Тема: "Неделя сказок". Викторина "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Абуева Елена Геннадьевна

Познавательное развитие

Конспект НОД в

 разновозрастной логопедической группе

викторина «Путешествие по сказкам»

(+презентация)

 

Цель: Формирование у детей интереса к сказкам через игровую деятельность.

Задачи

Образовательные:

Закрепить умение узнавать сказку по реплике, а также узнавать героя по описанию портрета.

Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах.

Развивающие:

Развивать творческое и логическое мышление через вопросы викторины.

Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях

Развивать сплоченность между сверстниками, навыки позитивного социального поведения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь детей к художественной литературе, вызвать интерес, любознательность и радость от игры-занятия.

Коррекционные:

Развивать у детей речь, слуховое внимание, творческое воображение.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.

Закреплять умение работать в команде, поддерживать друг друга.

Предварительная работа

Чтение русских народных и авторских сказок. Выставка любимых сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Отгадывание загадок. Дидактические и настольные игры.

 

Ход викторины.

  1. Организационная часть.

Дети с воспитателем встают в круг.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

 Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера. (дети садятся на ковре перед экраном)

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? (Да.) Сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить наши любимые, добрые сказки, и узнать, кто же из вас знает больше сказок.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение 1 слайд (картинка 1)

 

Ф. Кривина

«О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка ...

 

2. Основная часть.

Воспитатель:

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. Сказки рассказывают нам о волшебном, чудесном и необычном, они бывают разными: народными и авторскими.

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? (ответы детей)

В давние, давние времена люди не умели ни читать, ни писать. И для того, чтобы развлечь своих маленьких детей, люди стали придумывать сказки, песенки, потешки, прибаутки.  Их детки становились взрослыми и рассказывали сказки своим детям, как говорят в народе, передавали “из уст в уста”. Многие из этих сказок дошли и до наших времен. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству (от слова «уста»).

Почему сказки называют авторскими? (ответы детей). Правильно, ребята, потому что их сочинил и написал один человек – автор. Давайте с вами вспомним известных детских писателей. (ответы детей).

Ребята, сказки всегда добрые, почему, как вы думаете? (ответы детей) Конечно, потому что в каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). А знаете, почему сказки волшебные? (ответы детей) Правильно, в сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Кощей-бессмертный уносит красавицу-царевну в свои владения, Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят за водой, Конёк-горбунёк умеет летать и многое, многое другое.

Скажите, ребята, а с каких слов начинаются многие сказки? Правильно!  «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве». Сегодня мы будем путешествовать, вспоминать сказочных героев, и окунёмся в загадочный мир волшебства.

Звучит музыка «В гостях у сказки». 1 слайд (картинка 2)

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать,

И немножечко поиграть.

Пальчиковая игра "Любимые сказки"

Будем пальчики считать,

 Будем сказки называть

 Рукавичка, Теремок,

 Колобок - румяный бок.

 Василиса есть краса,

 Три медведя, Волк - Лиса.

 Не забудем Сивку-Бурку,

 Нашу вещую каурку.

 Про жар-птицу сказку знаем,

 Репку мы не забываем

 Знаем Волка и козлят.

 Этим сказкам каждый рад.         Мы размялись и приступаем к нашей викторине.

 

Первое задание. «Доскажи название сказки». Слайд 2

Красная ………..

Гуси-……………

Заюшкина……….

Три………………

Крошечка-………

Волк и………….

Палочка-……….

По-щучьему…….

Конёк-……………

Лисичка-…………

 

Второе задание. «Назови кто за кем?» Слайд 3

1 картинка

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку "Репка" посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Проверяем, правильно ли вы сказали (картинка 2)

2.

Это сказка (3 картинка)?

 Он не низок, не высок.

 И жильцов своих всех ждет,

 Кто за кем сюда придет?

 

Третье задание.  Дидактическая игра «Хорошо ли вы знаете сказки». Слайд 4

1.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

2.

Возле леса, на опушке,

 Трое их живет в избушке.

 Там три стула и три кружки,

 Три кроватки, три подушки.

 Угадайте без подсказки,

 Кто герои этой сказки? (Три медведя)

3.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ...(Айболит)

4.

У отца есть мальчик странный, 5 слайд

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.. (Буратино)

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

Четвертое задание. Викторина по сказкам. 6 слайд

 

Воспитатель:

А сейчас, новое задание: нужно ответить на вопрос, назвать героя (героев) сказки и назвать сказку.

 

  1. Какой герой, в какой сказке вместо удочки использовал свой хвост - волк, лиса, заяц?
  2. Кому помогали печка, речка, яблоня - Алисе, Машеньке, Дашеньке?
  3. Какой герой все время лежал на печи - Емеля, Иванушка, Царь? 7 слайд
  4. Как звали девочку, которая несла пирожки бабушке - Синяя кепка, Красная шапочка, Зелёная косынка)?
  5. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят» - 5, 10, 3?
  6. Кого встретил Колобок на своем пути первым – лису, зайца, волка? 8 слайд
  7. Кого в сказках зовут по отчеству Патрикеевна – мышку, лягушку, лису?
  8. В кого превратился братец Аленушки, Иванушка – тигрёнка, козлёнка, слонёнка?
  9. Какую птичку спасла Дюймовочка – синичку, воробья, ласточку?
  10. На каком транспорте передвигается Баба-Яга – на ковре-самолёте, в сапогах-скороходах, в ступе? 9 слайд
  11. Сколько голов имеет Змей Горыныч – 6, 3, 9?
  12. Кого поймал старик неводом – Блестящую ракушку, Золотую рыбку, Морского крабика?
  13. Кто потерял хрустальную туфельку – Белоснежка, Снегурочка, Золушка?

 

Воспитатель:

А какими словами заканчиваются многие сказки? 10 слайд

Вот и сказки конец, а кто слушал МОЛОДЕЦ.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в каких сказках мы побывали? (Ответы детей)

Что больше всего вам запомнилось и понравилось? (Ответы детей)

Ребята, вы все молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебные раскраски с любимыми героями, которые вы вечером можете раскрасить.

Рефлексия

А сейчас я предлагаю завершить наше занятие весёлой игрой.

«Хоровод сказок со снегурочкой»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ссылка https://docs.google.com/presentation/d/1Oz0_gC0bm1...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

Конспект НОД в

 разновозрастной логопедической группе

викторина «Путешествие по сказкам»

(+презентация)

Цель: Формирование у детей интереса к сказкам через игровую деятельность.

Задачи

Образовательные:

Закрепить умение узнавать сказку по реплике, а также узнавать героя по описанию портрета.

Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах.

Развивающие:

Развивать творческое и логическое мышление через вопросы викторины.

Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях

Развивать сплоченность между сверстниками, навыки позитивного социального поведения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь детей к художественной литературе, вызвать интерес, любознательность и радость от игры-занятия.

Коррекционные:

Развивать у детей речь, слуховое внимание, творческое воображение.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.

Закреплять умение работать в команде, поддерживать друг друга.

Предварительная работа

Чтение русских народных и авторских сказок. Выставка любимых сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Отгадывание загадок. Дидактические и настольные игры.

Ход викторины.

  1. Организационная часть.

Дети с воспитателем встают в круг.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

 Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера. (дети садятся на ковре перед экраном)

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? (Да.) Сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить наши любимые, добрые сказки, и узнать, кто же из вас знает больше сказок.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение 1 слайд (картинка 1)

Ф. Кривина

«О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка ...

2. Основная часть.

Воспитатель: 

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. Сказки рассказывают нам о волшебном, чудесном и необычном, они бывают разными: народными и авторскими.

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? (ответы детей)

В давние, давние времена люди не умели ни читать, ни писать. И для того, чтобы развлечь своих маленьких детей, люди стали придумывать сказки, песенки, потешки, прибаутки.  Их детки становились взрослыми и рассказывали сказки своим детям, как говорят в народе, передавали “из уст в уста”. Многие из этих сказок дошли и до наших времен. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству (от слова «уста»).

Почему сказки называют авторскими? (ответы детей). Правильно, ребята, потому что их сочинил и написал один человек – автор. Давайте с вами вспомним известных детских писателей. (ответы детей).

Ребята, сказки всегда добрые, почему, как вы думаете? (ответы детей) Конечно, потому что в каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). А знаете, почему сказки волшебные? (ответы детей) Правильно, в сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Кощей-бессмертный уносит красавицу-царевну в свои владения, Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят за водой, Конёк-горбунёк умеет летать и многое, многое другое.

Скажите, ребята, а с каких слов начинаются многие сказки? Правильно!  «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве». Сегодня мы будем путешествовать, вспоминать сказочных героев, и окунёмся в загадочный мир волшебства.

Звучит музыка «В гостях у сказки». 1 слайд (картинка 2)

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать,

И немножечко поиграть.

Пальчиковая игра "Любимые сказки" 

Будем пальчики считать,

 Будем сказки называть

 Рукавичка, Теремок,

 Колобок - румяный бок.

 Василиса есть краса,

 Три медведя, Волк - Лиса.

