Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Зимовье зверей»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Маракаева Светлана Евгеньевна

Как формировать эмоционально – образное восприятие сказки у дошкольников? Как уточнить понимание содержания сказки, её идеи, подвести к пониманию образного содержания пословиц, учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей, составлять загадки-описания. Поможет этот конспект НОД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_otkrytaya_dlya_rmo_zimove_zverey.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новоспасский детский сад №7

Конспект

образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

на районное методическое объединение на тему:

«Зимовье зверей»

Подготовила воспитатель Маракаева С.Е.

Новоспасское,

2019г.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

в средней группе на тему: «Зимовье зверей»

      Программное содержание:

Формировать эмоционально – образное восприятие сказки. Уточнить понимание содержания сказки, её идеи. Подвести к пониманию образного содержания пословиц. Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей, составлять загадки-описания.

Звуковая культура речи: совершенствовать интонационную выразительность речи, продолжать работу над дикцией, отрабатывать произношение шипящих звуков (ш, ж).

Формирование словаря: 

Активизация словаря: рогатый, звонкоголосый, разноцветный, блеет, мычит, неповоротливая.

Обогащение словаря: зимовье, щепу драть, брёвна, подполье, стены конопатить.

Грамматический строй речи: продолжать учить детей загадывать загадки: правильно использовать в речи имя прилагательное, сравнения, эпитеты, описывая животное.

Связная речь: совершенствовать диалогическую речь: закреплять умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.

Необходимые материалы: куклы настольного театра к сказке, ящик для игры в песок, песок; мультимедийная установка, массажёр Су-Джок на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Появляется кукла Буратино с книжкой в руках и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь?

Буратино: А как мне не плакать? Мальвина дала мне задание прочитать книжку, а потом еще сказала, что будет мне задавать вопросы о прочитанном. А как я могу прочитать, ведь я еще не умею, я только учусь. Вот, хожу с букварем, изучаю буквы, складываю слоги, а такую книжку прочитать не могу… (плачет)

Воспитатель: Буратино, не расстраивайся так сильно, не плач. Мы с ребятами тебе поможем, правда, ребята? Присаживайся, Буратино, на стульчик и слушай. Но сначала мы поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это?

Дети: свинья.

Воспитатель: большой, рогатый, мычит, хвост метелкой.

Дети: бык.

Воспитатель: маленький, звонкоголосый, яркий, разноцветный.

Дети: петух.

Воспитатель: серый, злой, зубастый.

Дети: волк.

Воспитатель: а теперь вы опишите животное, которое появится на картинке

Дети: кудрявый, круторогий, блеет, короткий хвост (баран).

Дети: мягкие лапки, любит играть с клубочком, гроза для мышей (кот).

Воспитатель: вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе.

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Под грибком».

Воспитатель: ребята, а вы знаете, кто сочиняет сказки?

Дети: сказочники, писатели.

Воспитатель: если сказку сочинил сказочник, то это народная сказка. Сколько на земле живет народов – столько и сказок. А если написал писатель – то это авторская сказка. Сегодня мы с вами поиграем в сказку «Зимовье» и заодно поможем Буратино.

Пальчиковая гимнастика с массажёром Су-Джок

Прежде чем приступить к выполнению задания, я предлагаю размять наши пальчики и поиграть с нашим ежиком. Согласны?

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек.

Еж колючий, но не злой!

Ежик, ежик колкий

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок!

Дедушка Ежок

Не ходи на бережок,

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Физкультминутка:

Мы походим как лисята,

А потом как поросята,

А потом как медвежата,

А потом как лягушата.

Вот свернулся еж в клубочек,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Дети играют в сказку по ролям с мелкими игрушками в ящике для игр с песком.

Русская народная сказка

в обработке И. Соколова-Микитова «Зимовье»

Действующие лица:

Рассказчик

Бык

Баран

Свинья

Кот

Петух

Волки

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдёт.

Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:

— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить, а ты будешь щепу драть.

— Ладно, — отвечает баран, — согласен.

Повстречали бык и баран свинью:

— Пойдём, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

Увидели бык, баран и свинья кота:

— Здравствуй, Котофеич! Пойдём вместе зимовье строить! Мы станем брёвна носить, щепу драть, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь стены конопатить.

Согласился и кот.

Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:

— Здравствуй, Петя! Идём с нами зимовье строить! Мы будем брёвна носить, кирпичи делать, печку класть, стены конопатить, а ты — крышу крыть.

Согласился и петух.

Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился.

Живут друзья — не горюют.

А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:

— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живёт. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Вошёл волк в зимовье и прямо на барана угодил. Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:

— Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..

Петух увидел волка, слетел с жёрдочки, крыльями захлопал:

— Ку-ка-ре-ку-у!..

Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:

— Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Набежал бык, рогами волка в бок:

— У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..

А свинья услыхала, что наверху бой идёт, вылезла из подполья и кричит:

— Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?

Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:

— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!

Услыхали волки, пустились наутёк. Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им говорит:

— Вошёл я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон... Ой, бежимте, братцы!..

Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.

После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.

-Понравилась вам сказка? (да)

-Как называется сказка? («Зимовье»)

- Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод)

- Как бы жилось быку, барану, свинье, коту и петуху, если бы они не построили себе вовремя зимовье? (они бы замерзли, умерли бы от голода, их могли съесть волки)

- Дружны ли они были, когда строили дом? (да)

- Что каждый из них умел делать? (бык бревна из леса носил, да столбы тесал; баран щепу драл; свинья глину месила, кирпичи делала и печку клала; кот мох таскал, стены конопатил; петух крышу крыл)

-Как зимовали звери? (бык и баран на полу спали, свинья в подполье забралась, кот на печи песни пел, а петух под потолком на жердочке пристроился)

- Что случилось однажды? (к ним залез волк)

- Что помогло зверям спастись? (то, что их испугался волк)

- Почему злой, сильный, страшный волк, которого все в лесу бояться, испугался? (потому что друзья в домике оказались храбрыми и находчивыми)

Воспитатель: Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете?

- О ком в нашей истории так можно сказать? (о волке, ему привиделось то, чего в сказке не было)

- Что показалось волку, послушайте, я расскажу об этом еще раз.

- Чему учит эта сказка? (умению дружить, трудиться и дружно работать)

Воспитатель: а теперь, давайте поиграем в зверей.

Дети самостоятельно продолжают игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Одежда»

Программные задачи: формировать обобщающее понятие «одежда»;активизировать словарь по теме;закреплять знания детей о разной одежде (зимней, летней, нарядной, красивой, праздничной), в умен...

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе по теме: «Москва-Златоглавая ».

Конспект занятие по ознакомлению  художественной литературыв средней группе.Тема: «Москва-Златоглавая ».Программное содержание:Расширять представления детей о Москве - столице России....

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Рассказывание сказки "Зимовье зверей"

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе  "Рассказывание сказки "Зимовье зверей"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Одежда»11.02.24 г

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Одежда»   Задачи:1.формировать обобщающее понятие «одежда»;2.активизиров...