Устное народное творчество- потешки, небылицы, считалочки
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Матвеева Елена Вячеславовна

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умение практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, считалочки.
Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Устное народное творчество-
                                    потешки, небылицы, считалочки

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умение практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, считалочки.
Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
Содержание деятельности.
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас на выставку , где предоставлены персонажи сказок и иллюстрации к потешкам.
- В каких сказках живут эти герои?
- Почему эти сказки называют русские народные?
- Как они появились? (Рассуждения-ответы детей).
Воспитатель.
- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем она была старенькая: в поле работать не могла, за скотиной ухаживать тяжело. Лежала целыми днями на печи да сказки придумывала. А вечером соберутся внуки, бабушка им сказки и сказывает.
Вот выросла ее внучка Марьюшка, у нее уж своя дочка родилась –Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама что-нибудь придумывает, чтобы сказка интереснее стала.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Поэтому их и называют народными. А сочинял сказки русский народ- так и получились русские народные сказки. Мы с вами сказки очень любим слушать.
- Какие сказки у вас любимые?(Ответы детей)
Воспитатель.
- Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки. А вы найдите на столе отгадки-картинки.
(Воспитатель загадывает 3-4 загадки, дети показывают картинки-отгадки)
Воспитатель.
Загадки эти придумал русский народ, поэтому они называются «русские народные».
- Какие загадки вы знаете? (Ответы детей)
- А еще на Руси любили песни: колыбельные и хороводные. Когда я была маленькая , мне бабушка пела перед сном.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Таню схватит за бочок
И потащит во лесок.
Там птички поют
Тане спать не дают.
-А вам мамы и бабушки какие колыбельные песенки поют? (Предложить детям спеть).
Все эти песни придумал народ. Были еще и хороводные.

(Воспитатель предлагает встать в хоровод.)

Воспитатель.
-Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы. Пятый хвост,
Бархатная спинка,
В лапе хворостинка.
-Ксонька-мурысонька,
Откуда пришла?
-Целый день я кисонька ,
Гусят пасла!
-Кто вспомнил потешки? Найдите  к ним иллюстрации на столе. Прочтите их.
- Потешки – это небольшие стишки, которые тоже придумывал русский народ.
-А как вы думаете, зачем народ придумывал потешки? (
Чтобы развлекать, потешать детей)
- Скажите мне, ребята, чем потешки отличаются от загадок, сказок? (В загадке содержится вопрос. На который всегда надо найти отгадку)
Воспитатель
.
- Садитесь вокруг меня поудобнее. А еще на Руси часто придумывали небылицы для веселья. Это такие маленькие стишки, в которых говориться о тм, чего на самом деле не бывает. В них все как будто перевернуто, поэтому смешно.

-Послушайте.
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
(Воспитатель вместе с детьми определяет что же здесь «перевернуто»)
-Еще послушайте..
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из –под кнута
И давай дубасить ею ворота,
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
- Что я вам сейчас прочитала? (
Небылицу)
-Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки и небылицы. Все это называется русским народным творчеством. Устное- потому что ничего не записывали, так как писать не умели, да и бумаги у народа не было. А только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а « уста» Отсюда –устное. Народное- придумывал народ; творчество- сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Устное народное творчество. Потешки».

План-конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми младшего дошкольного возрастаТема: «Устное народное творчество. Потешки»....

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»

Конспект занятия "Устное народное творчество: потешки, небылицы,считалочки"...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ

познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практическог...

«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»

Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую с...