Сообщение из опыта работы "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством"
консультация

Бочарова Ирина Владимировна

Художественно-эстетическое развитие неразрывно связано с изобразительным искусством. Формирование у детей эмоциональной отзычивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства помогают понять и почувствовать, что человек - это часть природы,что является основой гармоничного развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narodno-prikladnym_iskusstvom.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 2083 ДОП «Журавушка»

Обобщение опыта работы.

Знакомство детей дошкольного возраста
с народным декоративно-прикладным искусством.


Подготовила: Бочарова Ирина Владимировна

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка, до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнаментвсё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Все игрушки очень веселые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.

Причем детей не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца.

      С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село все будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Матрёшка, русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

      Фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность,

благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией форы и содержания.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы. Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу, выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться в России. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивые формы, удобные в использовании, мастерски исполненные.

      Главная особенность хохломской росписи, это то, что художник никогда не вычеркивает заранее четких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих. Делается сразу мягкой кистью, то есть кистевым приемом.

      Следует обратить внимание детей на то, что главная тема композиции узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию – завиток. На нем располагается самый крупный элемент рисунка – цветок, затем листья, ягоды, а потом идет «разживка» - травка, мелкие ягодки, штрих.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ.

      Одним из условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей является включение ребенка в разные виды художественной деятельности. В процессе работы с различными материалами, дошкольники познают их свойства, возможности преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи, у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные ее части.

      Для повышения развития творческих способностей, предлагаю Вам, познакомиться со следующими рекомендациями:

- Для ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством, необходимо посещать музеи, выставки.

- Приобрести раскраски с гжельской, хохломской, филимоновской, богородской и др. видов росписи.

- Познакомить детей с произведениями народных умельцев (хохломские ложки, городецкие доски, гжельская посуда и сувениры, филимоновские свистульки, матрешки и т.д.)

- Приобрести и применять пластические и глиняные материалы для лепки игрушек (дымковских коней, свистулек, барышень).

      Главное понять, что приобщение к народному искусству надо начинать с раннего детства. С помощью исконно народного творчества России, мы сможем осуществить гармоничное развитие личности ребенка, его художественно-творческие способности. Решить актуальную проблему – приобщение детей к культуре; воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.

Учебно-методическая разработка  предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....

МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....

Рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством

Рекомедации для педагогов и родителей по оознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством...

«Волшебный круг» (методическое пособие по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством)

Цель пособия: повысить эффективность художественно-эстетического воспитания. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Усложнения по возрасту представляют собой подбо...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного декоративно - прикладного искусства»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народногодекоративно - прикладного искусства»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...