои места. Спину держим прямо, ноги подружили.

-А сейчас слушайте внимательно, и продолжите фразу:

Звали его за глаза … (Ворюгой)

Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный … (Горлачем)

Мы переименовали его из Ворюги в … (Милиционера)

- Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую?

- Важно ли быть добрыми?

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота-милиционера.

-А сейчас я предлагаю поиграть игру

Д\И «Соотнеси иллюстрации»

-Подойдите к доске, но перед началом игры напомните мне пожалуйста, как нужно работать с доской?

-Не подходить близко, сильно не нажимать на экран, не трогать экран мокрыми руками, не бить по экрану

- А теперь приступим к работе.

- Перед вами изображены иллюстрации, вам нужно вспомнить иллюстрации с рассказа, и соотнести их к одному объекту

-Молодцы ребята, у вас все получилось

-Наши глаза очень устали, давайте же сделаем гимнастику для глаз:

«Снежинки»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

 

-Ребята, а вы хотите сделать своими руками мордочку кота из нашего рассказа?

-Предлагаю вам сделать оригами

-Присаживайтесь за свои столы, спину выпрямили, ноги подружили, слушаем внимательно!

-Перед вами лежит цветная бумага, из него мы сделаем мордочку кота, посмотрите на доску, там изображена последовательность складывания оригами

- Сейчас я вам покажу как из него сделать вот такое оригами «Котёнок»

-Берем наш листок, складываем его пополам.

-Складываем еще раз, делаем это слегка, чтобы наметить линию для формирования мордочки кота. Для создания ушек загибаем нижние края треугольника вверх. Местом сгиба будет вот эта средняя линия. Загибаем и направляем вниз верхний уголок бумаги.

-Теперь мордочка нашего кота почти готова.

-Как вы думаете, чего же не хватает?

-Правильно, теперь берем карандаш и дорисовываем нашему котику глазки, носик и усы.

-Наш кот готов.

-Теперь каждый берет бумагу и делает котика.

-Не забываем последовательность. Работаем на столе.  

-Молодцы! Какие у вас получились хорошенькие коты.

Словесный метод, беседа, наглядный, игровой.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Работают с иллюстрацией.

1.Кот воровал

2.Ловили

3.Попался

4.Накормили

5.Перестал воровать

6.Хозяин и сторож

Внимательно слушают повторное чтение.

Выполняют физкультминутку.

Слушают внимательно воспитателя и добавляют слова в пропущенные места.

Слушают внимательно воспитателя о правилах использования интерактивной панели.

Играют в Д\И «Соотнеси иллюстрации»

Выполняют гимнастику для глаз

Участвуют в практической деятельности

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, понимание детьми основной идеи содержания произведения

- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? Верно, а кто ее написал?

-Что в занятии вам понравилось больше всего?

-Мы хорошо позанимались сегодня. Вы правильно отвечали на вопросы и хорошо соблюдая правила играли в игру. Я поставлю эту интересную книгу в книжный уголок и в следующий раз мы познакомимся с другими сказками К. Паустовского.

Словесный метод, беседа

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...