Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Каминская Екатерина Александровна

Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством "Сторисек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storisec_2018.06.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»

Аннотация.  В статье представлена методика организации деятельности по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление дошкольников  с произведениями детской литературы в формате «сторисек». «Сторисек» - это комплект сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к художественной литературе, чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей.

Ключевые слова: принцип преемственности, формирование личности, экология, живая природа, деятельный подход, «сторисек», интерес к художественной литературе.

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, культуры природопользования. Началом формирования экологической направленности в развитии личности можно считать дошкольное детство. Столь раннее воздействие взрослых на личностное развитие детей объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. На этапе дошкольного и начального школьного образования, дети получают эмоциональные впечатления о природе, накапливают представления о разных формах жизни, т.е. у них формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ней.

Экологическое образование и просвещение, на сегодняшний день, и в нашем крае приобрело особую значимость. Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон от 26 декабря 2012 года N 2630 - КЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Краснодарского края». В соответствии со ст. 12 этого Закона «Обеспечение экологического образования в образовательных учреждениях края», немаловажная роль отводится дошкольным и школьным образовательным учреждениям, в которых реализуются следующие задачи экологического образования и воспитания учащихся:

  • воспитывать гуманное отношение к природе;
  • формировать систему экологических знаний и представлений;
  • развивать эстетические чувства;
  • вызывать желание у детей участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.      

В связи с этим, в детских садах необходимо проводить образовательную деятельность направленную на формирование у детей экологических познавательных интересов и познавательных действий, т. е. любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения, а также на обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования для успешного перехода дошкольников в школу.

Одно из направлений экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении строится на ознакомлении дошкольников с художественной литературой, так как, в системе непрерывности образования, оно является важнейшим средством развития личности детей.

Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской, а особенности восприятия художественной литературы дошкольниками - в работах А. В. Запорожца, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович. По их мнению, из книг дети получают информацию об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Взаимодействуя с книгой дошкольники осваивают знаково-символическую деятельность-умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. У ребят совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания; развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется звуко- и слово- произношение; обогащаются мотивы речевой деятельности и речевой практики, ее содержательности, точности, правильности, выразительности, благозвучности. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание, обсуждение содержания произведений формирует у них экологическую культуру и готовность к совместной учебной деятельности. При чем знания, умения и навыки полученные детьми в самостоятельном поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решений проблемных природоохранных ситуаций преобразуются в дальнейшем в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности и желанию к чтению художественной литературы. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу - это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

Воспитатель, в своей работе по ознакомлению детей с природой, не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них. Дети охотно воспринимают от взрослых не только справочную информацию об окружающем мире, но и сказки, легенды, песни, стихи о природе. При ознакомлении детей с художественной литературой необходимо предлагать детям разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето зиму, и т.д. Дети фантазируют, составляют небольшие рассказы, сказки, что способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности. В содержание бесед о литературных произведениях следует включать вопросы, с помощью которых предсказывается возможное поведение ребенка в подобных ситуациях: «Как бы ты поступил, если бы увидел котенка, попавшего в беду?» Дети, хоть мысленно, но способны противостоять плохому, и в этом ценность их рассуждений.

При чтении художественной литературы дошкольник постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих книгах. Любой читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить писатель, рассказчик. Слушая рассказ, сказку, ребенок живо представляет их персонажей, и они кажутся ему абсолютно реальными, он верит в то, что они существуют. Он видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.  Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать об услышанном и подражать героям литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал, а позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно.

Наше дошкольное образовательное учреждение является муниципальной инновационной площадкой. В связи с чем, творческой группой педагогов разработан инновационный образовательный проект «Деятельностное общение с природой – уникальный метод формирования экологической культуры дошкольников», в основу которого заложен принцип преемственности и непрерывности образовательного процесса.  В ходе реализации данного проекта детям даются представления из области живой природы, естествознания. 

В основу деятельностного общения заложена «деятельностная теория личности», получившая наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского.

В чем же заключается деятельностное общение в образовательной деятельности с дошкольниками?

Деятельностное общение - это: субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность; предполагают открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Одной из таких форм работы проводимой с детьми в части воспитания экологически образованной личности используется «сторисек». Эта форма была придумана в Великобритании, в переводе с английского языка означает «мешок историй». «Сторисек» – это комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов (игрушек, шпаргалок для взрослых, художественные книги по теме, игры), направленных на развитие интереса к художественной литературе, чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей, формированию экологической культуры. Взрослые много читают детям вслух, а «сторисек» помогает сделать чтение интересным и увлекательным.

Основная цель «сторисек» – получение удовольствия от содержания книги и от совместного громкого чтения.

Задачи «сторисек» - расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения, стимулирование интереса к книге. 

