«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»
Выполнила: воспитатель
Кашипова Екатерина Викторовна
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
В своей работе в младшем дошкольном возрасте я применяю цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка – зелёная.
Требования к мнемотаблицам:
- модель должна отображать обобщенный образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- быть простой для восприятия и доступной;
- нельзя злоупотреблять методом.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В своей работе я использую мнемотаблицу в НОД по ознакомлению с художественным произведением. В презентации можно увидеть пример таких занятий, знакомство со сказками «Репка», «Курочка Ряба». Занятие проходит следующим образом:
1.Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
2.Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).
3.Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемосхемы.
4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.
В презентации вы увидите пример использование мнемотаблиц для обучения заучивания стихотворения, т.к. мы сейчас активно готовимся к осеннему утреннику. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.
Осень золотая, ходит по дорожке.
У нее на ножках желтые сапожки,
У нее на платье листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные.
Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.
Также в своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. А вот такой рассказ мы составили с детьми об осени с помощью мнемотаблицы. (см. Презентацию)
Детям также очень нравится самостоятельная театрализованная деятельность, где им в помощь приходят мнемотаблицы, например «Теремок».
Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников».
В помощь воспитателю...
использование мнемотехники для речевого развития дошкольников
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного об...
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА"
РМО педагогов старших групп и подготовительных групп. Выступление воспитателя 1 квалификационной категории Потаповой Марины вячеславовны с докладом на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧ...
Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"
Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования родителей и опроса детей. Зат...
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Применение мнемотехники в дошкольном образовании способствует активному речевому развитию детей. Изготовление картинок - процесс несложный и не отнимает у педагога много времени и материала. А демонст...