описание технологии "Продуктивное чтение"
материал (старшая, подготовительная группа)

Оксана Анатольевна Кригер

в данной работе представлен опыт применения технологии, планируемые результаты.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт технологии

Компоненты

Содержание

Полное название технологии

«Технология продуктивного чтения – слушания».

Автор(ы)

Авторы: Бунеева Екатерина Валерьевна (доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования), Чиндилова Ольга Васильевна (кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ). Светловская Наталия Николаевна (профессор департамента методики обучения).

Актуальность (обоснование важности применения именно в вашей группе)

Группа »Незабудки» разновозрастная. Возраст детей 5-7 лет. Дети любят играть, конструировать, рисовать, читать книги. С интересом рассматривают иллюстрации новых книг, легко узнают полюбившихся героев по описанию, иллюстрации.

Но, не всегда могут ответить на вопрос к тексту, нарушена взаимосвязь «слушаю-слышу», 20% от группы помнят только яркие эпизоды произведения, 30% от группы затрудняются ответить на вопросы: о чем эта книга?

В мире новых информационных технологий, когда в каждой семье есть - телевизор, компьютер, Интернет. Книга, как источник знаний, информации уходит второй план. Из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения, сегодня находится на 43 месте. Практика подтверждает, что в школу приходят дети, вроде бы умеющие читать (то есть владеющие в той или иной степени техникой чтения), но, возможно, потерянные для чтения (читать не любят, не могут объяснить прочитанное, оценить).

В связи с этим возникает потребность в новых технологиях, направленных на формирование основ читательской грамотности ребёнка. Одной из инновационных образовательных технологий является технология продуктивного чтения.

Проблема

Низкий уровень читательской культуры дошкольников.

Цель

формирование у детей восприятия и понимания текста в ходе специально организованной читательской деятельности.

Задачи (относительно возраста)

5-6 лет

  • Научить, внимательно и заинтересовано слушать рассказы, сказки, стихотворения.
  • Развивать связную речь детей.
  • Воспитывать познавательный интерес к книге.

6-7 лет.

  • #1057;овершенствовать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником. Владеть различными формами речи.
  • #1056;азвивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
  • 3. Воспитывать читателя - слушателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

На какой возраст рассчитана

5-7 лет.

Основные понятия

  • Антиципация - умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов.
  • Читательская интерпретация - понимается истолкование и оценка текста.
  • Словарная работа-объяснение и уточнение значений слов.
  • Продукт (чтения) - полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста.

Описание содержания

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Основные приемы продуктивного чтения-слушания

- Диалог с автором. Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения.

Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

В технологии продуктивного чтения-слушания выделяются три вида текстовой информации, которую необходимо «вычитывать» для более глубокого понимания детьми текста:

-фактуальной (о чем сообщается в явном виде);

-подтекстовой (о чем сообщается в тесте в неявном виде, то что «читается между строк»);

-концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Также технология предполагает три этапа работы с текстом.

I. Работа с текстом до чтения

Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Дети листают, рассматривают иллюстрации, задают вопросы взрослому, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.

II. Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:

- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;

- задать вопросы автору;

- включить воображение детей;

- привлечь внимание к чему-то и пр.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения:

- диалог с автором, комментированное чтение, ведется словарная работа.

III. Работа с текстом после чтения - обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания.

Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Результат: понимание текста, выражение своего отношения к героям.

Основные приемы, используемые в работе с текстом после чтения:

- вопросы к детям («Назовите главных героев рассказа», «Кто из них вам больше понравился? Почему?»).

- повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

Место в воспитательно-образовательном процессе

Чтение художественной литературы: рассматривание, наблюдение, беседа, анализ (методы). Инсценировка, обсуждение, разучивание, домысливание, комментарий (приемы).

Игра - игра-драматизация, сюжетная игра (методы). Сочинение, разыгрывание, инсценировка, перевоплощение, обсуждение (приемы).

Организация выставки в книжном уголке (культурная практика)- проектирование, мини-исследование, беседа (методы). Экскурсия, обсуждение, иллюстрирование, отбор экспонатов (приемы).

ХЭР - Рисование, изготовление карт, схем, изготовление макетов.

Индивидуальная работа – рассказ о герое, событии, обсуждение поступка героя, выборочный пересказ, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы.

Основные этапы внедрения

Подготовительный: (июнь – август).

Подбор методической литературы для реализации проекта; составление перспективного плана чтения художественных произведений с использованием технологии продуктивного чтения; подбор наглядно-дидактического материала (картотека произведений, иллюстраций, подвижных игр); создание предметно-развивающей среды в группе, проведение педагогической диагностики по образовательным областям «речевое развитие»; «познавательное развитие»; проведение анкетирования родителей с целью выявления уровня читательской активности в семье.

