Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
проект (средняя группа)
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»
лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность младшего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 413.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир — сказка»
ГБОУ Школа №1591, корпус 8, город Москва
Автор: воспитатель - Новикова Елена Геральдовна
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»
по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку
Разработчик:
Новикова Елена Геральдовна
Должность:
Воспитатель ГБОУ Школа №1591, корпус 8, город Москва, ВАО
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
«Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка»
2. Проектная часть
2.1. Информационная карта проекта
Заключение
Литература
Введение
Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.
Тургенев И. С.
Научить ребенка быть счастливым – задача взрослых. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.
Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Одной из целей деятельности ДОУ является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. Эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Для достижения данной цели в детском саду созданы условия для разностороннего развития и саморазвития ребенка, становления его личности, приобщения к общечеловеческим ценностям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Данные цели и задачи реализуются на основе ФГОС. Стандарт соответствует принцип развития творческого потенциала, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников как ориентир на создание творческой личности.
Стандарт направлен на интегрированный подход к работе с художественным текстом, рассматривая литературу, с одной стороны, как вид искусства, с другой – как средство развития ребенка.
Для знакомства с книжной культурой, детской литературой, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, умению самостоятельно оценивать положительных и отрицательных персонажей была использована методика «Сказка».
В исследовании приняли участие 15 детей средней группы: (8 девочек и 7 мальчиков).
По данным исследования были получены следующие результаты:
средний уровень показали 9 детей
уровень ниже среднего – 6 детей
низкий уровень – 4 ребенка
Анализ полученных данных показал, что 4 ребенка не смогли объяснить поступки героев, правильно подставляли карточки с изображением соответствующих эмоциональных состояний, но не всегда их называли.
10 детей понимают смысл сказки, могут ее пересказать. Сами выбирают главного героя -выбирают волка. Дети определяют эмоциональное состояние героев сказки. Самостоятельно или с помощью карточек (иногда с наводящими вопросами), правильно оценивают поступки героев, их роль в событиях.
Склонны идентифицировать себя с положительными героями сказки. Интерпретируют поступки и чувства героев исходя из конкретных ситуаций, пережитых детьми.
Анализ введения в художественную литературу и результаты диагностики говорят об актуальности данного проекта.
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»
лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность младшего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Мой многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза:
Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4 лет при выполнении следующих условий:
Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.
В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей. Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.
Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.
Объект: нравственные качества детей 4 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.
Предмет: Русская народная сказка как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).
Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
При разработке педагогического проекта мною учитывались:
1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость творческой направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к содержанию образования.
4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.
1. Теоретическая часть.
Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка
Использование народных сказок – это благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.
Выдающийся педагог В. А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и М. Е. Салтыков-Щедрин.
Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора - Никитина М. А. Этого же мнения придерживается и В. Г.Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности».
Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике.
Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь-самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственная сила сказки.
Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления.
Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В. А. Сухомлинский, - ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».
Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна
проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни.
В свой проект я включила три сказки: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Крошечка Хаврошечка».
Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» включает в себя такую сказку. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной. Легко усмотреть в этой сказке неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Дети с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке. Больше всего их занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки. С радостью они воспринимают счастливый конец сказки.
Через сказку «Заюшкина избушка» я подвожу детей к пониманию ценностей поведения человека, к выявлению системы оценок в категориях «хорошо – плохо». Самые элементарные и в то же время самые важные представления (об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности) ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.
В своем проекте я уделяю внимание судьбе героев, поставленных в близкие и понятные ребенку обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершаются в семье. Колобок не слушает старших, не оставшись дома, не имея жизненного опыта, был съеден хитрой лисой.
В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости.
Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
Реализуя свой проект, я думаю, дети убедятся, что в сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Вывод: сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
2. Проектная часть
2.1. Информационная карта проекта
№ Информация о проекте
Содержание
1 Название проекта Творческий: «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»
2 Проблема
Для педагога: Проблема поиска форм работы с
детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС
Для детей: Чему учит сказка?
