Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая группа) на тему
Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotaya_mnogo_let_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.
Была поставлена следующая задача:
Подобрать и изготовить дидактические игры, которые будут способствовать:
- Воспитанию у детей интереса к художественному слову.
- Развитию эмоционального отклика при восприятии художественного материала.
- Содействовать формированию у ребенка умения вслушиваться в речь, запоминать слышимое.
- Содействовать запоминанию и чтению наизусть потешек и небольших стихотворений.
В своей работе по приобщению воспитанников к художественной литературе применяю фризы.
Изготовила фризы по произведениям: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Путаница», «Мойдодыр», «Три медведя», потешки и стихи о диких и домашних животных.
Работа с фризом позволяет более глубоко понять смысл прочитанного, развивает мысли, помогает детям запомнить содержание произведения, его героев и слова, которые они услышали, направляет внимание на детальное рассмотрение изображения, развивает умение повторять слова и высказывать своё суждение.
Фриз находится в книжном уголке в течение недели. По содержанию фриза подбираю: загадки, потешки, дидактические игры, подвижные игры, аудио-сказки, книги, игрушки.
Разработала систему дидактических игр.
Активно применяю в своей работе словесные дидактические игры:
Словесная дидактическая игра: «Зеркало». Дидактическая задача: вспомнить героев сказки. Воспитатель показывает движения, а воспитанники должны отгадать какого животного он изображает, показать на картинке и повторить движения. Отгадка сопровождается потешкой.
Словесная дидактическая игра: «Отгадай, кто это?» Дидактическая задача: вспомнить диких животных, стихи и потешки о них. лохматый, косолапый…; голодный, серый, зубастый, злой…; маленькая, ловкая, проворная…; серый, колючий…; рыжая хитрая… Отгадка сопровождается стихотворением или потешкой.
Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроты умственных реакций. Подбираю загадки по персонажам сказок или потешек. Отгадка обязательно сопровождается подвижной игрой. Дети с огромным удовольствием перевоплощаются в различных персонажей сказок имитируют движения. Изображают повадки зверей.
Дидактические словесные игры помогают освоить и подвижные игры – они учат проговаривать уже знакомые потешки, стихи, и просто слова в ходе игры: «Коза рогатая», «У медведя во бору», «Карусель», «Пузырь», «Гуси, гуси» и другие.
Предлагаю воспитанникам широкий спектр авторских настольных дидактических игры:
Игра «Разрезные картинки». С помощью этой игры воспитанники учатся осознавать целостность чего либо, складывать из частей что-то единое. Интерес к игре повышается тем, что она на магнитах. Играть можно сидя за столом или стоя у магнитной доски. Использую картинки с изображением сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам. В ходе игры рассказываю стихи, потешки. Интересуюсь, в какой сказке встречается тот или иной персонаж, и находим его в книжке.
Игра «Сказка на магнитах» развивает мелкую моторику рук , логическое и пространственное мышление, творческие способности, а так же позволяет запомнить сюжет сказки. Предлагаю воспитанникам увлекательное задание: расположить по порядку всех персонажей на магнитной доске и рассказать сказку. Одновременно задаю множество интересных вопросов.
Игра «Дополни картинку» направлена на развитие логического мышления, внимательности, мелкой моторики. Позволяет закрепить названия сказок и вспомнить её героев.
Игра «Найди отличия». Цель игры - развитее произвольного внимания. Маленьким детям ещё трудно найти отличия, но эта игра позволяет вести диалог, вспоминать знакомые сказки и её героев.
Игра «Кто лишний». Развивает умение находить лишний предмет или персонажа сказки и объяснять- почему он лишний. Использую игрушки и картинки. Правила варьируются в зависимости от темы.
Игра «Чья тень?» развивает зрительное восприятие, внимание, логическое мышление позволяет вспомнить героев сказки, события которые в ней происходили, более детально рассмотреть иллюстрации.
Анализируя произведения, воспитанники стали с удовольствием отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями. Речь стала более эмоциональной, выразительной. Они стали инициативны и активны в общении. Знают стихи потешки. Им нравится книга, они с удовольствием рассматривают иллюстрации.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании, конструировании.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, стараюсь превратить в своеобразные маленькие спектакли. Использование дидактических игр позволяет мне более детально проработать каждое произведение, заинтересовать воспитанников.
При организации воспитательно-образовательной деятельности систематически использую технические( аудио- и видео) и визуальные средства обучения (телевизор, DVD, музыкальный центр и другие). Они вызывают у воспитанников многообразные ощущения, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности. Создала «Музыкальную библиотеку» где аудиоматериал с записями детских песен, сказок, потешек, видеофильмов.
Создала папку для родителей «Читайте вместе с нами», чтобы в партнерстве с родителями приобщать
детей к миру литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе
Целевая аудитория: воспитатели,методисты.Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста....
План саморазвития воспитателя по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе, через устное народное творчество»
Годовой план по саморазвитию для воспитателя 2 мл. группы...
Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...
Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе по средствам продуктивной деятельности.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературепо средствам продуктивной деятельности.«Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в ж...
Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит дидактической игре....
Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе....