Перспективное планирование по чтению художественной литературы по программе от рождения до школы" в старшей группе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа)

Попова Оксана Викторовна

"Давая детям книгу, мы даем им крылья"

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.И в дошкольном возрасте закладывается фундамент, на который будет опиратьсявсё последующее знакомство с огромным литературным наследием.Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромое влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эиоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

 

Перспективное планирование по чтению художественной литературы по программе "От рождения до школы" в старшей группе на 2018-2019 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в группе старшего возраста

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Сентябрь

1.  03.09.2018

           Песенка  «Как у бабушки козел…»

Цель: Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль.    

            2. 04.09.2018

       Сказка «Заяц-хвастун» »,  обр. О.        Капицы

Цель: вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением. Вызвать у детей эмоциональное восприятие сказки, учить оценивать характеры и поступки героев.

            3. 05.09.2018

               Песенка «Гречку мыли», литов, обр. Григорьева

 Цель: продолжать знакомить детей фольклором народов мира; закреплять знания детей о жанровых особенностях народных песен, развивать образное мышление, воображение .

         4. 06.09.2018

         Чтение по выбору детей

   

         5. 07.09.2018

         Чтение по выбору детей

1. 10.09.2018 

        Сказка «Лиса и кувшин»

Цель: Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

        2. 11.09.2019

       Песенка «Раным-рано по утру…»

Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором; прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества

        3. 12.09.2018

           Г.Сапгир «Как лягушку    продавали»

Цель: Продолжать прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев.

        4. 13.09.2018

Песенка «Николенька-      гусачок…»

Цель: Учить детей внимательно слушать, понимать содержание, отличать фольклор от других литературных жанров.

         5. 14.09.2018

Чтение по выбору детей

1. 17.09.2018

А.К.Толстой «Осень,      осыпается весь наш бедный сад…».

Цель:  Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе, развивать поэтический слух. Учить детей понимать содержание произведения, поэтические образы. Учить находить в природе картины, «нарисованные» поэтическим словом.

2. 18.09.2018

Стихотворение И. Белоусов «Осень». Заучивание наизусть

Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

3. 19.09.2018

Б. Житков. «Белый домик»

Цель: Формировать у детей эмоциональное отношение к произведению, интерес к литературным произведениям.

4. 20.09.2018

А.К.Толстой «Осень,      осыпается весь наш бедный сад…».

Цель: Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе, развивать поэтический слух. Учить детей понимать содержание произведения, поэтические образы. Учить находить в природе картины, «нарисованные» поэтическим словом.

5. 21.09.18

  Чтение по выбору детей

1. 24.09.2018

А.Пушкин  «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»)

Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина

2. 25.09.2019

          Веселые рассказы Н.  Носова : «Живая шляпа», «Затейники».

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. Учить понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его   отличии от других литературных жанров.

3. 26.09.2018

Ю.Мориц  «Домик с трубой»

Цель: Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально воспринимать его, отвечать на вопросы по содержанию.

4. 27.09.2018

А.Плещеев.  «Осень наступила…»

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.

5. 28.09.2018

Чтение по выбору детей

Октябрь

1. 01.10.2018

Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

 Цель: Познакомить детей с произведением –перевёртышем. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

2. 02.10.2018

М. Яснов «Мирная считалка». Заучивание наизусть

Цель: Учить детей выразительно декламировать считалку, чётко выговаривать каждое слово. Рассказать о значении считалок в устном народном творчестве.

3. 03.10.2018

Х. Мякеля. «Господин Ау» пер. с фин.Э.Успенского

(глава «Господин Ау идёт на работу»)

Цель: Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев.

4. 04.10.2018

Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

 Цель: Познакомить детей с произведением –перевёртышем.  Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

5. 05.10.2018

Х. Мякеля. «Господин Ау», пер. с фин.Э.Успенского

(глава «Господин Ау и больное дерево»)

Цель: Продолжать знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения.

1.  08.10.2018

Русская народная песня «По дубочку постучишь…». Заучивание наизусть

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи

2. 09.10.2018

Сказка

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки в пер. О. Кустовой и В. Андреева).

Цель: Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку.

3. 10.10.2018

Л. Толстой. Быль «Косточка»

Цель:Уточнить, какое произведение называют былью; формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привёл обман, как нужно было поступить.

