Формирование социальных компетенций у дошкольников чере изучение художественной литературы.
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему
Формирование социальных компетенций у дошкольников чере изучение художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad.docx | 91.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»
Региональный семинар «Открыть в ребенке человека» 20 апреля 2017 г.
Стендовый доклад
Формирование социальных компетенций у дошкольников чере изучение художественной литературы.
Круглый стол «психология социальных эмоций»
Воспитатель Брякотнина Е.В
г. Бердск
«Единственно настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.»
(Антуан де Сент – Экзюпери)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром.
В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
Наш детский сад является участником муниципальной инновационной площадки по «социокультурному развитию личности в едином образовательном пространстве». Единое образовательное пространство – это единый подход в формировании духовно нравственных ценностей личности. Образовательное пространство - это семья, детский сад, окружающий мир. В рамках инновационной деятельности, мы организуем работу по разным направлениям деятельности для успешной социализации дошкольников: проектная деятельность совместно с родителями, педагогами, узкими специалистами. Использование игровых методов, театрализация, погружение в сказку, решение проблемных ситуаций, которые ставят ребенка перед выбором для принятия решения. Вся эта работа направлена на формирование социальной компетенции всех участников образовательного процесса.
Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это - одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Рассматриваемая проблема формирование социальной компетентности ребенка, представлена в связи с решением межличностных проблем.
Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе. Прежде чем раскрыть эту проблему следует дать определение социальной компетентности дошкольника. Под социальной компетентностью следует понимать умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты:
– мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников;
– когнитивный, или познавательный, – наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;
– поведенческий, или собственно коммуникативный, − эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;
– эмоциональный – как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.
Перечисленные компоненты социальной компетентности дошкольника еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность.
Не маловажную роль социально-коммуникативной компетентности ребенка играет художественная литература.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления
дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.
Дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности.
Такие особенности жизни и психики детей – дошкольников обусловливают наивное, непосредственное отношение к художественной литературе и стремление немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях.
В связи с этим, мы как воспитатели особое внимание уделяем на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей важных социальных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Отбирая литературу для детей, мы понимаем, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Они стремятся восхитившие их поступки героя воспроизводить в своей жизни и избегать поступков персонажей им не понравившихся. При этом, поскольку они еще мало способны к обобщению, они могут воспроизводить в своей жизни поступки героев только в том случае, когда в их жизни имеется такая же ситуация и можно повторить поступок героя в той же самой форме. Если же такой подходящей ситуации в их жизни нет, и прямо поступок героев не может быть ими воспроизведен, тогда они стремятся осуществить его в игре.
Однако воспитательное воздействие литературы на них этим не ограничивается. Она является для них в то же время школой чувств и познания действительности и формирует у них представление об идеальных поступках людей.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло. Сказка ценна хотя бы за то, что формирует эти базовые понятия, основу структуры личности. Кстати, ребенок всегда проецирует на себя образ главного героя любимой сказки и, находясь под этим влиянием, строит свою самооценку, в зависимости от того, каким он видит себя через этот образ. Этим во многом можно объяснить завышенную самооценку дошкольников, которые не видят себя самыми хорошими, как и их любимые герои, не умея в силу возрастных особенностей видеть их недостатки.
Сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Рассказ (стихотворения) – это уже более реалистичный жанр, основанный на реальных событиях или возможности этих событий. Поэтому не удивительно, что свое место в интересах детей рассказ начинает занимать ближе к школьному возрасту, с 6 – 7 лет. Все больше ребенка начинают волновать реальные, а не вымышленные истории, подтверждение которых он нередко пытается найти в своей жизни. Поэтому часто детей интересуют рассказы о своих сверстниках.
И снова тут можно сказать, что ребенок пытается проецировать на себя поступки и действия героев книги, только теперь они более реальны, хотя все же не отказываются от помощи волшебства, как было в сказке. Они уже пытаются сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. И здесь им помогает книга, как транслятор культуры и опыта автора.
Таким образом, работая по формированию социальной компетенции всех участников образовательного процесса, мы используем все приемлемые для нас формы работы и получаем ощутимые результата. Наши дети успешно социализированы в современном мире.
Используемая литература:
1.Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего образования детей дошкольного возраста - Тула: Изд-во ТГПУ им. JI.H. Толстого, 2008. – 264 с.
2.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет – Ярославль: Академия развития, 2001- 160 с.
3.Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей/Екатеренбург:У-Фактория, 2006.
4.Алексеенко В.В, Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: ООО Издательство «Дом. ХХI век», 2008.
5.Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: речь, 2007.
6. Анохин П.К.. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва 1966
7. Бачанин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – М.. 2005
8. Выготский В.С. Педагогическая психология. – М., 1991
9.Замораев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь,2002.
10.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000
11. Н. Ньюкомб. Развитие личности ребенка. Серия «Мастера психологии»– СПб.: Питер,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных компетенций у дошкольников (сборник игр и упражнений)
Игры и упражнения на формирования навыков адаптации к образовательному учреждению...
Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....
«Формирование социально – личностных отношений детей через восприятие художественной литературы».
Формирование личности растущего человека составляет одну из главных задач современного общества....
Формирование социальных компетенций у дошкольников
Формирование социальных компетенций у дошкольников...
Самообразование "Социально - нравственное воспитание дошкольников по средствам художественной литературы"
Индивидуальный план работы по самообразованию...
План по самообразованию Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников по средствами художественной литературы» вторая младшая группа
Пояснительная записка.Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных пр...