Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе
Разработала: Максимовская Ольга Сергеевна
воспитатель
сентябрь | |||
№ | Тема | Программное содержание | Используемая литература |
1 | Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка» | Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства). | О.С.Ушакова, стр.136 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
2 | Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка Бурка» | Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи (чуткость к образному строю сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения). | О.С.Ушакова, стр.138 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
3 | Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов | Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | В.В.Гербова¸ стр. 32 (развитие речи детей 6-7 лет) |
4 | Стихотворение Е.Трутневой «Осень» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей. | О.С.Ушакова, стр.140 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
октябрь | |||
1 | Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. | О.С.Ушакова, стр.144 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
2 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | Учить выразительно, читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка; расширять представления о пейзаже. | О.С.Ушакова, стр.145 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
3 | Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева «Хроменькая уточка» | Познакомить с украинской народной сказкой; подвести к осознанию художественных образов сказки. | О.С.Ушакова, стр.146 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
4 | Ознакомление жанром – басни. И. Крылова «Стрекоза и муравей» | Закреплять представления о басне, ее жанровых особенностях; подводить детей к пониманию аллегория басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией. | О.С.Ушакова, стр.148 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
5 | Беседа о творчестве А.Пушкина Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. | О.С.Ушакова, стр.150 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
ноябрь | |||
1 | Малые фольклорные формы. Придумывание потешек. | Уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. | О.С.Ушакова, стр.151 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
2 | Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» | Формировать умение у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. | О.С.Ушакова, стр.153 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
3 | Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице | учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. | О.С.Ушакова, стр.159 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
4 | Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». | систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. | О.С.Ушакова, стр.173 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
декабрь | |||
1 | Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение замечать изобразительно-выразительные средства интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; составлять лирические сказки на определенную тему. | О.С.Ушакова, стр.155 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
2 | Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок». | уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам. | О.С.Ушакова, стр.277 (развитие речи детей 6-7 лет) |
3 | Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка» | учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. | О.С.Ушакова, стр.164 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
4 | Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы. | О.С.Ушакова, стр.156 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
январь | |||
1 | Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» | продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; уточнить представление о жанровых особенностях басни. Формировать умение точно и выразительно излагать свои мысли. | О.С.Ушакова, стр.174 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
2 | Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок. | Поддерживать интерес к образным выражениям. Углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | О.С.Ушакова, стр.168 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
3 | Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам Богородских игрушек. | Продолжать знакомство с русскими народными сказками; учить детей осмысливать характеры персонажей сказки; развивать творческие способности детей, умение придумывать сказки с заданными героями. | О.А.Скоролупова, стр.92 (тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.) |
февраль | |||
1 | Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка» | учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. | О.С.Ушакова. стр.86 (Ознакомление с художественной литературой) |
2 | Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ) | О.С.Ушакова. стр.196 (Ознакомление с художественной литературой) |
3 | Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода» | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | В.В.Гербова стр.63 (развитие речи детей 6-7 лет) |
4 | Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. | В.В.Гербова стр.58 (развитие речи детей 6-7 лет) |
март | |||
1 | Туркменская народная сказка «Падчерица» | Учить замечать сходство и различия в построении сюжета, идее, характера героев двух сказок. Формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. | О.С.Ушакова, стр.142 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
2 | Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен» | учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности). | О.С.Ушакова, стр.171 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
3 | Чтение басни Крылова «Ворона и Лисица» | Закрепить знания детей о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщённое значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни | О.С.Ушакова, стр.158 (ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи) |
4 | Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок» | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок». | В.В.Гербова стр.47 (развитие речи детей 6-7 лет) |
апрель | |||
1 | Малые фольклорные формы | Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. | О.С.Ушакова стр. 175 (ознакомление с художественной литературой) |
2 | Произведения Н. Носова | Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключение Незнайки и его друзей. | В.В.Гербова стр.54 (развитие речи детей 6-7 лет) |
3 | Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник» | Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. | В.В.Гербова стр.60 (развитие речи детей 6-7 лет) |
4 | Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» | Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь». | В.В.Гербова стр.49 (развитие речи детей 6-7 лет) |
май | |||
1 | Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень» | Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. | О.С.Ушакова, стр. 194 (развитие речи детей 6-7 лет) |
2 | Чтение рассказа В. Бианки « Май» | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. | В.В.Гербова стр.79 (развитие речи детей 6-7 лет) |
3 | Чтение сказки В. Катаева « Цветик – Семицветик» | Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. | О.С.Ушакова стр. 190 (ознакомление с художественной литературой) |
4 | Литературная викторина | Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах | О.С.Ушакова, стр. 279 (развитие речи детей 6-7 лет) |
Используемая литература:
- О. С. Ушакова, Е. М. Струнина – «Развитие речи детей 6-7 лет»
- В. В. Гербова – «Развитие речи детей 6-7 лет»
- О. С. Ушакова – «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы по теме "Книга-величайшее из чудес, созданное человеком" (М. Горький)
ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении....
Персперктивное годовое планирование по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе
Перспективное тематическое планированиеОбразовательная область Художественно-эстетическое развитиеНаправления: «Чтение художетвенной литературы» Подготовительный к школе возраст...
Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»
Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы
Перспективный план по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы в режимные моменты...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...
Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе.
Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе....