Описание практики продуктивного чтения на материале книги «Настоящие друзья» А. Х. Бенджамин, Г. Вильямсон
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Описание практики продуктивного чтения на материале книги «Настоящие друзья» А. Х. Бенджамин, Г. Вильямсон
Савенкова А.В., Умрихина Т.Д.
Цель: Реализовать технологию продуктивного чтения с детьми 5-6 лет
Задачи:
- Привлечь детей к участию в обсуждении книги
- Вырабатывать умение формулировать свои мысли, отстаивать свое мнение, слушать и слышать других
- Развивать критическое мышление, умение анализировать сюжет.
Возраст: 5-6 лет
- Этап. Прогнозирование и мотивация. Предварительная работа перед чтением.
Содержание этапа: самостоятельное рассматривание книги детьми в режимных моментах
Действия педагога: привлечение внимания к книге. Знакомство с книгой, рассматривание обложки, иллюстраций, обсуждение предполагаемого содержания
Вопросы и действия воспитателя | Ответы детей |
О чем книга? | -О мышонке и яблоке -Яблоко упало с дерева, а мышонок укатился на яблоке -Мышонок отдыхал, а яблоко вдруг упало и покатилось на мышонка |
Хотите ли вы прочитать эту книгу? | -Да |
Как бы вы назвали эту книгу | -Настоящие друзья, потому что на обложке так написано |
Давайте рассмотрим эту книгу и скажем, кто тут герои? | -Мышонок, лягушка, черепаха, крот |
Как вы думаете, эти звери друзья? Почему? Обращаем внимание детей к стр. 27 | -Да -Потому что они все вместе сидят, веселые, едят |
Это добрая сказка? | -Да |
- Этап. Чтение. Содержание этапа: чтение книги, рассматривание иллюстраций, диалог с автором, вопросы к детям.
Действия воспитателя | Ответы детей |
Вопрос: Что любят есть мыши? Яблоко ему подходит? Обращаем внимание детей на иллюстрацию на стр. 7 | -Зерна, хлебные крошки
-Да, подходит. |
Чтение отрывка «Яблоко плюхнулось в воду». Вопрос: Что делать? Обращаем внимание детей к иллюстрации на стр. 10 | -Мыши не любят плавать -Лягушка может помочь |
Почему лягушонок облизнулся? | -Потому что кушать хочет |
Как вы думаете, мышонок поделится яблоком? | -Нет, потому что там в конце они все вместе его едят |
А вы бы на месте мышонка дали бы откусить кусочек? | -Да (хором) |
После прочтения отрывка, где мышонок отказывает лягушонку в просьбе с.13 | -Не дал? Какой жадина! |
Мышонок вытащил яблоко из куста? Почему? Стр. 14 | -Нет -Потому что там колючки |
Что делать мышонку в этой ситуации? Как черепаха ему поможет? стр. 14 | -Черепаха его спасет, потому что у нее толстый панцирь |
Чтение отрывка» Это яблоко мое!» стр. 17 | -Жадина! (восклицания детей) |
Как мышонку перебраться через толстое бревно? стр. 18 Все? Идеи кончились? Закончилось его путешествие? | -Выстрелить из большого пистолета
-Нет, крот ему помог |
Прочтение отрывка, где мышонок отказывает кроту стр. 21 | -Ах какой жадина! |
Почему звери были довольные? Они не оставили ничего мышонку? Стр.28 | Потому что они сами съели яблоко -Оставили! -Не оставили -Нет, они ему оставили немножко. -Вот там наверху остался маленький кусочек |
Почему мышонок глубоко вздохнул? | -Потому что они ему яблоко не оставили! -Нет, он просто устал! Потому что он хотел съесть яблоко -Он огорчился из-за того, что он хотел один съесть яблоко -Потому что ему яблока не досталось -Потому что они оставили ему совсем чуть- чуть -Наверное, он был жадный, он хотел только для одного себя устроить пир -Ему помогли, а он был жутким (не поделился) -Он огорчился, потому что он был очень голоден -Главное, кто тебе помог, тому должно быть тоже счастье. |
Почему мышонок загрустил? Может быть ему стало стыдно, как вы думаете? (уточняем вопрос) | -Да |
| -Он даже не участвовал в спасении яблока -Он должен был тоже кому-то помогать |
Вам понравилось? | -Да! |
Какие герои вам больше понравились? Чем они вам понравились? | -Мышонок, потому что он такой добрый -Черепаха понравилась, потому что она залезла в куст колючий |
Чем вам понравилась книга? | -Потому что там все в конце хорошо |
Чему нас научила эта история? | -Быть друзьями и делиться |
- Рефлексия и последействие
После прочтения книги было запланировано слепить персонажей сказки и предложить режиссёрскую игру с использованием поделки из природного материала одной из воспитанниц.
