Доклад "Художественная литература, как средство экологического образования старших дошкольников"
консультация
Доклад на тему "Художественная литература, как средство экологического образования старших дошкольников" Примерный перечень природоведческой художественной литературы для чтения детям сьаршего дошкольного возраста. Презентация к докладу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud.literatura_kak_sredstvo_ekologich.vospitaniya.docx | 23.6 КБ |
vliyanie_hud.literatury_na_ekologicheskoe.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература, как средство экологического образования старших дошкольников.
Проблема экологического воспитания - одна из самых актуальных на сегодняшний день. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает все очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Природоведческая литература развивает у детей чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного, включать их в игру.
Итак, значение природоведческой литературы заключается в следующем.
1. Помогает обогащать знания детей.
2. Учит всматриваться в окружающий нас мир, помогает искать ответы на многие вопросы, развивает познавательный интерес к природе.
3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.
4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах
5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей.
6. Учит эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.
Требования к подбору репертуара природоведческой книги.
Для того, чтобы природоведческая литература реализовала свою роль и заняла достойное место в ознакомлении дошкольников с природой, необходимо, при отборе художественных произведений природоведческого характера, опираться на следующие принципы:
- Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Произведение может воздействовать на чувства ребенка только когда понятно им. Не нужно читать дошкольникам, особенно младшим, объемные книги с подробными описаниями природы. Малышам 3-4 лет будут более интересны небольшие стихи, загадки, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории. Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают большие рассказы.
- Реалистичность и научность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди (пекут блины, играют на музыкальных инструментах), а стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр. научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания,
- Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка. Большое оказывают иллюстрации в книгах. Эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. В художественной литературе, в сказках иллюстрации помогают понять смысл содержания, дополняя его, раскрывая оценку поступков и характеров героев, которые могут быть не совсем понятны из текста.
Методика использования природоведческой книги.
Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся и наблюдение, экспериментирование, труд, игра, беседа, рассказ, чтение. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы.
Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н.М. Павловой "Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому растению.
Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ "Под снегом на лугу". Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.
Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения.
Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. В беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями.
В старшей группе природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе и углублении их.
Список произведений, с которыми в течение года знакомятся дети, может включать произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях.
Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина "Берeза") читается мягко, напевно, медленно. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. На занятиях воспитатель может использовать очерки писателей-природоведов об удивительном в природе, об особенностях некоторых растений, повадках и сезонной жизни животных. Чем разнообразнее по своей структуре будут занятия о природе и чем эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь для развития эстетических качеств дошкольников и их экологического воспитания.
Примерный перечень природоведческой художественной литературы для чтения детям старшей и подготовительной группы.
- Бианки.В. «Птичьи разговоры, «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Замечательные дома», «Кто из чего строил себе дом?», «Готовятся к зиме», «Лес зимой», «Весны приметы», «Как Муравьишка домой спешил», «Кто чем поет?», «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?», «Теремок», «Снежная книга».
- Воронин С. «Трусишка», «Полосатая спинка».
- Дмитриев Ю. «Кто без крыльев летает?», «Кто в лесу живет и что в лесу растет?», «Рассказы моей полянки».
- Онегов А. «На лесной полянке».
- Павлова Н. «Мать - и - мачеха», «На козьей иве», «Ищи ягоды!», «Под кустом».
- Паустовский К. «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Квакша», «Золотой луг», «Заботливый цветок».
- Пришвин М. «Этажи леса», «Еж», «Недовольная лягушка», «Золотой луг», «Желтый и белый одуванчики», «Лесной доктор», «Ребята и утята», «Журка», «Дуб и Ель», «Гости».
- Сладков Н. «Неслух», «Синичий запас», «Синичкин календарь», «Как медведя переворачивали?», «Суд над декабрем», «Берлога», «Журавль», «Шмель», «Уж», «Мухомор», «Муравьи», «Шишка», «Имена зверей и птиц», «Кукушка», «Замор, «Целебные травы», «Санитар», «Медведь и Солнце». Диалоги – миниатюры. «Выдра и Ворон», «Барсук Медведь», «Сорока и Оляпка», «Дрозд и Сова», «Кто в моем доме живет?», «Кто такой?»
- Снегирев Г. «Кто сажает лес?», «Скворец», «Хитрый бурундук», «Про оленей», «Про пингвинов», «Про птиц», «Как птицы и звери готовятся к зиме», «Дикий зверь», «В пустыне», «Кедр», «Загадочный зверь».
- Соколов – Микитов И. «Весна, «Белки», «Еж».
- Тамбиев А. «Сорока - белобока», «Кто в кустарниках живет?», «Кто просыпается к вечеру?», «Про кустарники».
- Чаплина В. «Лесные жители».
- Шим Э. «Камень, Ручей, Сосулька, и Солнце».
- Ушинский К.Д. «Ветер и Солнце», Ручей», «Спор деревьев», «Дятел».
- Чарушин Е. «На нашем дворе», «Томка», «Рябчонок», «Волчишко», «Медвежата».
- Чарушина – Капустина Н. «Лесная сказка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает все очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит.
Значение природоведческой литературы: 1 . Помогает обогащать знания детей. 2. Учит всматриваться в окружающий нас мир, помогает искать ответы на многие вопросы, развивает познавательный интерес к природе. 3. Помогает детям познать природу в ее многообразии. 4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах 5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей. 6. Учит эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.
Требования к подбору репертуара природоведческой книги. - доступность - реалистичность и научность - привлекательность для детей
Использование природоведческой книги в работе с детьми: м ожет предшествовать наблюдению за природным объектом п осле наблюдения для закрепления знаний может сопровождать наблюдение за природным объектом в ходе трудовой деятельности как самостоятельный метод ознакомления с природой н а различных занятиях в качестве художественного слова
Виталий Бианки
Михаил Пришвин
Константин Паустовский
Николай Сладков
Евгений Чарушин
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы экологического образования старших дошкольников
Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являюща...
Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников
Тема работы - «Формирование представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...
Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...
Педагогический проект "Худжественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников с нарушениями речи"
Проект направлен на возможность использования художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Проект «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»
Презентация по теме «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»-проект...
Художественная литература как средство экологического образования
Одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образования является воспитание основ экологической культуры...
Доклад на тему: Исследовательская лаборатория как средство экологического образования старших дошкольников.
Экспериментируя, участвуя в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник удовлетворяет присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предме...