Основной этап: (сентябрь – апрель)

Работа с детьми: чтение, дидактические игры, СРИ по мотивам произведений, подвижные игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры.

Работа с родителями: организация выставок (выставка книг, иллюстраций, разработка рекомендаций по развитию у детей умения понимать текст произведения, изготовление атрибутов для игр, создание буклетов «Хорошая книга-лучший друг»

Итоговый: (май) Анализ достижения целей и полученных результатов (по результатам итоговой педагогической диагностики); определение направлений дальнейшей работы.

Внесение элементов в РППС

Центр творчества: материалы для рисования, лепки, аппликации, различные шаблоны, раскраски, альтернативные материалы для рисования, лепки.

Центр подвижных игр: картотека подвижных игр.

Центр СРИ: внесение атрибутов для обыгрывания сюжетов произведение.

Центр театрализации: маски, костюмы для ряженья, различные виды театров (пальчиковый, театр на фланелеграфе).

Центр математики логики: дидактические игры на развитие логики, внимания.

Библиотека: книги, альбомы для детских иллюстраций, мнемотаблицы, альбомы: «Детские писатели», художники иллюстраторы.

Музыка: инструменты для озвучивания, звукоподражания.

Предполагаемое взаимодействие с родителями

Анкетирование. Совместное проведение тематических выставок, изготовление атрибутов для игр, организация взаимообмена книгами, взаимообмен опытом, организация и проведения мастер- класса

« Приемы технологии продуктивного чтения» для домашнего чтения.

Демонстрация (чего?опыта, результатов,) среди коллег

МБДОУ « Колосок», выступление на методическом объединении детского сада «Реализация технологии продуктивного

чтения-слушания в детском саду»

Предполагаемые результаты для всех участников образовательного процесса

Воспитатель: владеют различными формами речи, понимают и передают содержание текста. У детей сформирован устойчивый познавательный интерес к книге, слушанию, чтению.

Дети: 5-6 лет. Литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен, интерес к книгам устойчивый, осознанный и

мотивированный; предпочитает произведения определенного вида, жанра и тематики; стремится объяснить свой выбор, пересказывают знакомые литературные произведения.

6-7 лет. Различает жанры литературных произведений, интерес к книгам устойчивый, осознанный и мотивированный;

предпочитает произведения определенного вида, жанра и тематики; устанавливает причинные связи в тексте.

Безошибочно различает границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Называет 2–3-х авторов и 2–

3-х иллюстраторов детских книг стремится объяснить свой выбор, показывает знания некоторых жанровых

особенностей литературных текстов, особенно любимых. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям.

Родители: появляется заинтересованность в совместном чтении, родители владеют некоторыми приемами технологии.

Социальные партнеры: библиотека – дети являются читателями сельской библиотеки, принимают участие в викторинах и конкурсах.

Инструменты мониторинга

Сентябрь – май.

Диагностика освоения содержания программы,

воспитанниками старшей группы, подготовительной группы. Ознакомление с художественной литературой.

Старшая группа:

  • Различает жанры литературных произведений
  • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения
  • Называет любимого детского писателя, любимые сказки, рассказы
  • Вступает в диалог, обсуждает содержание прочитанного.
  • Подготовительная группа:
  • Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образу рассказы.
  • Различает жанры литературных произведений, аргументирует свой ответ. Называет любимые сказки и рассказы.
  • Называет 2-3 авторов, 2-3 иллюстраторов детских книг.
  • Узнает произведение по фрагменту.
  • Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет к ним интерес.
  • Владеет различными формами речи.

Задания подбираются в виде дидактических игр, проблемных ситуаций, творческих заданий. Беседы.

Определяется итоговый показатель в баллах по каждому ребенку (сентябрь - май), прослеживается динамика за год по каждому ребенку, в группе.

Дополнительно

литература

Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста» - М.: БАЛАСС, 2014

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

Планер на следующий учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию речи и художественной литературе в средней группе "чтение стихотворений о зиме. Описание зимней одежды"

занятие составлено по "Программе воспитания и обучения ..." под ред. Васильевой и др....

Описание презентации "Формы приобщения детей по приобщению к чтению и сотрудничество с родителями.

Данный материал поможет в создании своей презентации, поможет ярче изложить эту тему....

Конспект НОД по развитию речи "Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек".

Цель: приобщать детей к восприятию поэтической речи; активизировать словарь детей; вызывать в детях желание рассказывать стихи....

«Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую  тему....

«Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Приобщать детей к восприятию поэтической речи;Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);Активизировать словарь детей словами ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).Задачи:Образовательная:- приобщать детей к восприятию поэтической речи;-продолжать учить рассказывать об...

занятие по развитию речи. Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Занятие по развитию речи. Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек». Программное содержание Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описан...