Влияние художественной литературы на развитие гуманных чувств у старших дошкольников.
материал по художественной литературе (подготовительная группа)
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_hud._litry_na_razvitie_gumannyh_chuvstv.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Сказка»
(МАДОУ «Сказка»)
Тема: Влияние художественной литературы
на развитие гуманных чувств у старших дошкольников.
Выполнила: воспитатель
подготовительной группы
Гудимчик Е.В.
Лабытнанги
Декабрь 2018 год
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям о гуманности. Так что же такое «гуманность»? Это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости. В связи с этим, обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям, с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, не забываем, что моральное и нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Решая задачи воспитания детей средствами искусства, мы обращаемся к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого,
С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,
А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов — Ч. Диккенса,
Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака,
К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.
Подбираем художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, которые ставим перед собой.
Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств используем сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец, сказка), «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Уехали»
А. Барто, «На льдине» Б. Житкова, :Серая Звездочка» Б. Заходера, «Почему?», «Плохо» В. Осеевой, стихи «Моя бабушка» С. Капутикян, «Посидим в тишине» Е. Благининой и др.
Готовясь к беседе, продумываем вопросы, которые можно задать ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую он получил ребенок от хорошей книги.
Например, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» Маршака и желая дать им представление о скромности, задаем вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» - «Потому что он спешил домой», - отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении. Говорить нужно, прежде всего, о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею, художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло?» и т.п., оправданное в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их предсказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитание гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольника интерес к поступкам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Также в своей работе по развитию гуманных чувств у дошкольников используем следующие методы и формы:
1. Выставки книг (уголок книг), создание библиотеки в группе. Форма работы, улучшающая восприятие детьми литературных произведений.
2. Чтение художественной литературы. Этот метод включает чтение литературных произведений по книге или наизусть. В основном это дословная передача текста. Воспитатель, сохраняя язык автора, передает оттенки мыслей писателя.
3. Рассказывание воспитателя. Этот метод - относительно свободная передача текста на занятии, поэтому возможны перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей и усвоения ими нравственных представлений. на ум и чувства детей.
4. Инсценирование. Эта форма работы применяется на занятии или вне занятия, она является средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением, средством закрепления нравственных представлений, формирования чувств.
5. Инсценирование (как спектакль) произведений литературы детьми с самостоятельным разучиванием ролей возможно лишь при условии хорошего знания текста.
6. Заучивание наизусть. Этот метод представляет из себя выбор способа передачи произведения на занятии - чтение воспитателя или рассказывание (стихотворения или отрывка рассказа) и зависит от жанра произведения и возраста детей. Это ещё и работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
7. Беседа воспитателя по произведению. Детский пересказ.
Эти приемы комплексные, включающие целый ряд разных словесных и наглядных приемов. Беседа строится в основном по вопросам, позволяющим узнать эмоциональное отношение детей событиям и героям «Кто вам больше понравился? Почему? Кто самый главный герой? Нравится тебе этот герой или нет?», вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, позволяющие понять настроение героя или его эмоциональное состояние.
8. Рассматривание иллюстраций к литературному произведению и беседа по иллюстрациям.
9. Рассматривание картины. Прием, помогающий детям уточнять свои представления о различных образах и углублять свое понимание событий и явлений жизни.
Существуют и другие формы работы с использованием литературных произведений в разных видах деятельности, которые применяются в детском саду. Дети передают свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам в рисунке, поэтому сюжеты и героев литературных произведений можно предлагать им как темы для рисования или лепки.
Доброта, отзывчивость, чуткость, милосердие | Скромность, уступчивость | Чувство дружбы, товарищества | Искренность, правдивость | Трудолюбие |
В.Катаев «Цветик-семицветик»; А.Барто «Серебряное копытце»; Б. Заходер «Серая звездочка»; РНС «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; Г.Лагздынь «Жук»; В.Еремин «Злодей»; Я. Тайц «Впереди всех»; Н.Саконская «Подружки». | РНС «Хаврошечка», «Заяц-хваста»; Э.Шим «Не смей!»; А.Кузнецова «Поссорились»; С.Маршак «Есть у меня товарищ Федя»; Я. Тайц «Кубик на кубик». | К.Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», «Сила – не право»; Е.Пермяк «Страшная история»; Н.Носов «На горке»; В. Осеева «Синие листья», «До первого дождя»; С. Михалков «Как друзья познаются»; РНС «Крылатый, мохнатый да масленый»; Л.Толстой «Два товрища»; Е.Серова «Нехорошая история». | Н.Носов «Карасик», «Фантазеры», «Огурцы»; Л.Толстой «Косточка», «Правду сказал»; В.Голявкин «Спрятался»; Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»; Б.Заходер «Никто»; Н. Саконская «Кто хитрей?»; Я.Тайц «По грибы». | В. Катаев «Кувшинчик и дудочка»; Н. Носов «Заплатка»; Л. Воронкова «Ссоры с бабушкой»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; Я. Аким «Неумейка»; О.Бедарев «Плотник Егор»; В. Приходько «Учусь у мамы»; Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша». |
Рекомендуем следующую литературу для воспитания гуманных чувств в отношении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения предоставляет огромные возможности для нравственного и гуманного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления гуманных чувств и поведения детей в целом.
Список литературы:
1. Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика. — 1946. — № 6. — С. 96.
2. : Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды.— М., 1986.—Т. 1.— С. 66.
3. Белинский В. Г. О детских книгах // Собр. соч. — М., 1978. — Т. 3. -С. 61.
4. Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений: Учебно-наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5-7 лет. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-24с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...
Проект. "Влияние художественной литературы на формирование речи и личности дошкольника".
Проект по развитию речи в подготовительной к школе группе....
Доклад "Художественная литература, как средство экологического образования старших дошкольников"
Доклад на тему "Художественная литература, как средство экологического образования старших дошкольников" Примерный перечень природоведческой художественной литературы для чтения детям ...
Перспективно - тематический план по самообразованию воспитателя.: «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»
laquo;Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников» Цель: - Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста- форм...
Консультация «Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств у дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи детей старшего дошкольного возраста".
В статье описано насколько важна худоественная литература в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....
Статья "Влияние художественной литературы и драматизации на развитие речи дошкольников с ОВЗ"
В статье описан опыт постановки с детьми ОВЗ (РАС, ЗПР, ОНР) сказки Мамина-Сибиряка "Серая шейка"...