На протяжении всей истории дети не сопереживали приключениям мышонка и их реакции выражали неодобрение его поступкам и мысль о том, что он понес заслуженное наказание (жесты, смех при неудачах).
Одна из воспитанниц в свободной деятельности взяла книгу и начала сочинять историю, где мышонок съел яблоко целиком.
Дети не смогли однозначно выделить мораль истории: с одной стороны, яблоко принадлежало мышонку, но с другой, он должен был поделиться, но и звери не должны были без ведома мышонка есть яблоко.
Вывод: данная книга оказалась довольно неоднозначной по интерпретации, но сюжет был воспринят детьми эмоционально, они были заинтересованы и пытались отстоять свое мнение в процессе обсуждения.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_pro_myshonka.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание практики продуктивного чтения на материале книги «Настоящие друзья» А. Х. Бенджамин, Г. Вильямсон
Савенкова А.В., Умрихина Т.Д.
Цель: Реализовать технологию продуктивного чтения с детьми 5-6 лет
Задачи:
- Привлечь детей к участию в обсуждении книги
- Вырабатывать умение формулировать свои мысли, отстаивать свое мнение, слушать и слышать других
- Развивать критическое мышление, умение анализировать сюжет.
Возраст: 5-6 лет
- Этап. Прогнозирование и мотивация. Предварительная работа перед чтением.
Содержание этапа: самостоятельное рассматривание книги детьми в режимных моментах
Действия педагога: привлечение внимания к книге. Знакомство с книгой, рассматривание обложки, иллюстраций, обсуждение предполагаемого содержания
Вопросы и действия воспитателя | Ответы детей |
О чем книга? | -О мышонке и яблоке -Яблоко упало с дерева, а мышонок укатился на яблоке -Мышонок отдыхал, а яблоко вдруг упало и покатилось на мышонка |
Хотите ли вы прочитать эту книгу? | -Да |
Как бы вы назвали эту книгу | -Настоящие друзья, потому что на обложке так написано |
Давайте рассмотрим эту книгу и скажем, кто тут герои? | -Мышонок, лягушка, черепаха, крот |
Как вы думаете, эти звери друзья? Почему? Обращаем внимание детей к стр. 27 | -Да -Потому что они все вместе сидят, веселые, едят |
Это добрая сказка? | -Да |
- Этап. Чтение. Содержание этапа: чтение книги, рассматривание иллюстраций, диалог с автором, вопросы к детям.
