КРУЖКОВАЯ РАБОТА «Знакомство детей с народным фольклором через сказки» (средняя группа)
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «СОЛНЫШКО» Г. НАВАШИНО
Кружок
«Знакомство детей с народным фольклором через сказки» (средняя группа)
Воспитатель д/с № 5 «Солнышко»
Поликарпова Л.А.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми, «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Актуальность:
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Цель кружковой работы:
формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др.
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
Перспективное планирование работы на год:
Сентябрь
Неделя 1: Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Программное содержание: воспринимать эмоциональное восприятие содержание сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.
Содержание организационной деятельности детей.
1.Организационный момент.
2. Беседа по сказке с рассматриванием иллюстраций.
3. Интонационное упражнение «Попробуй рассказать» (как общались друг с другом брат и сестра, когда Иванушка хотел попить водицы из копытца).
Неделя 2: Рассказывание сказки «Маша и медведь».
Программное содержание: продолжать учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексе воспитывать умение в определенной последовательности расставлять героев.
Содержание организационной деятельности детей.
1.Организационный момент.
2. Рассказыванием сказки с показом иллюстраций.
3.Работа на фланелеграфе «Расставь героев по порядку согласно сказке».
Октябрь
Неделя 1: Чтение д. литературной сказки Маминого-Сибиряка «Сказка про комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу - короткий хвост.
Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание и идею литературной сказки, замечать образные слова и выражения.
Содержание организационной деятельности детей.
1.Организационный момент.
2. Беседа по содержанию,
3.Рассматриванием иллюстраций.
Неделя 2: Чтение литературной сказки К. Чуковского «Телефон».
Программное содержание: продолжать учить дертей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое выражение.
Содержание организационной деятельности детей.
1.Организационный момент
2. Беседа по содержанию.
3.Рассматриванием иллюстраций.
4. Интонационное упражнение «Попробуй рассказать».
Неделя 3: Чтение детской литературной сказки К. Чуковского «Путаница».
Программное содержание: воспитывать эмоционально - образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знания о жанровых особенностях сказки, осознавать и объяснять смысл отдельных слов, развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения, ввести в словарь детей крылатые выражения (бабочка крылышками помахала, море и потухло).
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение с рассматриванием иллюстраций.
- Придумывание другого конца сказки.
Неделя 4: Чтение литературной сказки М. Горького «Воробьишко».
Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, уточнить представления о жанровых особенностях сказки.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение сказки и беседа о содержании.
- Рассматривание иллюстраций.
Ноябрь.
Неделя 1: Рассказывание сказки « Красная шапочка» с показом театра на ладошке.
Программное содержание: продолжать учить детей понимать эмоционально - образное содержание сказки; уточнить представление о жанровых особенностях произведения, учить внимательно, слышать и смотреть на мелких героев.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки с показом театра на ладошке.
- Упражнение «Перескажи отрывок из сказки».
Неделя 2: Чтение русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк ».
Программное содержание: учить внимательно, слушать сказку о диких животных, понимать содержание, чтобы потом определить о ком говорится. Продолжать учить понимать образное содержание, осмысливать характер и поступки литературных героев.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение сказки и беседа по содержанию.
- Игра «Назови животное и скажи, кто кричит».
Неделя 3: Рассказ русской народной сказки «Снегурочка и лиса».
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах, обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Отгадывание сказки о лисе.
- Рассказывание сказки, используя по ходу рассказа кукол из театра игрушек.
Неделя 4: Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди».
Программное содержание: продолжать учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказ воспитателя о сказке.
- Рассказывание сказки с использованием иллюстраций.
Декабрь.
Неделя 1: Чтение сказки М. Горького «Война грибов с ягодами»
Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах обогащать речь сказочной лексикой, формировать интонацию.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказ воспитателя о сказке написанной писателем.
- Чтение сказки с показом иллюстраций.
Неделя 2: Рассказ русской народной сказки «Три поросёнка».
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, её идею, развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнивая с заданным словом.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение детям сказки.
- Беседа о прочитанном.
- Игра «Расскажи от имени героя».
Неделя 3: Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, её идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формировать тему, стимулировать желание придумывать новые эпизоды к сказке.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение сказки.
- Беседа о прочитанном с показом иллюстраций.
- Упражнение «Расскажи понравившийся эпизод».
Январь.
Неделя 1: Рассказывание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж».
Программное содержание: воспитывать эмоционально – образное восприятие, учить осмысливать идею, уточнять знания детей о жанровых особенностях сказки, формировать навыки творческого рассказывания, ввести в словарь детей новые слова.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки с использованием театра на фланелеграфе.
Неделя 2: Рассказывание сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
Программное содержание: воспитывать эмоциональное восприятие произведения, учить осмысливать содержание, формировать навыки творческого рассказывания, ввести в словарь детей новые слова.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
Неделя 3: Рассказывание сказки братьев Гримм «Горшочек каши».
