Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.
консультация (средняя группа)
Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит дидактической игре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Консультация для родителей
Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Подготовил:
воспитатель I кв. категории
Петрова Г. Н.
г. Ядрин 2020
Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Задачи. Познакомить родителей с литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений; стимулировать самообразование родителей.
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В. А. Сухомлинский
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
Воспитание гармоничной, нравственно развитой и духовно богатой личности немыслимо без чтения. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает. Тот, кто читает, много знает.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни, начиная с колыбельных песен, с произведений А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского.
Не стоит забывать, что книга - это прежде всего источник знаний. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений.
Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Литературные игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.
Использование средств наглядности стимулирует мыслительную деятельность детей, включает в активную работу, помогает детям восстановить в памяти прочитанный текст.
Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои русских народных сказок», составление разрезных картинок или пазлов с изображением сюжета из знакомых детям сказок, игра «Сложи сказку», задача которой - собрать целую картинку из частей и назвать произведение.
При знакомстве детей со структурой повествования можно предложить игру «Что сначала, что потом?». Цель игры - учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.
Игра «Книжки заболели» учит детей видеть и использовать неточности в тексте, определять последовательность высказывания. В игре все книжки в уголке книг «заболели», все в них перепуталось: вместо начала - конец и наоборот (в сказке о «Красной Шапочке» появляется Колобок и т. д.). Сказочные герои просят у ребят помощи. Если ребята определят, где в сказке начало, а где конец, найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все книжки станут здоровы. А помогут всем замечательные картинки.
Близка к этой работе игра «Сказочные клубочки». Дети должны ответить на вопрос Сколько сказок свернулось в клубок? («Жили -были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может). («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибется, телефон «ломается». В игре принимает участие любое количество детей.
В игре «Отгадай сказку» сюжет воспроизводится при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из своей любимой сказки. Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она.
Сказка вызывает у детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок. «У нас в гостях герой любимой книги» - игра-беседа, в которой воспитатель ведет беседу не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает желание повторить игру.
Интерес к произведениям литературы, к фольклору, поддерживается играми «Угадай героя по описанию», «Кто сказал?» (узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов), «Узнай книгу по обложке», «Угадай сказку по трем словам» (Аленушка, козленок, колодец- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Дидактическое содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои будут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Кем бы из сказочных героев ты хотел бы быть и почему?».
Ничего так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, загадки занимают особое место. С помощью пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Игры с пословицами способствуют лучшему запоминанию народных изречений». Какому герою подходит эта пословица?», «Закончи пословицу».
Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок, поэзия народных сказок приобщают дошкольников к художественным произведениям. Помочь полюбить поэзию, научить подбирать рифму к ритмическим строчкам, сочинять стихи призваны игры «По рифме вспомни стихотворение (качается - кончается, хозяйка-зайка), «Доскажи словечко» (взрослый произносит строчку стихотворения, не договаривая последнее слово).
Благодаря игре, дети не устают слушать сказки и стихотворения много раз, легко их запоминают, учатся любить художественную литературу.
Таким образом, одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование литературных дидактических игр. Дидактическая игра не только поддерживает активный интерес младших дошкольников к художественной литературе, но имеет большое образовательное значение. Игра помогает в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала, в развитии речевых навыков, помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре
Актуальность нашей темы заключается в том, что каждый ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру. ...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.
Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...
Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста"
Воспитателям...
План саморазвития воспитателя по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе, через устное народное творчество»
Годовой план по саморазвитию для воспитателя 2 мл. группы...
Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...
Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
Приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...