Статья "Влияние художественной литературы и драматизации на развитие речи дошкольников с ОВЗ"
статья
В статье описан опыт постановки с детьми ОВЗ (РАС, ЗПР, ОНР) сказки Мамина-Сибиряка "Серая шейка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние художественной литературы и театрализации
на развитие речи дошкольников.
(из опыта работы над постановкой спектакля с детьми ОВЗ
по рассказу Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая шейка»)
Чтение и анализ классической литературы являются важным компонентом работы учителя-логопеда по развитию речи у старших дошкольников. Чтение художественных произведений классической литературы позволяет детям познакомиться с богатым и разнообразным языком, узнать новые слова и выражения, которые могут быть использованы в их собственной речи. Этот метод не только способствует расширению лексического запаса и улучшению языковых навыков, но и развивает у детей способность к анализу и критическому мышлению.
Анализ текстов помогает детям осваивать грамматические структуры, правильное построение предложений. Анализируя содержание произведений, дошкольники учатся выражать свои мысли и чувства по поводу услышанного ими сюжета. Понимание эмоций персонажей способствует развитию их эмпатии и способности к восприятию и проявлению своих собственных чувств. Обдумывание полученной информации способствует критическому мышлению и умению формулировать свои суждения.
Чтение и анализ классической литературы способствует как развитию речевых функций, так и обогащению внутреннего мира ребенка, помогая ему понять и оценить культурное наследие. Этот метод играет важную роль в образовательном процессе, содействуя всестороннему развитию личности и подготовке к будущему обучению.
Мы живем в современном мире, знакомство детей с литературой нашего времени считаю необходимым для развития творческой личности. Современные книги способствуют не только расширению языкового кругозора и развитию критического мышления, но и стимулируют воображение и креативность детей.
Современные детские авторы предлагают разнообразные жанры и лексику, что способствует усвоению новых слов и выражений, а также формированию умения строить логичные и эмоциональные высказывания. Книги часто содержат яркие иллюстрации, нестандартные сюжеты и несуществующих персонажей, что вдохновляет детей на создание своих историй, ролевые игры и драматизации. Современные детские книги часто затрагивают актуальные темы, которые помогают детям разобраться в них и выразить свои эмоции, развить симпатию или антипатию к персонажам, учат решать межличностные конфликты.
Чтение разнообразных детских книг позволяет детям познакомиться с различными культурными традициями, историями и обычаями, что способствует их всестороннему развитию. Анализ книг создаёт благоприятную образовательную среду, в которой каждый ребенок может раскрыть свой потенциал, расширить свои знания и обогатить свой внутренний мир.
Хочу поделиться своей историей прочтения детям рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Изучая лексическую тему «Перелётные птицы» с ребятами старшей группы, воспитателями из предложенного списка по чтению художественной литературы было выбрано это произведение. Читали отдельными фрагментами, обсуждали, отвечали на вопросы, снова читали. А потом мы стали замечать, как некоторые фразы из рассказа уверенно «поселились» в нашей группе. Уходя домой, дети говорили друг другу: «Прощайте, братья и сестры», «Прощай, Серая Шейка». А в свободной деятельности шутили друг над другом: «Ты забыла, у нас 11 детей!». При нежелании помочь в чем-либо произносили фразу Серой Шейки: «А я не могу, у меня одно крылышко подпорчено». Так и возникла идея постановки этой сказки. Работая с текстом для спектакля, старалась максимально сохранить авторскую стилистику, хотя и опасалась, что детям будет сложно запоминать слова. Но они справились. Распределили роли, сшили костюмы в лоскутной технике, сделали декорации, выучили финальную песню. И показ спектакля состоялся. Трижды! И с каждым разом дети играли всё естественнее и раскрепощеннее, а их речь становилась более полётной, звонкой и эмоциональной. Не было ни одного равнодушного ребёнка.
С уверенностью могу сказать, что театрализованная деятельность играет значительную роль в процессе развития речи у дошкольников старшего возраста. Использование элементов театрализации - это хорошая база для развития коммуникативных навыков у детей. Это и развитие уверенности в себе, и выразительности речи. Дети через игровые сценарии и ролевые игры учатся выражать свои мысли и эмоции, использовать языковые средства для передачи различных ситуаций.
Конкретно в нашем случае участие в спектакле помогло детям освоить новые слова и выражения, улучшить артикуляцию, разнообразить интонацию, а также развить навыки правильного дыхания и голосового контроля (где-то говорили почти шёпотом, а где-то и покрикивали).
В процессе репетиций дети часто работали в команде. Было несколько массовых сцен: хлопоты на утином дворе перед дальней дорогой, отлет уток, встреча Серой Шейки с зайчатами и их игра на клавесах. Учились слушать и поддерживать партнеров, смотреть друг другу в глаза (как же это сложно, оказывается), учитывать мнение других. В финальной сцене участвовало 25 детей. Ни один ребенок не отказался от её многократных репетиций. И пели искренне: «…если ты счастлив, то искорку счастья ты можешь, ты должен друзьям подарить».
От главных героев требовалось активное участие в выступлениях: диалоги и монологи, что обязывало их активизировать артикуляцию, улучшить произношение и выразительность речи. В итоге дети стали более уверенными в себе и во взаимодействии с другими ребятами.
На мой взгляд, навыки сотрудничества и командной работы, эмпатия, уважение к мнению других и умение находить компромиссы в групповой деятельности зарождаются и получают своё развитие в совместной творческой деятельности. Участие в спектакле позволило детям выразить и понять различные эмоциональные состояния, способствовало самовыражению детей.
Влияние чтения художественной литературы и драматизации на развитие речи детей с ОВЗ переоценить невозможно. Действительно, работая над постановкой, я заметила, что мотивация детей к улучшению произносительной стороны своей речи значительно выросла, а за этим последовал и положительный результат. Также этот метод играет важную роль в обогащении внутреннего мира ребенка, содействуя всестороннему развитию личности.
Список литератукы:
- .Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с
- .Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
- Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М.: Изд-во МГУ, 1997 - 151 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
- Яшина В.И. Теория и методика развития речи у детей: пособие для самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края.
Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать ...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств ...
Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»
Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...
Игры-драматизации для развития речи дошкольников
Игра-драматизация - это особый вид театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссерской игры. В этих играх ребенок предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используяразличные средства выразительно...
Художественная литература как средство всестороннего развития личности дошкольника.
Статья подготовлена для участия в муниципальном конкурсе "Профессионал - 2021" Тула....