Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой , в котором используются элементы социо-игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой.

Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

 Цель: знакомство с басней И. А Крылова « Стрекоза и Муравей»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с басней как c  литературным жанром; учить понимать аллегорию басни, ее особенности , находить и выделять мораль басни.

Развивающие: развивать  связную речь детей, умение анализировать , делать выводы.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества : трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать и признавать свои ошибки и пытаться их исправить; воспитывать  умение прислушиваться к чужому мнению и уважать его .

Портрет И.А. Крылова, иллюстрации Е. Рачева к басне , атрибуты для инсценировки басни, текст басни.

Словарная работа: баснописец, мурава, труженик, беззаботный , безделье, «зима катит в глаза», « помертвело чисто поле».

Предварительная работа.

Беседа о трудолюбии и лени, разучивании пословиц о труде, беседа о насекомых.

Физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности.

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения.

Познавательное развитие: закреплять знания детей о характерных признаках времен года и причинно- следственных связях между природными явлениями.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение действовать в команде.

Художественно-эстетическое развитие: расширять представления о художниках- иллюстраторах детской книги.

Ход НОД

Воспитатель: Дети, посмотрите, на наше окно прилетел осенний листочек. Откуда он? ( Рассматриваю) Да это не просто листочек , а письмо . Хотите узнать , что в нем написано.

Дети: да.

Тогда слушайте.

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Стрекоза.  Я живу тут недалеко, на опушке леса. Жизнь моя была прекрасна . Все лето я пела, танцевала, веселилась. Солнышко меня обогревало, пруд спасал меня от жажды , а   цветы на нашей поляне были  мне домом. Но вот наступила зима. Все цветы завяли , солнышко уже  не грело землю  как прежде , птицы улетели в теплые края , а я осталась одна-одинешенька  и  к тому же  без крыши над головой . Ребята, помогите мне пожалуйста.

                                                                                                                          Стрекоза.

Дети, я знаю эту Стрекозу. Она живет в басне И.А. Крылова. Демонстрация портрета И.А. Крылова.

Басня –это короткая поучительная история, в которых говорится о животных , подразумеваются люди. В них высмеиваются человеческие недостатки.

Дети, хотите узнать историю Стрекозы, тогда слушайте и смотрите.

Инсценировка басни И.А. Крылова

А сейчас я предлагаю вам разделиться на команды и отвечать на вопросы только тогда, когда шишка будет в руках представителя вашей команды.

Какие слова и выражения вам были непонятны?

Что значит «зима катит в глазах», «помертвело чисто поле»?

Как вы понимаете выражение «опустело поле»?

А почему «нужда», голод настает»?

Ребята, мы с вами знаем , что насекомые и звери приспосабливаются к зиме. А как готовилась к зиме Стрекоза?

( Ответы детей).

Ребята, кто помнит как Стрекоза добиралась до Муравья?

( К Муравью ползет она).

А как Стрекоза обычно передвигается. Давайте , ребята, все вместе изобразим как Стрекоза летала все лето ,а Муравей трудился.

Физкультминутка .

Стрекоза летала , летала , пела, танцевала, устала, присела и опять полетела

Муравей копал , копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел и трудиться поспешил.

А как вы понимаете выражение «злой тоской удручена»? На кого она злится?

( Ответы детей)

Что же делать Стрекозе? Попробуйте поставить себя на место Стрекозы. Подумайте , есть ли у нее выход.

( Ответы детей)

Мы знаем, как решил поступить со Стрекозой автор . А вам не хочется переделать конец басни?

( Ответы детей).

А какими качествами в басне обладает Муравей

( Он трудолюбивый, запасливый).

Как Муравей поступил со Стрекозой?

( Он не пустил ее в дом.)

Как вы считаете, Муравей прав или нет. Объясните, почему.

Муравей прав. Муравей не прав.

Хорошо. У нас у всех свое мнение : кому-то Муравей близок, кому- то Стрекоза, кому- то близок и Муравей , и Стрекоза.

Так чему же учит нас басня ?

( Ответы детей).

А сейчас посмотрите , как художники - иллюстраторы передали историю Стрекозы в своем творчестве ( Е. Рачев и другие).

Демонстрация иллюстраций на экране.

Я предлагаю вам стать маленькими художниками и нарисовать того героя , кто больше вам понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)

Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"

Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа

Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»...