 Методические рекомендации по организации проведению «Сторисек».

Организация чтения с детьми в форме «Сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

1. Определяется произведение детской художественной литературы экологической направленности, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир. Критерии отбора книги:

  • доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
  • Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
  • Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами, качественной иллюстрацией.

Выбирая художественную книгу, мы отдаем предпочтение тем, которые связаны с природой, охраной окружающей среды, здоровым образом жизни. В подборе книги также играет роль региональный компонент, что в свою очередь повышает уровень экологического воспитания и образования юных воспитанников Краснодарского края. Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с природой. Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл, содержание - предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться.

2. Подготавливается мешок для комплекта материалов. При изготовлении «Волшебного мешка» дошкольники так же могут участвовать. В этом случае, в последствии, дети будут с повышенной мотивацией участвовать в следующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. Возможно также использование готового мешка.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:

  • игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
  • научно-популярная книга на тему, близкую к художественному произведению/сказке (например, к книге Владимира Сутеева «Животные России»);
  • аудиокнига по выбранному произведению;
  • DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).

Подбираются и другие игровые компоненты: игровые маты, природные материалы и пр. При выборе и изготовлении игрушек, соблюдаются инструкции по охране жизни и здоровья ребенка, а так же  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15.05.2013 г. № 23. Не включаются в «сторисек» слишком маленькие детали, которые можно быстро проглотить; используются безопасные наполнители для игрушек и материалы по Гост. Возможно, проведение предварительной работы по изготовлению игрушек, декораций к «сторисекам» с дошкольниками.

4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного слушания или чтения, связной речи в форме обсуждения экологической проблемы. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается устно составить короткий рассказ по книге, незначительно изменив ее содержание; «Придумай конец» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «История слов» - работа со словарями по объяснению новых слов. Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, проведение викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. В совместной работе с родителями планируется к книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.

6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

Этап продвижения

На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»; проводится беседа с родителями, раздаются буклеты изготовленные педагогом и детьми.

Основной этап

Работа с художественным произведением

  • Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
  • Организовывается диалог до, во время и после прочтения книги. Обсуждается с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? Используются и другие вопросы экологического и этического содержания.
  • При помощи игрушек обыгрывается содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
  • Проводится игра с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, тем самым стимулируется интерес детей к проигрыванию сюжетов книги.
  • Можно попросить детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
  • Можно поговорить о реквизитах, спросить детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
  • Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на интонации и тембре голоса.

Работа с научно-популярной книгой

  • Развивая связную речь и коммуникативные навыки детей, а также способность к программированию самостоятельных высказываний, предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложки, иллюстрациях книги.
  • Заострите внимание на содержании. Есть ли в названии книги связь с экологией, природой?
  • Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять. Попросите рассказать о своих знаниях по теме.
  • Предложите нарисовать понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
  • Составьте с детьми список вопросов, на которые хотелось бы, чтобы ответили их родители.

Работа с аудиокнигой

  • Организуется коллективное прослушивание аудиокниги с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием по содержанию произведения.

Завершающий этап

Передается «сторисек» педагогам в другие группы ДОУ.

Предполагаемый результат

  • Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
  • Воспитание защитников природы, формирование у дошкольников экологической культуры.
  • Творческая активность воспитанников.

В заключении хочется отметить, что гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности и помогает нам в этом незаменимые произведения - рассказы, стихи, сказки русских классиков и современников. Книги учат добру, ответственности, причастности человека ко всему, что его окружает.

 

Ссылки на источники.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)».

2. Лынская М.И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс].

3. Мутаев Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «Storysack» (сторисек)/ Л. Мутаев //Библиотечное дело – 2008.-№ 23.

Kaminskaia Ekaterina,

Educator, Private preschool educational institution "Сhild development сenter - kindergarten N 203 "Berezka", Krasnodar

betta7@mail.ru

Ecological education of preschool children will get acquainted with literature on " history»

Abstrakt. The article presents the methodology of the organization of activities on formation of ecological culture with children of senior preschool age in the format of "stories". Through acquaintance of preschoolers with the works of children's literature. "Stories" is a set of related, interdependent and complementary materials aimed at the development of interest in literature, reading, promoting all-round development of personality of children.

Keywords: the principle of continuity, personality development, environment, wildlife, active approach, "storysex", interest in the literature.

References

1. Federal law of December 29, 2012. № 273-FZ "Оn education in the Russian Federation (with bath and dope)".

2. Lance M. I. Methodical recommendations on carrying out "stories"  [Electronic resource].

3. Mutayev L. the Pleasure of reading SMEs. The project method "Storysack" (Stories)/ L. Мutayev //business Bitch – 2008.- №23-p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Экологическое развитие младших дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Проблемы экологического воспитания волнует многих. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше ...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...

«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской ре...

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух...

Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художествен...