Практика по технологии продуктивного чтения-слушание
статья по художественной литературе
Уже несколько лет работаю над методической темой чтения-слушания в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди пяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна способствовать достижению цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг». В связи с обновлением содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Для дошкольного уровня технология продуктивного чтения - слушания адаптирована и может применяться как на занятиях по «Введению в художественную литературу», так и при любом чтении художественных произведений вне занятий. Эта технология направлена на формирование целевых ориентиров для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика по технологии продуктивного чтения-слушание | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»
Практика по технологии продуктивного чтения-слушание
Скобелкина Антонина Сергеевна
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №31 «Аленушка»
skob505@yandex.ru
г. Лесосибирск
Уже несколько лет работаю над методической темой чтения-слушания в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди пяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна способствовать достижению цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг». В связи с обновлением содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Для дошкольного уровня технология продуктивного чтения - слушания адаптирована и может применяться как на занятиях по «Введению в художественную литературу», так и при любом чтении художественных произведений вне занятий. Эта технология направлена на формирование целевых ориентиров для детей дошкольного возраста.
Цель технологии - формирование основ читательской грамотности ребенка.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Развитие интереса к процессу чтения (слушания), воспитание потребности в чтении.
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей.
3. Развитие устной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.
4. Формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей
При реализации данной технологии используются особые приемы на каждом этапе чтения текста (диалог с автором, комментированное чтение).
Во время непосредственной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы мной была выделена проблема: дети умеют находить и извлекать информацию, но не умеют осмысливать и оценивать текс. Причина возникновения данной проблемы заключается в следующем: доминирует стратегии на запоминание. А они схожи с работой компьютера, в котором файлы записываются и воспроизводятся без изменения. А ведь необходимо научиться перерабатывать информацию.
Для решения данной проблемы мной применяется технология продуктивного чтения – слушания. На первом этапе мы создали необходимые условия для приобщения детей к художественной литературе – как одной из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника по ФГОС. Нами ведется регулярное сотрудничество с библиотекой и родителями. Благодаря данному сотрудничеству был организован литературный центр, который непрерывно пополняется. В литературном центре дети рассматривают книги, листают, задают интересные вопросы, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Следующим шагом стало внедрение технологии в непосредственную образовательную деятельность по восприятию художественной литературы. Этот этап вызвал множество сложностей, которые состояли в подготовке педагога. Мной неоднократно прочитывалось программное произведение для того чтобы выстроить ход чтения.
Самый интригующий момент для детей работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Мы рассматриваем книгу, обсуждаем названия текста, рассматриваем иллюстраций к нему. Спрашиваю, о чем, по их мнению, будет говориться в произведении (судя по названию, автору, иллюстрациям), какие у них возникли вопросы, на что они обратили внимание. Главное — чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.
Далее мы работаем с самим текстом во время чтения. В зависимости от программного произведения мной выбирается прием работы с текстом это необходимо для восприятия текста, понимание текста и создание его читательской интерпретации. Всего приемов три: комментированное чтение, диалог с автором, обобщение прочитанного. Чаше всего применяю прием диалог с автором — вычитывание информации из каждой единицы текста, но нужно помнить не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:
- на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему? Зачем? Чем можно объяснить?);
- обоснование, аргументацию, подтвердить? Как можно доказать?);
- оценочные (Каков характер героя? Правильно ли он поступил?);
- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Как вы понимаете выражение...? слово...? Почему автор употребил именно это слово, а не другое?).
Завершающий этап работа с текстом после чтения. На данном этапе мы делимся впечатлениями о прочитанном через разные виды деятельности. Мы выполняем творческие задания, направленные на сферы читательской деятельности детей (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Первое время мы выражали отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики. Мои дети подготовительной группы совершенствуют свой творческий потенциал, путем применения новых заданий. Очень нравится разыгрывание рассказа в лицах, взрослый говорит «за автора», а дети — от лица героев. «Оживление иллюстрации», т. е. инсценирование одного эпизода текста. Придумывание необычного варианта развития сюжета.
Пользуясь этой технологией в системе, я заметила, что у детей повысилась инициативность, способность к активному слушанию, пониманию, готовность и умение задавать вопросы.
В планах овладеть данной технологией в совершенстве узнать все тонкости и нюансы. Применять продуктивное чтение не только в непосредственной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы, но и в других видах деятельности. Делиться опытом с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"
Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...
Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...
Конспект НОД с использованием технологии «продуктивного чтения-слушания»
Ознакомление с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства» с использованием технологии "продуктивного чтения-слушания....
Технология продуктивного чтения- слушания
quot;Заяц -хвастун" А. Н. Толстой...
Конспект непосредственной образовательной деятельности чтение художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой для подготовительной группы
Знакомство детей с художественной литературой по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой ....
МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...