4. 11.10.2018

Х. Мякеля. «Господин Ау», пер. с фин.Э.Успенского

(глава «От господина Ау уходит его отражение»

 

Цель: Продолжать знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения.

5. 12.10.2018

Чтение по выбору детей

1. 15.10.2018

Песенка

«Старушка», пер. с англ. С. Маршака

Цель: Предложить детям внимательно прослушать песенку, сопоставить её содержание с иллюстрациями, рассказать с опорой на рисунки запомнившиеся фрагменты. Учить отслеживать своё эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказать о том, понравилось ли песенка.

2. 16.10.2018

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» в обр.

И. Карнауховой

Цель: Познакомить  с русской народной сказкой, помочь понять её смысл.

Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным

3. 17.10.2018

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Ураган»)

Цель: Познакомить детей со сказкой, вызвать заинтересованность, желание слушать сказку дальше.

4. 18.10.2018

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в удивительной стране Жевунов»)

Цель: Продолжать знакомить детей со сказкой, вызывать заинтересованность.

Учить детей высказывать предположения относительно её продолжения.

5. 19.10.2018

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Страшила»).

Цель: Продолжать знакомить детей с произведением, учить понимать характеры и поступки героев, видеть связь сказочного и реального.

1. 22.10.2018

Чтение  и заучивание наизусть стихотворения Р.Сефа «Совет»

Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение, научить выразительно читать его.

 

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Спасение Железного Дровосека»).

Цель: Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

2. 23.10.2018

 А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в плену у Людоеда»).

Цель: Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

3. 24.10.2018

 А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Встреча с трусливым Львом»).

Цель: Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

4.25.10.2018

Чтение и заучивание наизусть стихотворения   Р.Сефа «Совет»

Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение , научить выразительно читать его.

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Саблезубые тигры»).

Цель: Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

5. 26.10.2018

Я. Аким. «Жадина»

Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них.

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Переправа через реку»).

Цель: : Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

1. 29.10.2018

Чтение стихов о поздней осени.

И.Бунин «Листопад»;

А.Майков «Осенние листья по ветру кружат…»

Цель:Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Коварное маковое поле»).

Цель: Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения

2. 30.10.2018

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «На кого похож Гудвин»)

Цель: Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения

3. 31.10.2018

 Б. Заходер. «Серая звёздочка»

Цель: Учить детей понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей.

4. 01.11.2018

Чтение стихов о поздней осени.

И.Бунин «Листопад»;

А.Майков «Осенние листья по ветру кружат…»

Цель:Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

5. 02.10.2018

Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского, стихи в пер. С.Маршака

Цель: Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, понимать смысл поступков героев

.

Ноябрь

 1. 06.11.2018

Песенка

«Счастливого пути!»,

голанд., обр. И. Токмакова.

Цель: Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму.

2. 07.11.2018

Л. Толстой. Быль «Прыжок»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Л. Толстого. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, понимать поступки героев.

3. 08.11.2018

Дж. Родари. «Волшебный барабан», (из книги «Сказки, у которых три конца»),  

пер. с итал. И.Константиновой.

Цель: Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения.

4. 09.11.2018

Чтение по выбору детей

1. 12.11.2018

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»,

обр. Л.Н. Толстой.

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

2. 13.11.2018

Чтение в лицах

С. Городецкий. «Котёнок».

Цель: Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; рассказать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции.

3. 14.11.2018

А.Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака.

Цель: Помочь детям понять содержание произведения, учить чувствовать ритм, выделять средства выразительности.

4. 15.11.2018

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»,

обр. Л.Н. Толстой.

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

5. 16.11.2018

    Б.Алмазов «Горбушка»

Цель: Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту.

1. 19.11.2018

Чтение нанайской сказки

«Айога», обр. Д.Нагишкина (в сокрвщении)

Цель: Учить детей внимательно слушать, понимать нравственную идею сказки, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать понравившиеся отрывки; учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

2. 20.11.2018

Р. Сеф. «Бесконечные стихи»

Цель: Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

3. 21.11.2018

Чтение чешской сказки

«Три золотых волоска Деда – Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой.

Цель: Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, передавать последовательность событий. Учить рисовать героев сказки, передавать их характер, своё отношение к ним; выполнять сюжетные рисунки.

