описание технологии "Продуктивное чтение"
материал (старшая, подготовительная группа)
в данной работе представлен опыт применения технологии, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт технологии
Компоненты | Содержание |
Полное название технологии | «Технология продуктивного чтения – слушания». |
Автор(ы) | Авторы: Бунеева Екатерина Валерьевна (доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования), Чиндилова Ольга Васильевна (кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ). Светловская Наталия Николаевна (профессор департамента методики обучения). |
Актуальность (обоснование важности применения именно в вашей группе) | Группа »Незабудки» разновозрастная. Возраст детей 5-7 лет. Дети любят играть, конструировать, рисовать, читать книги. С интересом рассматривают иллюстрации новых книг, легко узнают полюбившихся героев по описанию, иллюстрации. Но, не всегда могут ответить на вопрос к тексту, нарушена взаимосвязь «слушаю-слышу», 20% от группы помнят только яркие эпизоды произведения, 30% от группы затрудняются ответить на вопросы: о чем эта книга? В мире новых информационных технологий, когда в каждой семье есть - телевизор, компьютер, Интернет. Книга, как источник знаний, информации уходит второй план. Из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения, сегодня находится на 43 месте. Практика подтверждает, что в школу приходят дети, вроде бы умеющие читать (то есть владеющие в той или иной степени техникой чтения), но, возможно, потерянные для чтения (читать не любят, не могут объяснить прочитанное, оценить). В связи с этим возникает потребность в новых технологиях, направленных на формирование основ читательской грамотности ребёнка. Одной из инновационных образовательных технологий является технология продуктивного чтения. |
Проблема | Низкий уровень читательской культуры дошкольников. |
Цель | формирование у детей восприятия и понимания текста в ходе специально организованной читательской деятельности. |
Задачи (относительно возраста) | 5-6 лет
6-7 лет.
|
На какой возраст рассчитана | 5-7 лет. |
Основные понятия |
|
Описание содержания | Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Основные приемы продуктивного чтения-слушания - Диалог с автором. Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. В технологии продуктивного чтения-слушания выделяются три вида текстовой информации, которую необходимо «вычитывать» для более глубокого понимания детьми текста: -фактуальной (о чем сообщается в явном виде); -подтекстовой (о чем сообщается в тесте в неявном виде, то что «читается между строк»); -концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) Также технология предполагает три этапа работы с текстом. I. Работа с текстом до чтения Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Дети листают, рассматривают иллюстрации, задают вопросы взрослому, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное. Результат: прогнозирование и мотивация к чтению. II. Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы: - прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие; - задать вопросы автору; - включить воображение детей; - привлечь внимание к чему-то и пр. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям. Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения: - диалог с автором, комментированное чтение, ведется словарная работа. III. Работа с текстом после чтения - обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания. Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Результат: понимание текста, выражение своего отношения к героям. Основные приемы, используемые в работе с текстом после чтения: - вопросы к детям («Назовите главных героев рассказа», «Кто из них вам больше понравился? Почему?»). - повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. |
Место в воспитательно-образовательном процессе | Чтение художественной литературы: рассматривание, наблюдение, беседа, анализ (методы). Инсценировка, обсуждение, разучивание, домысливание, комментарий (приемы). Игра - игра-драматизация, сюжетная игра (методы). Сочинение, разыгрывание, инсценировка, перевоплощение, обсуждение (приемы). Организация выставки в книжном уголке (культурная практика)- проектирование, мини-исследование, беседа (методы). Экскурсия, обсуждение, иллюстрирование, отбор экспонатов (приемы). ХЭР - Рисование, изготовление карт, схем, изготовление макетов. Индивидуальная работа – рассказ о герое, событии, обсуждение поступка героя, выборочный пересказ, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы. |
