«В мире басен» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
«В мире басен»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Программное содержание.
· Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
· Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
· Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.
· Развитие речи.
Обогащение и активизация словаря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_basen.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мире басен»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Программное содержание.
- Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
- Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
- Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.
- Развитие речи.
- Обогащение и активизация словаря.
Предварительная работа.
- Чтение детям басен Л. Толстого, Ж. Лафонтена, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.
- Показ диафильмов “Басни И.А. Крылова”, “Дедушка Крылов” и др.
- Прослушивание басен Крылова в грамзаписи.
- Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам.
- Инсценирование басен С. Михалкова “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, И. Крылова “Лиса и Журавль”, “Мартышка и Очки”, “Стрекоза и Муравей” и др.
- Оформление выставки книг Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.
Оборудование.
- Портрет И.А. Крылова, иллюстрации, мольберты.
- Книги с баснями Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.
- Книги-раскраски “Басни Крылова”.
- Диафильмы.
- Пластинки и кассеты с записью басен И.А. Крылова.
- Атрибуты для инсценирования басен: два пенька, топорик, метла, скрипка, сыр, гроздья винограда, корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка, крылья), стрекозы (крылья, шляпка, очки), муравья (ободок с усиками, сапожки), лисы (шапочка).
Ход занятия
Педагог. Дети, я много вам читаю, рассказываю небылиц, притч, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни…
Дети. Басни.
Педагог. Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.
В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа.
В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. “Эзоповским языком” он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: “А Васька слушает да ест”, “Слона-то я и не приметил”, “Услужливый дурак опаснее врага”…
Что такое басни, вы уже знаете. Это…
Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.
Дети. Стихотворение.
Дети. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.
Дети. И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.
Педагог. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?
Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.
Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.
Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.
Педагог. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.
А какие вы знаете басни?
Дети. “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, “Два товарища”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Муравей и Голубка”, “Лев и Мышонок”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки”.
Педагог. Молодцы! Со многими баснями вы познакомились. Я вам их читала, сама инсценировала для вас, чтобы было интересно. А как ещё вы знакомились с баснями?
Дети. Мы смотрели диафильмы, слушали пластинки и кассеты с записями басен.
Педагог. С баснями Лафонтена я вас познакомила. Они похожи на…
Дети. Сказки.
Педагог. А почему?
Дети. Они начинаются, как и сказки, со слов “жил-был” или “жили-были”.
Педагог. Правильно. А как писал басни Лев Толстой?
Дети. Как рассказы.
Педагог. И только И.А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.
Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня “Два товарища”. Кто написал эту басню?
Дети. Её написал Лев Толстой.
Педагог. О чём говорится в этой басне?
Дети. О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего – упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: “Ну что тебе медведь на ухо сказал?” - “А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают”.
Педагог. Это поучение, вывод. Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.
Дети.
- Друг познаётся в беде.
- Сам погибай, а друга выручай.
- Товарищу всегда помогай – в беде его выручай.
Педагог. Кто написал басню “Сорочий язык”?
Дети. Сергей Михалков.
Педагог. О чём говорится в этой басне?
Дети. В этой басне говорится о болтушке, о трещотке Сороке. У неё заболел язык, распух от болтовни, да так, что ни есть, ни пить – ничего не может. И обратилась она к Журавлю. “Журавушка, вылечи мне язык!”, - с трудом прошипела она. – “Ты, говорят, травами лечишь. Помоги!” Отказал Журавль Сороке: “Нет у меня никаких трав! Не могу тебе помочь!” “Ах, так!”, - рассердилась Сорока. – “Да я про тебя такого по лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!” - и полетела к Филину. Тот выслушал Сороку и говорит: “Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе… и нам заодно!”
Педагог. Кого высмеял С. Михалков в этой басне? За что?
Дети. Сороку за болтовню, сплетни.
Педагог. Кто автор басни “Муравей и Голубка”?
Дети. Эту басню написал Лафонтен.
