«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»
Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.
Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.
Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
Звучит русская народная мелодия.
Сегодня мы поговорим о международном дне, родного языка, который отмечается 21 февраля.
Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их народ. Как на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось. Чтоб не плакал никто, и никто не скучал, Сам народ для себя песни - шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, сегодня мы сегодня мы вспомним.
В: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Как растаял месяц,
Золотые рожки,
Как у нашей Тани
Солнышко в окошке,
Яркие у солнышка Лучики горят,
Русые у Танюшки
Косоньки висят.
Чешу, чешу волосыньки
расчёсываю косыньки!
Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Воспитатель: какие догадливые ребятишки! А ну-ка, следующие потешки отгадаете, когда использовали?
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два,
Паше два,
Ване два,
Тане два,
Саше два,
Маше два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток). А еще на Руси всегда любили песни. Когда укладывают детей спать им поют…… (верно колыбельную. А для чего?
(ответы детей)
В: Верно, для того чтобы малыш успокоился и ему приснились сладкие сны.
В: Вот послушайте:
Когда я была маленькая, мне бабушка пела:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный -
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.
– А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)
При затруднении поем все вместе: Баю-баюшки баю….
В: Молодцы!
– Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные.
Были еще песни хороводные.
Воспитатель: зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.
Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Бархатная спинка,
В лапке хворостинка.
– Кисонька-мурысонька,
Откуда ты пришла?
– Целый день я, кисонька,
Гусят пасла!
– Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.
– А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)
А загадки вы любите отгадывать.
– А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)
1.По утру: «Ку-ку, ку-ку»,
Разместилась на суку.
Ох, ты и болтушка!
Это кто. (кукушка)
2.У моей игрушки-свинки
Есть отверстие на спинке.
Положу туда монеты,
Чтоб купить себе конфеты. (копилка)
3.С неба падают зимой
И кружатся над землею
Мягкие пушинки
Белые…..(снежинки)
– А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:
1.Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело-
Лето красное пришло.
2.Лошадь ехала с рогами,
Плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами
Червячок шел с бобродой!
Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.
– Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто.
– Скажите наоборот: «Маша надевала варежки на ножки
В. Разве можно на ножки надевать варежки. А что тогда мы надеваем на ножки зимой.
-Забодал меня котел на него я очень зол.
В. Может ли котел забодать. А кто тогда забодал мальчика. Правильно козел.
«Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.)
– А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.
Небылицы — это стихотворное со сказочным сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества. В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но вы должны понимать, что это — шутка или вымысел, и они способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки.
– Послушайте:
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».
– Еще послушайте:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею в ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.
.
– Ну а теперь пора поиграть.
Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. –на Руси дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например, «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
На диване плавал слон,
Кто не верит –
Выйди вон.
После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру. – При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Устное народное творчество. Потешки».
План-конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми младшего дошкольного возрастаТема: «Устное народное творчество. Потешки»....
Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
· Дать понятие об устном народном творчестве.· Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».
Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:- Дать понятие об устн...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»
Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:· Дать понятие об устном народном творчестве.·...
Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»
Конспект занятия "Устное народное творчество: потешки, небылицы,считалочки"...
Устное народное творчество- потешки, небылицы, считалочки
Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, ...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ
познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практическог...