Основные этапы внедрения | Подготовительный: (июнь – август). Подбор методической литературы для реализации проекта; составление перспективного плана чтения художественных произведений с использованием технологии продуктивного чтения; подбор наглядно-дидактического материала (картотека произведений, иллюстраций, подвижных игр); создание предметно-развивающей среды в группе, проведение педагогической диагностики по образовательным областям «речевое развитие»; «познавательное развитие»; проведение анкетирования родителей с целью выявления уровня читательской активности в семье. Основной этап: (сентябрь – апрель) Работа с детьми: чтение, дидактические игры, СРИ по мотивам произведений, подвижные игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры. Работа с родителями: организация выставок (выставка книг, иллюстраций, разработка рекомендаций по развитию у детей умения понимать текст произведения, изготовление атрибутов для игр, создание буклетов «Хорошая книга-лучший друг» Итоговый: (май) Анализ достижения целей и полученных результатов (по результатам итоговой педагогической диагностики); определение направлений дальнейшей работы. |
Внесение элементов в РППС | Центр творчества: материалы для рисования, лепки, аппликации, различные шаблоны, раскраски, альтернативные материалы для рисования, лепки. Центр подвижных игр: картотека подвижных игр. Центр СРИ: внесение атрибутов для обыгрывания сюжетов произведение. Центр театрализации: маски, костюмы для ряженья, различные виды театров (пальчиковый, театр на фланелеграфе). Центр математики логики: дидактические игры на развитие логики, внимания. Библиотека: книги, альбомы для детских иллюстраций, мнемотаблицы, альбомы: «Детские писатели», художники иллюстраторы. Музыка: инструменты для озвучивания, звукоподражания. |
Предполагаемое взаимодействие с родителями | Анкетирование. Совместное проведение тематических выставок, изготовление атрибутов для игр, организация взаимообмена книгами, взаимообмен опытом, организация и проведения мастер- класса « Приемы технологии продуктивного чтения» для домашнего чтения. |
Демонстрация (чего?опыта, результатов,) среди коллег | МБДОУ « Колосок», выступление на методическом объединении детского сада «Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду» |
Предполагаемые результаты для всех участников образовательного процесса | Воспитатель: владеют различными формами речи, понимают и передают содержание текста. У детей сформирован устойчивый познавательный интерес к книге, слушанию, чтению. Дети: 5-6 лет. Литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен, интерес к книгам устойчивый, осознанный и мотивированный; предпочитает произведения определенного вида, жанра и тематики; стремится объяснить свой выбор, пересказывают знакомые литературные произведения. 6-7 лет. Различает жанры литературных произведений, интерес к книгам устойчивый, осознанный и мотивированный; предпочитает произведения определенного вида, жанра и тематики; устанавливает причинные связи в тексте. Безошибочно различает границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Называет 2–3-х авторов и 2– 3-х иллюстраторов детских книг стремится объяснить свой выбор, показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям. Родители: появляется заинтересованность в совместном чтении, родители владеют некоторыми приемами технологии. Социальные партнеры: библиотека – дети являются читателями сельской библиотеки, принимают участие в викторинах и конкурсах. |
Инструменты мониторинга | Сентябрь – май. Диагностика освоения содержания программы, воспитанниками старшей группы, подготовительной группы. Ознакомление с художественной литературой. Старшая группа:
Задания подбираются в виде дидактических игр, проблемных ситуаций, творческих заданий. Беседы. Определяется итоговый показатель в баллах по каждому ребенку (сентябрь - май), прослеживается динамика за год по каждому ребенку, в группе. |
Дополнительно | |
литература | Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста» - М.: БАЛАСС, 2014 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с. |
Планер на следующий учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию речи и художественной литературе в средней группе "чтение стихотворений о зиме. Описание зимней одежды"
занятие составлено по "Программе воспитания и обучения ..." под ред. Васильевой и др....
Описание презентации "Формы приобщения детей по приобщению к чтению и сотрудничество с родителями.
Данный материал поможет в создании своей презентации, поможет ярче изложить эту тему....

Конспект НОД по развитию речи "Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек".
Цель: приобщать детей к восприятию поэтической речи; активизировать словарь детей; вызывать в детях желание рассказывать стихи....

«Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».
Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему....

«Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».
Приобщать детей к восприятию поэтической речи;Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);Активизировать словарь детей словами ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».
Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).Задачи:Образовательная:- приобщать детей к восприятию поэтической речи;-продолжать учить рассказывать об...

занятие по развитию речи. Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».
Занятие по развитию речи. Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек». Программное содержание Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описан...