Формирование патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
статья
Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.
Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, которые растут в любви, спокойствии, и радуются своему детству. Но есть и такая категория детей, которые мало этого видят. Родителям таких детей приходится много работать, чтобы содержать семью. И соответственно внимания им уделяется недостаточно. И тем не менее, они растут более самостоятельными, уверенными, умеющими постоять за себя. Так зарождаются первые чувства патриотизма. Я как педагог, хочу уделить внимание теме патриотического воспитания, хочу видеть своих воспитанников любящими свою Родину, уважающих семью и бережно хранящих традиции своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_nashe_vse.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.
Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, которые растут в любви, спокойствии, и радуются своему детству. Но есть и такая категория детей, которые мало этого видят. Родителям таких детей приходится много работать, чтобы содержать семью. И соответственно внимания им уделяется недостаточно. И тем не менее, они растут более самостоятельными, уверенными, умеющими постоять за себя. Так зарождаются первые чувства патриотизма. Я как педагог, хочу уделить внимание теме патриотического воспитания, хочу видеть своих воспитанников любящими свою Родину, уважающих семью и бережно хранящих традиции своего народа.
Мы знаем, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая художественную литературу.
Подбирая художественные произведения для чтения детям, я ориентировалась прежде всего на возраст детей, доступность и простоту восприятия.
Художественная литература – это источник познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У детей развивается память, внимание, речь, учатся мыслить, рассуждать, делают выводы. Они должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети знают тот район, в котором они живут, видят красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем мы подводим к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Обязательно надо дать детям понятие, кто такой гражданин. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну). В старшем дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Свою работу я начинала с чтения сказок, прибауток, потешек. Ведь именно с них начинается познание мира. Сказка учит нас понимать где добро, а где зло. И как не попасть в нелепые ситуации. Кто как не мама споет колыбельную, кто как не бабушка скажет шутку – прибаутку, дедушка расскажет сказку. Вот она неразрывная связь семьи и ребенка. Ребенок чувствует заботу, ласку, ему тепло и уютно под защитой семьи. Древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. Для детей было неожиданностью, что Илья Муромец до свершения подвигов лежал на печи. Мальчишки с большим удовольствием перевоплощаются в богатырей, сражаются с «врагами». Так зарождается любовь и уважение к семье и Родине.
Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
Предлагая детям рассмотреть иллюстрации в книгах, я подталкиваю их тем самым к желанию послушать произведение. Читая вслух, соблюдая все интонации, краем глаза замечаю реакцию детей. Они переживают вместе с героями. После чтения обсуждаем, пересказываем некоторые моменты. И всегда я спрашиваю детей, что вам понравилось? Как бы вы поступили на месте героя? А что сделали вы, оказавшись в такой ситуации?
Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка. Да, детям не понять что такое война? Они не видели и не слышали этого ужаса, но пусть знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через художественные произведения. Важно детей знакомить с произведениями о дружбе, о ровесниках, о жизни в детском саду и школе. О семье и родных людях.
Дети еще маленькие и много не осознают. Живут, радуются жизни, посещают детский сад, принимают заботу близких. А я верю, что постепенно они начнут понимать, что лучше родного края, Родины, семьи и окружающего ничего нет. Они вырастут патриотами своей страны, и будут трудиться на благо Родины. Моя задача как воспитателя, помочь им в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».
ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...
Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.Основы патриотизма начинают формироваться в...
Формирование патриотических чувств старших дошкольников через приобщение к духовным ценностям Малой родины поселка - "Нижегородец"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: ми...
«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»
Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...
Выступление на семинаре в МКДОУ на тему "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие"
формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие...
Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...