«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гирченко Людмила Николаевна

Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»

Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.

Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.

Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Звучит русская народная мелодия.

Сегодня мы поговорим о международном дне, родного языка, который отмечается 21 февраля.

  Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их народ. Как на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось. Чтоб не плакал никто, и никто не скучал, Сам народ для себя песни - шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, сегодня мы сегодня мы вспомним.

 В: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку

Как растаял месяц,

Золотые рожки,

Как у нашей Тани

Солнышко в окошке,

Яркие у солнышка Лучики горят,

Русые у Танюшки
Косоньки висят.

Чешу, чешу волосыньки

расчёсываю косыньки!

Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).

Воспитатель: какие догадливые ребятишки! А ну-ка, следующие потешки отгадаете, когда использовали?


Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два,

Паше два,

Ване два,

Тане два,

Саше два,

Маше два,

Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!


Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток). А еще на Руси всегда любили песни.  Когда укладывают детей спать им поют…… (верно колыбельную. А для чего?

(ответы детей)

 В: Верно, для того чтобы малыш успокоился и ему приснились сладкие сны.

В: Вот послушайте: 

Когда я была маленькая, мне бабушка пела:

Спи, младенец мой прекрасный,

 Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный -
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,

 Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.

– А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)

При затруднении поем все вместе: Баю-баюшки баю….

В: Молодцы!

– Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные.

 Были еще песни хороводные.

Воспитатель: зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

В лапке хворостинка.

– Кисонька-мурысонька,

Откуда ты пришла?

– Целый день я, кисонька,

Гусят пасла!

– Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.

– А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)

А загадки вы любите отгадывать.

– А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

1.По утру: «Ку-ку, ку-ку»,

Разместилась на суку.

Ох, ты и болтушка!

Это кто. (кукушка)

2.У моей игрушки-свинки
Есть отверстие на спинке.
Положу туда монеты,
Чтоб купить себе конфеты. (копилка)

3.С неба падают зимой
И кружатся над землею
Мягкие пушинки
Белые…..(снежинки)

– А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

1.Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело-

Лето красное пришло.

2.Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бобродой!

Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

– Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто.

– Скажите наоборот: «Маша надевала варежки на ножки

В. Разве можно на ножки надевать варежки. А что тогда мы надеваем на ножки зимой.

-Забодал меня котел на него я очень зол.

В. Может ли котел забодать. А кто тогда забодал мальчика. Правильно козел.

«Маша ест за столом, а Мурка под столом»(Дети придумывают.)

– А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.

Небылицы — это стихотворное со сказочным сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества. В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но вы должны понимать, что это — шутка или вымысел, и они способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки.

– Послушайте:

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек
Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

– Еще послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

.

– Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. –на Руси дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например, «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

 Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

На диване плавал слон,

Кто не верит –

Выйди вон.

 После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру. – При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

Мы собрались поиграть,

 Ну, кому же начинать

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Устное народное творчество. Потешки».

План-конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми младшего дошкольного возрастаТема: «Устное народное творчество. Потешки»....

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»

Конспект занятия "Устное народное творчество: потешки, небылицы,считалочки"...

Устное народное творчество- потешки, небылицы, считалочки

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, ...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ

познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практическог...