Программное содержание: познакомить детей с новой сказкой братьев Гримм, продолжать учить эмоционально, воспринимать события сказки, учить оценивать события героев.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки.
- Беседа о прочитанном.
- Рисование горшочка.
Февраль.
Неделя 1: Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».
Программное содержание: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей, подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Игра «Слова – загадки».
- Рассказ сказки.
- Рисование избушки для зверей.
Неделя 2: Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».
Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте, упражнять в подборе синонимов.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение сказки и беседа по содержанию.
- Придумывание другого конца сказки.
Неделя 3: Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козёл».
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления о сказке, обогащать речь в лексике, формировать интонационную выразительность в речи детей.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки с показом театра на фланелеграфе.
Неделя 4: Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Программное содержание: воспитывать у детей добрые отношения к героям, формировать навыки творческого рассказывания.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
- П/и «Лесом по посёлку».
Март.
Литературные сказки
Неделя 1: Чтение литературной сказки В. Осеевой «Волшебная иголочка».
Программное содержание: воспитывать у детей образное представление о литературных сказках, учить осмысливать идею; уточнять знания о сказках, формировать навыки творческого рассказывания.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение с использованием театра на фланелеграфе.
- Беседа о прочитанном.
Неделя 2: Рассказывание сказки «Красная шапочка» детям по набору игрушек.
Программное содержание: учить детей с помощью взрослого рассказывать сказку по набору игрушек, формировать умение использовать слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки детьми.
- Итог занятия.
Неделя 3: Игра - викторина «Любимые сказочные герои».
Программное содержание: развивать внимание, мышление, память, умение передать характерные черты сказочных героев.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение отрывков из знакомых детям произведений.
Неделя 4: Чтение В. Бианки «Первая охота».
Программное содержание: Познакомить детей с новым литературным произведением, помочь понять скрытый замысел первой охоты, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение произведения и беседа о прочитанном.
Апрель.
Неделя 1: Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать и понимать характер и поступки героев, ввести в речь детей фразеологизмы (душа в душу); учить придумывать другое, похожее окончание сказки.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение произведения и беседа.
- Придумывание весёлого конца сказки.
Неделя 2: Чтение белорусской народной сказки «Пых».
Программное содержание: продолжать учить детей понимать характеры и поступки героев; понимать смысл сказки, формировать умение рассказывать сказку, сопровождая показом настольного театра.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Рассказывание сказки детям с показом настольного театра.
Неделя 3: Чтение сказки Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Программное содержание: Познакомить детей с новым произведением, с образом енота, мамы енота, обезьянки; воспитывать эмоциональное восприятие сказки, учить понимать и оценивать характер героев, воспитывать организованность, интерес к игре.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение отрывка из сказки.
- Игра «Расставь по порядку».
Неделя 4: Литературная викторина.
Программное содержание: закрепить знания детей о литературных произведениях, прочитанных за некоторое время, об особенностях разных жанров художественных произведений.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
Задание 1. Из конверта воспитатель вытаскивает две пейзажные картинки, на них изображены зима – лето. Кто прочитает стих об этом времени года.
- Задание 2. «Угадай из какой сказки». Детям читается отрывок из сказки.
Май.
Неделя 1-2: Чтение глав из книг А. Милн «Вини Пух и все – все – все»
Программное содержание: подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные слова и выражения, формировать навыки творческого рассказа.
Содержание организационной деятельности детей.
- Организационный момент.
- Чтение глав из книги с рассматриванием иллюстраций.
- Беседа о прочитанном.
Литература
- Славина Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. –2002. - № 7 – С.3-7.
- Шорыгина Т.А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей, 2005 – С.10-17.
- Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового открытого занятия для родителей по кружковой работе «Развивающие игры» с использованием авторских игр в средней группе. Тема: « Путешествие в необычный городок»
Итоговое занятие по кружковой работе с использованием авторских игр: блоки Дьенеша, полочки Кьюизнера. Цель: показать родителям возможности предложенных игр, как сними играть, что можно развивать....
Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.
Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...
Перспективный план кружковой работы с детьми по правилам дорожного движения в средней группе (2016-2017 учебный год)
перспективный план кружковой работы с детьми по правилам дорожного движения в средней группе...
Сообщение из опыта работы "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством"
Художественно-эстетическое развитие неразрывно связано с изобразительным искусством. Формирование у детей эмоциональной отзычивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства по...
Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.
Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год....
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...
РМО. Знакомство с русскими народными инструментами через сказку во второй младшей группе
Сегодня мы можем наблюдать подъем патриотизма, возрастающую любовь к Родине, стране, восхищение мужеством наших военнослужащих и превращение населения нашей огромной страны в единое целое. Во всех обр...