4. 22.11.2018

Чтение нанайской сказки

«Айога», обр. Д.Нагишкина (в сокрвщении)

Цель: Учить детей внимательно слушать, понимать нравственную идею сказки, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать понравившиеся отрывки; учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

5. 23.11.2018

Чтение по выбору детей

1. 26.11.2018

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Цель: Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом  Б.Житкова «Как я ловил человечков».

.

2. 27.11.2018

.

В.Бианки. «Купание медвежат». Пересказывание.

Цель: Познакомить с произведением. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

3. 28.11.2018

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Цель: Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом  Б.Житкова «Как я ловил человечков».

4. 29.11.2018

И. Бунин «Первый снег».

Цель: Пробуждать у детей любовь к художественному слову, помочь почувствовать напевность мелодики стихотворения.

5. 30.11.2018

В.Смит. «Про летающую корову»  

в пер. Б. Заходера.

Цель:Формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее весёлое настроение.

Декабрь

1. 03.12.2018

Чтение стихотворений о зиме. И.Суриков «Зима»; И.Бунин «Первый снег»;

И.Никитин «Встреча зимы».

Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

2. 04.12.2018

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца

Цель: Начать знакомить детей со сказкой. Учить детей различать сказочные события и реальные, учить понимать характеры и поступки сказочных героев; предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки.

Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения.

3. 0512.2018

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца

Цель: Продолжать знакомить со сказкой. Продолжать учить детей различать сказочные события и реальные,  понимать характеры и поступки сказочных героев; предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки.

Продолжать учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения. Воспитывать желание слушать  и узнавать дальнейшее развитие событий.

4. 06.12.2018

Чтение стихотворений о зиме. И.Суриков «Зима»; И.Бунин «Первый снег»;

И.Никитин «Встреча зимы».

Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

5. 07.12.2018

Песенка

«Как на тоненький ледок…».

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста.

1. 10.12.2018

  Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», обр. В.Глоцера и Г.Снегирева.

Перессказ

Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

2. 11.12.2018

Песенка

«Ты, мороз, мороз, мороз»,  обр. И. Карнауховой.

Цель: Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь.  

3. 12.12.2018

Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Цель: Познакомить с произведением. Учить выражать свои мысли и чувства в письменном обращении к близким людям, чётко и ясно формулировать пожелания.

4. 13.12.2018

Эскимосская сказка  «Как лисичка бычка обидела» обр. В.Глоцера и Г.Снегирева.

Перессказ

Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

5. 14.12.2018

М. Карем. «Мирная считалка»,

пер. с франц. В. Берестова. Заучивание наизусть

Цель: Учить детей выразительно декламировать стихотворение, развивать поэтический слух, формировать умение понимать и чувствовать образный язык произведения.

1. 17.12.2018

П. Бажов. «Серебряное копытце».

Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

2. 18.12.2018

С. Маршак «Тает месяц золотой». Заучивание наизусть.

Цель: Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

3. 19.12.2018

А.С. Пушкин. «Зимний вечер»

Цель: Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением.

4. 20.12.2018

П. Бажов «Серебряное копытце».

Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

5. 21.12.2018

В. Левин «Лошадь»

Цель: познакомить детей с произведением. Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

1. 24.12.2018

К. Фофанов. «Нарядили ёлку…»

Цель: Познакомить с произведением. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

2. 25.12.2018

Песенка

«Друг за дружкой»,  тадж., обр. Н. Гребнёва (в сокр.)

Цель: Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, формировать интонационную выразительность речи при декламации отдельных отрывков.

3. 26.12.2018

С.Маршак «Пудель»

Цель: вызвать эмоциональный отклик на ранее прочитанное произведение

4. 27.12.2018

К. Фофанов. «Нарядили ёлку…»

Цель: Познакомить с произведением. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

5. 28.12.2019

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны». Заучивание наизусть.

Цель: Формировать у детей умения декламировать стихотворение: правильно расставлять смысловые акценты, использовать различные средства выразительности голоса (тембр, динамика, высота, длительность).

6. 29.12.2018

Чтение по выбору детей

Январь

 

1. 09.01.2019

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах»,

пер. с польск. Б. Заходера.

Цель: Учить детей выделять жанровые особенности стихотворения, вслушиваться в красоту и мелодику поэтического текста, чувствовать напевность произведения; побеседовать по содержанию, отметить образные выражения.

