Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)
Конспект занятия "Устное народное творчество: потешки, небылицы,считалочки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ustnoe_n_t_poteshki_nebylitsy_schitalochki.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»
Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.
Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.
Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
Содержание деятельности
Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.
– В каких сказках живут эти герои?
– Почему эти сказки называют русские народные?
– Как они появились? (Рассуждения детей.)
– Жила-была в деревне бабушка Арина.Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
– Какие у вас любимые сказки?
– Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.
Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.
– Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».
– Какие загадки знаете вы?
– А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая,мне бабушка пела:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Таню схватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
А там пташки поют,
Тане спать не дают.
– А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)
– Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.
Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.
Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Бархатная спинка,
В лапке хворостинка.
– Кисонька-мурысонька,
Откуда ты пришла?
– Целый день я, кисонька,
Гусят пасла!
– Кто вспомнил потешки, прочтите их.
– Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.
– А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)
– А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)
– А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:
Жив-здоров – лежу в больнице.
Сыт по горло – есть хочу,
Хоть корову проглочу.
– А почему вы смеетесь?
Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.
– Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.
Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).
–Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике», «Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.)
– Вот какие мы с вами сочинители!
– А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.
–Послушайте:
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».
–Еще послушайте:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею в ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.
Чтение детьми знакомых небылиц.
– Ну а теперь пора поиграть.
Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.
– Русские дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили –
Не читать, не писать –
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу,
Доктор любит колбасу.
– При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.
Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…», рассчитывает детей. Считалку разучивают, ребята упражняются в расчете.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей –
Не задерживай
Добрых и честных людей!
– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
· Дать понятие об устном народном творчестве.· Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».
Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:- Дать понятие об устн...
Конспект занятия "Устное народное творчество"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Устное народное творчество»...
Устное народное творчество- потешки, небылицы, считалочки
Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, ...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ
познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практическог...
Конспект занятия устное народное творчество как средство формирования у детей 1ой младшей группы основ культуры здоровья "Путешествие в страну здоровья"
Сформировать у детей понятие «Здоровый образ жизни» путем осмысления пословиц, поговорок, потешек, стихов....
«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»
Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую с...