Действия воспитателя | Ответы детей |
Вопрос: Что любят есть мыши? Яблоко ему подходит? Обращаем внимание детей на иллюстрацию на стр. 7 | -Зерна, хлебные крошки -Да, подходит. |
Чтение отрывка «Яблоко плюхнулось в воду». Вопрос: Что делать? Обращаем внимание детей к иллюстрации на стр. 10 | -Мыши не любят плавать -Лягушка может помочь |
Почему лягушонок облизнулся? | -Потому что кушать хочет |
Как вы думаете, мышонок поделится яблоком? | -Нет, потому что там в конце они все вместе его едят |
А вы бы на месте мышонка дали бы откусить кусочек? | -Да (хором) |
После прочтения отрывка, где мышонок отказывает лягушонку в просьбе с.13 | -Не дал? Какой жадина! |
Мышонок вытащил яблоко из куста? Почему? Стр. 14 | -Нет -Потому что там колючки |
Что делать мышонку в этой ситуации? Как черепаха ему поможет? стр. 14 | -Черепаха его спасет, потому что у нее толстый панцирь |
Чтение отрывка» Это яблоко мое!» стр. 17 | -Жадина! (восклицания детей) |
Как мышонку перебраться через толстое бревно? стр. 18 Все? Идеи кончились? Закончилось его путешествие? | -Выстрелить из большого пистолета -Нет, крот ему помог |
Прочтение отрывка, где мышонок отказывает кроту стр. 21 | -Ах какой жадина! |
Почему звери были довольные? Они не оставили ничего мышонку? Стр.28 | Потому что они сами съели яблоко -Оставили! -Не оставили -Нет, они ему оставили немножко. -Вот там наверху остался маленький кусочек |
Почему мышонок глубоко вздохнул? | -Потому что они ему яблоко не оставили! -Нет, он просто устал! Потому что он хотел съесть яблоко -Он огорчился из-за того, что он хотел один съесть яблоко -Потому что ему яблока не досталось -Потому что они оставили ему совсем чуть- чуть -Наверное, он был жадный, он хотел только для одного себя устроить пир -Ему помогли, а он был жутким (не поделился) -Он огорчился, потому что он был очень голоден -Главное, кто тебе помог, тому должно быть тоже счастье. |
Почему мышонок загрустил? Может быть ему стало стыдно, как вы думаете? (уточняем вопрос) | -Да |
-Он даже не участвовал в спасении яблока -Он должен был тоже кому-то помогать | |
Вам понравилось? | -Да! |
Какие герои вам больше понравились? Чем они вам понравились? | -Мышонок, потому что он такой добрый -Черепаха понравилась, потому что она залезла в куст колючий |
Чем вам понравилась книга? | -Потому что там все в конце хорошо |
Чему нас научила эта история? | -Быть друзьями и делиться |
- Рефлексия и последействие
После прочтения книги было запланировано слепить персонажей сказки и предложить режиссёрскую игру с использованием поделки из природного материала одной из воспитанниц.
На протяжении всей истории дети не сопереживали приключениям мышонка и их реакции выражали неодобрение его поступкам и мысль о том, что он понес заслуженное наказание (жесты, смех при неудачах).
Одна из воспитанниц в свободной деятельности взяла книгу и начала сочинять историю, где мышонок съел яблоко целиком.
Дети не смогли однозначно выделить мораль истории: с одной стороны, яблоко принадлежало мышонку, но с другой, он должен был поделиться, но и звери не должны были без ведома мышонка есть яблоко.
Вывод: данная книга оказалась довольно неоднозначной по интерпретации, но сюжет был воспринят детьми эмоционально, они были заинтересованы и пытались отстоять свое мнение в процессе обсуждения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Книги — наши друзья». Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе.
quot;Книги - наши друзья". И поэтому очень важно создать условия для формирования интереса детей к восприятию художественных произведений средствами интеграции речевого, социально-коммуника...
Конспект непосредственной образовательной деятельности чтение художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой для подготовительной группы
Знакомство детей с художественной литературой по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой ....
Акцентное чтение в младшей группе сказки Джулии Дональдон "Улитка и кит" с использованием технологии продуктивного чтения. Тема " Весёлое путешествие"
Книга учит ребенка мышлению, логике и при этом развивает воображение и фантазию. Книга позволяет в самых ярких красках представить главных героев и сюжет книги.При помощи ярких сюжетов и героев литера...
МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...
Конспект по чтению художественной литературы с элементами технологии продуктивного чтения в группе раннего возраста: «Кто такая мама?»
Конспект по чтению художественной литературы с элементами технологии продуктивного чтения в группе раннего возраста:«Кто такая мама?» Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание, уваж...
Практика по технологии продуктивного чтения-слушание
Уже несколько лет работаю над методической темой чтения-слушания в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.Актуальность: Федеральные государственные т...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение карельской сказки «Горшок киселя» с использованием технологии продуктивного чтения.
Развитие у дошкольников умений полноценного восприятия художественного произведения, что помогает решать познавательные и коммуникативные задачи, учиться интерпретировать и комментировать ...