Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_hud.lit_.docx | 344.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
Отчет
по проекту
«Поэзия для детей»
по приобщению детей
младшего дошкольного возраста
к художественной литературе
Разработала:
Воспитатель: Михайличенко Е.Ю.
Тейково
2019г.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится
к гармонии русского слова, сердце преисполнится
чувством изящного, пусть поэзия действует
на них так же, как и музыка».
В.Г.Белинский
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия затрагивает самые потаённые уголки души.
Поэзия раскрывает перед детьми огромный мир и самые первые знания о человеке, животных, природе и Родине.
С раннего детства необходимо закладывать любовь к художественному слову. Если не привить чувство прекрасного с ранних лет, то в последствии ,к сожалению, его уже может быть поздно!
Актуальность проекта:
В условиях современной жизни можно наблюдать снижение читательского интереса у детей. Дети не видят все многообразие и красоту литературной речи. Не любят слушать и ,конечно же ,читать художественные произведения. Нет стремления выразить свое отношение к произведению, попытаться объяснить и выразить его смысл.
В результате, слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Дети не имеют практически ни какого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека.
Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу. Сейчас наблюдается тенденция замены книги мультфильмами и компьютерами. Вследствие этого, у детей отмечается речевое и мыслительное нарушение , все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образец поведения.
Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.
Произведения, написанные в поэтической форме, легче для восприятия. Именно поэтому знакомство ребенка с художественной литературой начинается со стихотворений .
Поэзия на данный момент является важнейшим средством формирования у ребенка первичного образного представления о мире, овладения языковыми законами, воспитания у него эстетического вкуса.
Можно утверждать, что поэзия является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Цели:
- Формирование у дошкольников ценностного отношения к книге через познавательную и творческую деятельность;
- Приобщение детей к миру культуры и воспитание художественного вкуса через формирование у детей интереса к поэзии, умения выразительно читать стихи;
- Воспитание эстетического вкуса;
- Продолжать формировать бережное отношение к книгам.
Задачи:
- Воспитывать интерес к поэзии, развивать способность к целостному восприятию поэтических произведений, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- Формировать первоначальные представления об особенностях поэтического произведения, об её специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке;
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение поэтического произведения;
- Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений; развивать поэтический слух.
Принципы реализации проекта:
- Глубокое изучение тематики проекта;
- Поддерживание детской инициативы при составлении совместного плана работы с детьми над проектом;
- Поддерживание любознательности и устойчивого интереса к проблеме, создание заинтересованности каждого ребенка тематикой проекта;
- Создавать игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- Ввод детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт;
- Тактичное рассматривание всех предложенных детьми вариантов решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться;
- Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом;
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
- Развитие творческого воображения и фантазии детей;
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений;
- Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа, развлечения и т.п.
Предполагаемый результат:
- У детей совершенствуются речевые навыки, умение проговаривать полные предложения;
- Дети обогатят и активизируют словарь;
- Научатся понимать идею стихотворения о том, кто совершил хороший поступок, а кто плохой.
- Появится интерес к стихам, желание их рассказывать с естественной интонацией, достаточно громко.
- Стихи научат детей навыкам культуры поведения: быть вежливыми, добрыми, дисциплинированными.
- Привлечь родителей к жизни детского сада, активному знакомству детей с художественной литературой и поэзией.
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Наличие необходимой литературы;
- Методические разработки;
- Обязательное активное участие родителей.