2. 10.02.2019

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

3. 11.02.2019

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе»,

пер. со швед. Л. Брауде.

Цель : Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.

1. 14.01.2019

Т. Янссон. «Шляпа волшебника»,

пер. В. Смирнова.

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Т. Янссона. Познакомить детей с новым произведением, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку

2. 15.02.2019

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Цель: Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

3. 16.01.2019

А. Фет. «Кот поёт, глаза прищурил…»

Цель: Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка, помочь прочувствовать красоту, напевность и лиричность стихотворения.

4. 17.01.2019

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

Цель:  Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать своё мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоции, вызванных повестью.

5. 18.01.2019

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

Цель:  продолжать формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать своё мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоции, вызванных повестью.

1. 21.01.2019

Д. Хармс.

«Уж я бегал, бегал, бегал…»

Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях стихотворения; учить видеть его структуру, предугадывать появление повторяющихся фрагментов, подбирать интонацию, тембр и мимику для его декламации.

 

2. 22.01.2019

 Э.Шима «Соловей и вороненок». Перессказ

Цель: Познакомить с произведением.Учить детей перессказывать текст (целиком и по ролям).

3. 23.01.2019

А.С. Пушкин  «У Лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).Заучивание наизусть

Цель: Учить детей понимать выразительные средства русского языка, образную речь, эмоционально декламировать стихотворение.

4. 24.01.2019

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славноми могучем богатре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цель: Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки Формировать художественный вкус, развивать воображение

5. 25.01.2019

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славноми могучем богатре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».Чтение с продолжением

Цель:    Продолжать  учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки Формировать художественный вкус, развивать воображение

1. 28.01.2019

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство».

Цель: Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении).

2. 29.01.2019

Н. Телешов. «Крупеничка»

Цель: Учить детей воспринимать содержание произведения; выделять в тексте образные выражения, сравнения, слова, используемые в переносном смысле.

3. 30.01.2019

Д. Чиадри. «О том, у кого три глаза»,

Пер. с англ. Р. Сефа.

Цель: Формировать у детей умение воспринимать образность стихотворной формы, отвечать на вопросы по содержанию.

4. 31.01.2019

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство».

Цель: Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении).

5. 01.02.2019

Чтение по выбору детей

Февраль

1. 04.02.2019

Русская народная сказка

«Никита – Кожемяка» (из сборника сказок А.Афанасьева).

Цель: Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение.

2. 05.02.2019

Сказка

«Жёлтый аист», китайская, пер. и обр.

Ф. Ярилина, Л. Позднеева.

Цель:  Продолжать знакомить детей со сказками народов мира: дать представление о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить детей вдумываться в нравственный смысл произведения.            

3. 06.02.2019

Б. Заходер. «Приятная встреча».

Цель: Учить детей отличать поэзию от других литературных жанров, создавать хорошее настроение. Предложить нарисовать понравившихся персонажей.

4. 07.02.2019

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь».

Цель: Развивать эмоционально – образное восприятие сказки, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки.

 

5. 08.02.2019

Чтение по выбору детей

1. 11.02.2019

Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка», обр. М.Булатова.

Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

Учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на  иллюстрации.

2. 12.02.2019

Русские народные «Докучные сказки».

Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость.

3. 13.02.2019

Сказка

«Как братья отцовский клад нашли»,

молд., обр. М. Булатова.

Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира, учить понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей.

4. 14.02.2019

Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка».

Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова). Учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на  иллюстрации.

5. 15.02.2019

Чтение по выбору детей

1. 18.02.2019

  А. Н. Толстой "Еж".

Перессказ

Цель: Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

2. 19.02.2019

Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки".

Цель: Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

3. 20.02.2019

С. Чёрный. «Волк»

Цель: Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей.

4. 21.02.2019

 А. Н. Толстой "Еж". Перессказ

Цель: Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

5. 22.02.2019

Г.Снигерёв

«Отважный пингвинёнок».

Цель: познакомить детей с творчеством писателя,   с маленьким рассказом из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1. 25.02.2019

Л. Пантелеев. «Буква «ы».

Цель: Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать своё эмоциональное отношение  к прочитанному.

2. 26.02.2019

Сказка

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы.