 Не забудем Сивку-Бурку,

 Нашу вещую каурку.

 Про жар-птицу сказку знаем,

 Репку мы не забываем

 Знаем Волка и козлят.

 Этим сказкам каждый рад.        Мы размялись и приступаем к нашей викторине.

Первое задание. «Доскажи название сказки». Слайд 2

Красная ………..

Гуси-……………

Заюшкина……….

Три………………

Крошечка-………

Волк и………….

Палочка-……….

По-щучьему…….

Конёк-……………

Лисичка-…………

Второе задание. «Назови кто за кем?» Слайд 3

1 картинка

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку "Репка" посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Проверяем, правильно ли вы сказали (картинка 2)

2.

Это сказка (3 картинка)?

 Он не низок, не высок.

 И жильцов своих всех ждет,

 Кто за кем сюда придет?

Третье задание.  Дидактическая игра «Хорошо ли вы знаете сказки». Слайд 4

1.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

2.

Возле леса, на опушке,

 Трое их живет в избушке.

 Там три стула и три кружки,

 Три кроватки, три подушки.

 Угадайте без подсказки,

 Кто герои этой сказки? (Три медведя)

3.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ...(Айболит)

4.

У отца есть мальчик странный, 5 слайд

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.. (Буратино)

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Четвертое задание. Викторина по сказкам. 6 слайд

Воспитатель:

А сейчас, новое задание: нужно ответить на вопрос, назвать героя (героев) сказки и назвать сказку.

  1. Какой герой, в какой сказке вместо удочки использовал свой хвост - волк, лиса, заяц?
  2. Кому помогали печка, речка, яблоня - Алисе, Машеньке, Дашеньке?
  3. Какой герой все время лежал на печи - Емеля, Иванушка, Царь? 7 слайд
  4. Как звали девочку, которая несла пирожки бабушке - Синяя кепка, Красная шапочка, Зелёная косынка)?
  5. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят» - 5, 10, 3?
  6. Кого встретил Колобок на своем пути первым – лису, зайца, волка? 8 слайд
  7. Кого в сказках зовут по отчеству Патрикеевна – мышку, лягушку, лису?
  8. В кого превратился братец Аленушки, Иванушка – тигрёнка, козлёнка, слонёнка?
  9. Какую птичку спасла Дюймовочка – синичку, воробья, ласточку?
  10. На каком транспорте передвигается Баба-Яга – на ковре-самолёте, в сапогах-скороходах, в ступе? 9 слайд
  11. Сколько голов имеет Змей Горыныч – 6, 3, 9?
  12. Кого поймал старик неводом – Блестящую ракушку, Золотую рыбку, Морского крабика?
  13. Кто потерял хрустальную туфельку – Белоснежка, Снегурочка, Золушка?

Воспитатель: 

А какими словами заканчиваются многие сказки? 10 слайд

Вот и сказки конец, а кто слушал МОЛОДЕЦ.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в каких сказках мы побывали? (Ответы детей)

Что больше всего вам запомнилось и понравилось? (Ответы детей)

Ребята, вы все молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебные раскраски с любимыми героями, которые вы вечером можете раскрасить.

Рефлексия

А сейчас я предлагаю завершить наше занятие весёлой игрой.

«Хоровод сказок со снегурочкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование по теме "Неделя сказок А.С Пушкина" а

Вариант календарного планирования по теме "Сказки А.С Пушкина"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Неделя сказок А.С. Пушкина"

В данном файле, представлена методическая разработка выполненная в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга. Комплексно-тематическое планирование работы на неделю ...

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе. Тема недели "Мир сказок"

Зуева Людмила Анатольевна воспитательМБДОУ детского сада № 41комбинированного видаг.о.г. Шахунья, Нижегородской области Тема недели: "Мир сказок" (поступки - чувства).Календарно - темат...

1 неделя января с 9 по 12. Тема недели: «Мои любимые сказки» Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и про

Тема недели: «Мои любимые сказки»Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении.Постепенное приучение слушат...

Конспект интегрированного НОД по аппликации в подготовительной группе «Муха-Цокотуха» Лексическая тема недели: «Неделя сказок К. И. Чуковского»

Сформировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку.Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук...

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе. Тема недели. Мир сказок.

Ежедневное планирование во второй младшей группеТема недели. Мир сказок.Цель. Расширение представлений о народных сказках, устном народном творчестве. Обогащение личного опыта детей знаниями, эмоциями...

Тема недели: «Неделя сказок» с 9-13 августа 2021 года

Тема недели: «Неделя сказок» с 9-13 августа 2021 года...