Условия реализации:
- Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая
их интересам, потребностям, желаниям;
- Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Средства реализации:
- Непосредственно образовательную деятельность;
- Совместную деятельность педагогов и детей;
- Работу педагогов с родителями;
- Создание предметно-развивающей среды;
- Совместную свободную деятельность детей и родителей;
Этапы реализации проекта :
Этапы | Содержание | Сроки |
1 этап: Подготови-тельный | - Определение темы проекта; -Определение целей и задач проекта; -Составление плана мероприятий по реализации проекта; -Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. - Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры; -Подбор загадок, пословиц и стихотворений о книге; -Подбор информации и литературы для составления картотеки «Поэзия для детей». | 1 неделя |
2 этап: Практичес-кий | Работа с детьми: -Рассматривание иллюстраций к стихотворениям; -Опрос детей по темам «Мое любимое стихотворение»» и «Мой любимый сказочный герой» (метод интервьюирование, дети 4-5 лет); - Инсценировка стихотворения «Муха-Цокотуха»; - Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»; - Дидактическая игра: «Из какого стихотворения герой», «Собери и угадай», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и стихотворение расскажи», «Что из чего и как сделано», «Найди различия»; | 2-3 неделя |
Совместное творчество: -«Наш веселый стих» (сочинение стишков); - Нетрадиционное рисование « Зайка », «Золотая рыбка». | ||
Беседы с детьми: -«Берегите книгу», -«Зачем нужны книги», -«Где живут книги», -«Книги разные нужны, книги разные важны»; Знакомство с творчеством поэтов: - К.Чуковский : -Чтение стихов; -Досуг по произведениям К.И. Чуковского; - С.Я. Маршак: -Чтение стихов С.Я. Маршака; -Досуг «Круглый год с С.Я. Маршаком»; - А.Барто : -Чтение стихов А. Барто; -Игра-викторина по стихам А.Барто; -А.С.Пушкин: -Чтение стихов А.С. Пушкина; -Игра-викторина по стихам А.С.Пушкина; | ||
Работа с родителями: -Проведение анкетирования родителей на тему «Чтение художественной литературы»; - Совместное составление картотеки «Поэзия для детей»; -Изготовление закладки для книг; -Консультация «Роль детской книги в воспитании дошкольника». | ||
3 этап: Заключи-тельный | -Проанализировать результаты; -Оформить папку – копилку итогов проекта; -Подведение итогов реализации проекта, отчет о реализации проекта; -Поощрение наиболее активных участников проекта. | 4 неделя |
Продукты проектной деятельности:
-Выставка «Книжный калейдоскоп»;
-Ремонтная мастерская «Книжкина больница»;
- Презентация детьми своих любимых книжек;
-Презентация проекта.
Выводы:
Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Задача каждого из нас – сохранить нашу культуру, нравственное достояние нации, наш язык. В этом первый и верный помощник наш – русская литература! Давайте же прививать нашим детям любовь к прекрасному русскому слову, любовь к великой русской литературе, любовь к своей стране, любовь к жизни.
Хочется верить, что мои выпускники, когда вырастут, будут любить художественную литературу, с удовольствием читать поэтические произведения, у них будет сформирован художественный вкус и стремление к творчеству.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые формы сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Считаю, что все формы и методы работы, которые я использую в своей работе с детьми и в сотрудничестве с родителями, дают хороший результат.
Как показывают данные мониторинга, мои воспитанники проявляют интерес к художественной литературе, к поэзии, легко и с удовольствием заучивают стихи, ярко, эмоционально и выразительно их читают, умеют преодолевать сценическое волнение, у них сформированы нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения совместных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка, эти изменения позволяют мне говорить об эффективности используемых мною форм в работе с родителями.
Список используемой литературы:
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва, «Мозаика-Синтез», 2014г.
- «Развитие речи детей 3-4 лет» (4-5, 5-6 лет) авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Москва, «Вентана-Граф», 2008г.
- «Теория и методика развития речи дошкольников» Н. А. Стародубова,
Издательство: ИЦ Академия, 2009г
- «Придумай слово» О.С. Ушакова, Москва, «Сфера», 2009г.
- «Игры-занятия со звучащим словом» А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, Москва, «Сфера», 2012г.
- «Положи твоё сердце у чтения» Методические рекомендации З.А. Гриценко, Москва, 2000г.
- «Первые книги ребёнка» Практические советы педагога З.А. Гриценко, Москва, «Школьная пресса», 2005г.
- «Ребёнок и книга» Пособие для воспитателей детского сада под редакцией В.И. Логиновой, Санкт-Петербург, 1996г.
- «Литература и фантазия» составитель Л.Е. Стрельцова, Москва, «Просвещение»,1992г.
- «Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Москва, «Карапуз», 2012г.
- «Пальчиковые игры» А.Е. Белая, В.И. Мирясова, Москва, «Астрель», 2003г.
- «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» Е.А. Алябьева,Москва, «Сфера», 2012г.
- «От двух до пяти» К.И. Чуковский, Москва, «Лимбус Пресс», 2000г.
- «Большая поэзия для маленьких детей» Л.Бурмистрова, Москва, «Мозаика Синтез» 2011г.
- «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш, Москва, «Сфера», 2008г.
- «Маленький актёр» Т.С. Григорьева, Москва, «Сфера», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.
Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...
Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок....
План саморазвития воспитателя по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе, через устное народное творчество»
Годовой план по саморазвитию для воспитателя 2 мл. группы...
ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.
Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...
Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...
Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит дидактической игре....
Проект "Город читателей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"
Проект «Город читателей» направлен на осуществление задач литературного образования в семье. В рамках проекта предлагается расширить читательский опыт детей и литератур...