Педагог. Правильно, дети! Но первым историю про муравья и голубку сочинил Эзоп. Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен, Крылов, Толстой. О чём рассказывает басня “Муравей и Голубка”?
Дети. В этой басне говорится о маленьком Муравьишке, который попал в беду. Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка попала в беду, её спасает Муравей.
Педагог. Какая басня похожа на эту по содержанию?
Дети. “Лев и Мышь”.
Педагог. Кто её написал?
Дети.
Эзоп.
Лев Толстой.
Иван Крылов.
Лафонтен.
Педагог. Все вы правы! Басня про льва и мышь есть у каждого из этих писателей. О чём эта басня?
Дети. О том, как маленькая Мышь спасла Льва и сказала: “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной”.
Педагог. Чему учат эти басни?
Дети. Иногда даже такие сильные, как Лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых, как Мышь.
Дети. За добро платят добром.
Педагог. Какие отрицательные черты высмеиваются в басне “Лебедь, Щука и Рак”?
Дети. Басня показывает, как плохо работать недружно.
Она учит согласной и дружной работе.
Педагог. А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете?
Дети. “Ворона и Рак”.
Педагог. Правильно! А на какую басню И.А. Крылова она похожа?
Дети. “Ворона и Лисица”.
Педагог. Какие истории приключились с Воронами в этих баснях?
Дети. В басне “Ворона и Рак” - Ворона схватила Рака, а в басне “Ворона и Лисица” - Ворона нашла кусочек сыра.
Педагог. И что же?
Дети. Рак и Лиса льстили Воронам, называли их красавицами, умными, мудрыми и своими сладкими речами добились своего: Лиса – сыра, Рак – свободы, а Вороны остались ни с чем.
Педагог. Какими качествами вы наделите Лисицу и Рака?
Дети. Умные, хитрые, лживые.
Педагог. А Ворону? – представьте её перед собой.
Дети. Ворона большая, неуклюжая, тщеславная и глупая.
Педагог. Чему учат эти басни?
Дети. Не надо слушать лесть, льстивые слова.
Педагог. Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.
Дети.
- Верь своим очам, а не чужим речам.
- На языке медок, а на сердце – ледок.
- У лести нет чести.
Дети.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Педагог. Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вам нравится читать басни по ролям. Вот и сейчас мы посмотрим сценку “Стрекоза и Муравей”. Стрекоза – Катя Б., а Муравей – Лена А. Читайте так, чтобы мы почувствовали, как говорят герои басни.
Дети читают отрывок из басни.
Педагог. А Катя У. и Аня Д. подготовили сценку из басни “Ворона и Лисица”.
Сценка.
Педагог. Дети, представьте себе, что сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию.
Все встают.
Педагог. Мы идём вдоль красивой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в сад на самую красивую аллею, где стоит памятник И.А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник?
Дети подходят к мольберту. Педагог открывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову в Летнем саду.
Дети. Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался.
Педагог. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
Дети. Памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет честь, что “выше злата”, и совесть, которую нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству.
Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Полными пригоршнями И.А. Крылов черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде.
Памятник И.А. Крылову поставлен и в Москве, в сквере на берегу знаменитых Патриарших прудов.
Дети идут к другому мольберту. Педагог показывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову на Патриарших прудах.
Педагог. Ребята, вы, наверное, устали во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову.
Дети свободно рассаживаются на ковре.
Педагог. Может быть сейчас дедушка Крылов расскажет нам свою басню.
Звучит басня “Кукушка и Петух»
Педагог. Дети, вам понравилась экскурсия?
Дети. Да!
Педагог. Как видите, со многими баснями мы уже познакомились и будем ещё знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»
Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе....
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Материал подобран по методике Ушаковой О.С...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"
Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...
Конспект НОД: Ознакомление с художественной литературой в подготовительной группе детского сада. Тема: "Творчество К.И. Чуковского для детей"
Цель: Формирование интереса детей к личности и творчеству К.И. Чуковского....