Цель:Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своём впечатлении от новой сказки.

3. 27.02.2019

М. Цветаева «У кроватки».

Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, отличать стихотворение от других литературных жанров.

4. 28.02.2019

Заучивание наизусть

Г. Виеру. «Мамин день».

Цель: Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение,  самостоятельно выбирая средства выразительности.

5. 01.03.2019

Чтение по выбору детей

Март

1. 04.03.2019

Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном".

Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. : Помочь детям запомнить стихотворение Е. Благининой "Посидим в тишине", отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей

2. 05.03.2019

Песенка

«Грачи – киричи…».

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

Помочь запомнить потешку, учить рассказывать её, используя соответствующие содержанию средства выразительности.

3. 06.03.2019

Чтение чешской сказки

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского.

Цель: Прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. Развивать внимание.

4. 07.03.2019

Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном".

Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. : Помочь детям запомнить стихотворение Е. Благининой "Посидим в тишине", отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей

5. 08.03.2019

Заучивание наизусть   стихотворенияЕ. Благининой "Посидим в тишине".

Цель: Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей

1. 11.03.2019

В. Левин. «Сундук»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями поэта В. Левина. Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

2. 12.03.2019

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» («Пингвиний пляж», «Любопытные, «Камешки»)

Цель: Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

3. 13.03.2019

Г.Снигерёв «К морю».

Цель: Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе, свободно, без повторов пересказывать понравившиеся эпизоды.

4. 14.03.2019

А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов».

Цель: познакомить  с произведением, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей.

5. 15.03.2019

Чтение по выбору детей

1. 18.03.2019

Г. Сапгир. «Небылицы в лицах».

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Г. Сапгира. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и мотивы поведения персонажей.  

2. 19.03.2019

Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства

Цель: Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика.

3. 20.03.2019

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Цель: продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов ,

  Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе, свободно, без повторов пересказывать понравившиеся эпизоды.

4. 21.03.2019

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».

Цель: Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает.

5. 22.03.2019

Чтение по выбору детей

1. 25.03.2019

Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах"

Цель: познакомить со стихотворением

2. 26.03.2019

Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова).

3. 27.03.2019

С.Маршак. «Почта»

Цель: Прививать интерес к чтению.  Продолжать знакомить детей с творчеством С. Маршака, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию. Пополнять словарный запас детей

4. 28.03.2019

Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах"

Цель: познакомить со стихотворением

5. 29.03.2019

Песенка

«Веснянка»,  укр., обр. Г. Литвака.

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

Апрель

1. 01.04.2019

Закличка

«Уж ты, пташечка, ты залётная …»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.

2. 02.04.2019

Чтение стихотворений о весне.

Цель: продолжать приобщать детей к поэзии,

учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

3. 03.04.2019

М. Москвина. «Кроха»

Цель: Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать своё отношение к содержанию произведения.

4. 04.04.2019

А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов»

Цель: Вызвать эмоциональный отклик от прочитанного ранее произведения.

5. 05.04.2019

Чтение по выбору детей

1. 08.04.2019

И.Белоусов «Весеняя гостья». Заучивание наизусть

Цель: помочь детям запомнить стихотворение, тренировать память, добиваться интонационной выразительности.

2. 09.04.2019

В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…". Чтение в лицах

Цель: познакомить со стихотворением В. Орлова  «Ты скажи мне реченька лесная…»

3. 10.04.2019

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (главы) пер. со швед. Л. Лунгиной.

Цель: Прививать интерес к художественной литературе, учить передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации, давать оценку поступкам персонажей.

4. 11.04.2019

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»,  (главы) пер. со швед. Л. Лунгиной.

Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

5. 12.04.2019

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (главы)

пер. со швед. Л. Лунгиной.

Цель: Продолжать учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

1. 15.04.2019

Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…"

Цель: Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".

2. 16.04.2019

Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову)

Цель: Продолжать учить детей пересказывать.

3. 17.04.2019

Закличка

«Ласточка, ласточка…»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, вызвать эмоциональный отклик. Развивать выразительность речи, память.

4. 18.04.2019

Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…"

Цель: Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".

5. 19.04.2019

С. Есенин. «Берёза»

Цель: Учить вслушиваться в ритм, мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом.

 

1. 22.04.2019

Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга»

Цель: Познакомить детей с рассказом.  

2. 23.04.2019

Чтение небылиц («Вы послушайте,

ребята…», «Богат Ермошка», С. Маршак «Пудель», Д. Хармс «Иван Торопышкин»)

Цель: Активизировать словарь детей.

3. 24.04.2019

Л Толстой. «Лев и собачка»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным.

4. 25.04.2019

Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга»

Цель: Познакомить детей с рассказом.

5. 26.04.2019

С. Есенин «Черёмуха»

Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы.

1. 29.04.2019

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: Познакомить детей со сказкой.

 

2. 30.04.2019

Песенка

«Дом, который построил Джек»,

Англ., пер. С. Маршака.

Цель: Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память.

3. 01.05.2019

А. Барто. «Верёвочка»

Цель: Развивать любовь к поэзии, продолжать знакомить детей с творчеством  А.Барто.

4. 02.05.2019

Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"

Цель: Познакомить детей со сказкой.

5. 03.05.2019

Чтение по выбору детей

Май

1. 06.05.2019

Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок".

Цель: Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

2. 07.05.2019

Закличка

«Дождик, дождик, веселей…» 

Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются.

учить сравнивать заклички с другими жанрами фольклора, выявлять их отличительные особенности. Вызвать у детей радостное настроение, связанное с приходом весны.

3. 08.05.2019

Закличка Заучивание наизусть 

«Божья коровка…». Вспомнить с детьми о назначении закличек в устном народном творчестве,

Помочь запомнить и с выражением рассказывать закличку.

 

1. 13.05.2019

Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол»

Цель: Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол".

2. 14.05.2019

 В. Дмитриева.

«Малыш и жучка» (главы)

Цель: Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать вопросы, рассказывать о том, что понравилось и заинтересовало.

3. 15.05.2019

В. Дмитриева.

«Малыш и жучка» (главы)-(продолжение)

Цель: Продолжать формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать вопросы, рассказывать о том, что понравилось и заинтересовало

4. 16.05.2019

Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол»

Цель: Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол".

5. 17.05.2019

А. Плещеев. «Мой садик»

Цель: Учить детей осмысливать содержание стихотворения, развивать поэтический слух

1. 20.05.2019

Песенка

«Уж я колышки тешу…».

Цель: Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества

2. 21.05.2019

Чтение в лицах

Э. Успенский.«Разгром»

Цель: Формировать у детей умение чувствовать , понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, рассказывать о поступках и переживаниях героев.

3. 22.05.2019

Т. Александрова. «Домовёнок Кузька»

 глава «Под веником кто – то был»

Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение.

4. 23.05.2019

Т. Александрова. «Домовёнок Кузька»

глава «Банька»

Цель: Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение.

5. 24.05.2019

Т. Александрова. «Домовёнок Кузька»

глава «Олелюшечки»

Цель: Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовёнка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь.

 

1. 27.05.2019

Чтение  сказки «Кукушка», ненецк., обр. К.Шаврова

Цель:  Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества, Познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»; Учить понимать и оценивать характер персонажей. учить видеть жанровые особенности сказки.

 

2. 28.05.2019

В.Бианки. «Сова»

Цель: Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы о жизни обитателей леса. Воспитывать любовь к природе.

3. 29.05.2019

Чтение по выбору детей

4. 30.05.2019

Чтение по выбору детей

5. 31.05.2019

Чтение по выбору детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по художественной литературе по программе "От рождения до школы"

Перспективное планирование по разделу развитие речи и художественная литература по программе "От рождения до школы" под редакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Перспективное планирование по образовательным областям (Художественно-эстетическое развитие) Программа «От рождения до школы» Старшая группа

Данный материал включает тематическое  перспективное планирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе....

Список чтения художественной литературы по программе "От рождения до школы" в средней группе

Список чтения художественной литературы по программе "От рождения до школы" в средней группе...

Перспективное планирование по художественной литературе по программе "От рождения до школы" во второй младшей группе

Перспективное планирование по художественной литературе  по программе "От рождения до школы" во второй младшей группе на 2018-2019 учебный год...

Планирование на февраль (3 неделя) по программе "От рождения до школы".Старшая группа.

Планирование на февраль (3 неделя) по программе "От рождения до школы".Старшая группа....