3 Автор : Новикова Елена Геральдовна
4 Участники
Воспитатель
Дошкольники
Родители
5 Тип Групповой, краткосрочный
6 Интеграция образовательных областей
Основная общеобразовательная область:
Чтение художественной литературы
Сопутствующие образовательные области:
Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Социализация
7 Направление деятельности по проекту
Коммуникативная, игровая, чтение художественой литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная
8 Цель
Для педагога: создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через русскую народную сказку
Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.
9 Задачи развития детей в ходе реализации проекта
Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий:
добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
10 Формы работы с детьми
чтение
обсуждение
решение проблемных ситуаций
моделирование
речевая ситуация
беседа
диалог
слушание сказок
инсценировка
11 Краткое содержание проекта
1 этап: Информационно – аналитический диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка);
наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий
анкетирование родителей
тематический план
подбор литературного материала
подбор дидактического и методического оснащения проекта
2 этап:
Прогностично – проектировочный
проектирование взаимодействия воспитателя со специалистами и родителями;
ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.
3 этап:
Организационно – исполнительный чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним.
Мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта
4 этап:
Контрольно - диагностический
итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом
5 этап:
Обобщающий
рефлексия участников проекта;
отчет о реализации проекта;
оформление полученного материала по проекту, монтаж;
инсценировка сказки для родителей
12 Место проведения ГБОУ Школа №1591, корпус 8
13 Сроки проведения : октябрь 2019-январь 2020 года.
14 Возраст детей 4-5 лет
15 Время проведения В соответствии с циклограммой группы: вторая половина дня.
16 Ожидаемые результаты
Формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей.
Приобщение детей.
Осознанная позиция родителей в приобщении
детей к русской народной сказке.
17 Практическая значимость проекта
В результате работы дети могут:
самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;
инсценировать сказки;
воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
«настраиваться» на чтение сказки;
высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения;
участвовать в совместном обсуждении;
рассказывать по иллюстрациям;
выражать восприятие текста во внешнем действии.
В результате работы родители:
активные участники мероприятий группы;
создадут книгу в подарок детям.
Заключение
В любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с закономерностью. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.
Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В результате проектной деятельности на данном этапе можно говорить
о подтверждении гипотезы и сформулировать следующие выводы:
формируем нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения расширяем представления детей об окружающем мире способствуем формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений воспитываем у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие развиваем творческую активность развиваем выразительную, образную речь
Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок, в том числе самодельными.
Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.
Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.
Литература
1. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос. 2010
2. Л. Ф. Фатихова Изучение нравственного сознания дошкольников // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С. 44
3. Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С. 19
4. Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.
5. Н. Г. Пантелеева Что за прелесть эти сказки // Современное дошкольное образование. 2011. №6. С. 82
6. О. В. Чиндилова, А. В. Баденова Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет). М.: Баласс, 2012. 96 с.
7. О. Л. Щукина Методическая разработка по развитию речи по теме
Сказка как средство формирования нравственных представлений до-
школьников http://nsportal.ru /detskii-sad/razvitie-rechi/skazka-kaksredstvo-formirovaniya-nravstvennykh-predstavlenii-doshkolnikov
8. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. –М:1997
9. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.
10. Реферат Выявление роли сказки в формировании личностных черт
http://studuck.ru
11. Сказкакак источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. М.: Владос, 2000
12. Т. М. Грабенко Зачем читать детям сказки? СПб. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей 4-5 лет к духовно - нравственным ценностям через педагогический проект «Моя родословная»
В проекте представлен педагогический проект "Моя родословная" направленный на решение познавательных, духовно - нравственных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста....
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь
Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина. Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...
Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада
Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада...
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...
Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям
Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностямПриобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.Педагоги...
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...
Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку
Многие дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...
- Мне нравится (1)