Занятия по изучению художественной литературы
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rovedenie_zanyatiy_po_oznakomleniyu_detey_s_hudozhestvennoy_literaturoy.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
роведение занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
Организация занятий
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.
Рассказываются только прозаические произведения — сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения — важная часть профессиональной подготовки воспитателя.
Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2—6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.
Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др.
Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренируется в чтении вслух.
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.
Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение времени, отводимого «Программой воспитания в детском саду» для занятий в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах.
Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года.
Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Иногда перед чтением в средней или старших группах можно обратиться к опыту детей: напомнить им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Леночка, ты любишь своего маленького братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
Особенной торжественностью обставляется чтение произведений о В. И. Ленине. Детей лучше посадить под портретом вождя, украшенным кумачом и цветами. Голос воспитателя должен звучать торжественно и задушевно, чтобы и детям передалась его любовь и уважение к этому человеку.
Текст всякого художественного произведения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.
Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.
Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных),
в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы
Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе". В соответствии с тем...
Открытое интегрированное зянятие по развитию речи, коммуникацции и изучению художественной литературы.
Конспект открытого показа на тему: «Путешествие по сказкам»Цели: обеспечить узнавание детьми сказки по иллюстрации, закрепить умение детей располагать иллюстрации к сказке по мере развития сюжета, выз...
Формирование социальных компетенций у дошкольников чере изучение художественной литературы.
Формирование социальных компетенций у дошкольников чере изучение художественной литературы....
«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...
Опыт работы по теме "Изучение художественной литературы в детском саду".
В презентации представлено краткое описание опыта работы воспитателя МБОУ "ЦО №21" Ивановой Н.В....
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"
Статья написана в рамках работы по изучению художественной литературы и опубликована в июньском "Вестнике ИПК" 2021 г., Тула....