Перспективно - тематический план по самообразованию воспитателя.: «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Федосеева Светлана Сергеевна

 «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»

 

Цель: - Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских отношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- стимулировать потребность дошкольников в постоянном поиске сведений о защитниках земли русской;

- формировать понятие войны, как огромного бедствия для людей и всего живого на земле;

- создать условия для приобщения детей, педагогов и родителей к изучению истории страны в прошлом и настоящем.

Задача:

- воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости; - расширить представления детей о Российской Армии;

- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

 

Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

План изучения темы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»

1. Изучение нормативно –правовых документов.

2. Самодиагностика основ патриотизма у старших дошкольников.

4. Изучение проблемы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»

5. Посещение всероссийского семинара АНЕКС "Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

6. Обследование детей.

7. Отбор наиболее эффективных методов и приемов с целью достижения наиболее высоких результатов.

8.Проверка эффективности полученных результатов.

.Перспективный план работы самообразования в старшей группе по теме: "Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание детей"

месяц

Программное содержание

Практика

Формы работы с детьми и родителями.

 

 

 

Сентяб.

Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.

Воспитывать в детях патриотические чувства.

 

Рассказы Б.Житкова "Что бывало ",В.Осеева "Три товарища",  «Волшебное слово», Годунова М. "Тун и Ньюн - мальчишки из Бирмы"

Беседа о разных странах и их жителях.

Знакомство с глобусом.

Дидактические игры: «Кто в какой стране живет»

Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны.

Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.

Сото И.П. "Негритёнок Аполо"Н.Измайлова «Джигит»А. Барто  «Вовка – добрая душа», «Дома», «В пустой квартире», «Младший брат»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы), сказки разных народов.

 

Беседа о детях разных национальностей, чтение стихов, литературных произведений.

Рисование на тему: Разноцветные дети».

Дидактическая игра «Подбери флаг».

Подвижные игры детей разных стран.

 

Октяб.

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Дозор», «Родина»

Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

  • Былины "Алёша Попович и Тугарин Змей"
  • "Добрыня и Алёша"
  • "Добрыня и Змей"
  • "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

 

Беседа об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.

Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

 

Нояб.

Закрепить знания детей о государственных символах России: гимне, флаге.

Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Константин Ушинский «Наше Отечество»,,

П. Воронько.

"Лучше нет родного края "

,В. Степанов

"Что мы Родиной зовём" 

"Необъятная страна "

 

 

Беседы о государственных символах, рассматривание иллюстраций изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями- на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба.

Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством.

Ирина Токмакова «Чудо Георгия о змие»

Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба.

Дидактическая игра «Узнай свой герб».

 

Декаб.

Уточнить представление детей о России как о родной стране.

Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам России.

Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».

Георгий Ладонщиков «Скворец на чужбине», Вадим Семернин «Родина»

Беседа о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, знакомство с конституцией России.

Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб».

 

Янв.

Познакомить детей с понятием Блокада, о подвигах ленинградцев. Сформировать понимание значимости их подвига для страны.

Бондаренко И. И. «В осаждённом городе» (главы), Сборник «Был город-фронт, была блокада…».

 

Беседы о знаменитых ленинградцах.

Рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, песен о войне. Экскурсия в "Музей Хлеба" Конкурс чтецов "Ко дню Блокады"

 

 

 

Февр.

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.

Л. Кассиль.  "Памятник советскому солдату", С.Алексеев "Первая колонна",

А.Митяев "Мешок овсянки"

 

Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск.

Спортивный праздник «Русские богатыри»

 

 

Март

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам.

Познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

Ю.Яковлев "Мама",рассказы А.Потапова "Кто больше любит маму",

Л.Пантелеев "Ау"

Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Рассматривание иллюстраций знаменитых россиянок.

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы.

Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора.

Вяземский П.Я. Масленица на чужой стороне.

Весна красна. Ты на чем пришла. (энциклопедия детского фольклора).

Гелездинова Ю.В. Подбор загадок, пословиц, поговорок, частушек, игр и конкурсов о масленице (для детей).

Крылатый, мохнатый да масленый.

Науменко Г.М. Солнце и блины, Соломенная Масленица, Как весна зиму поборола

Позднякова М. Всё коту Масленица.

Снегурочка.

 

Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы.

Спортивные состязания «Широкая Масленица»

 

Апрель

Уточнить представления детей о Космосе, первом космонавте.

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

 

Беседы о космосе просмотр мульфильмов. Сюж-рол.игра "Космонавты"

Изготовление поделок ко Дню Космонавтики.муз-физ. досуг.

 

май

Обобщить и систематизир. знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать патриотические чувства.

Уточнить знания детей о родном городе День города.

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники», С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

 

 

Возложение цветов, беседы о подвигах людей в годы войны. Рисование «День Победы»

Экскурсия с родителями по родному городу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города, чтение художественных произведений.

Дидактическая игра «Что в родном городе есть». Конкурс чтецов ко Дню Победы.

Обобщить и систематизиров.знания детей по патриотическому воспитанию.

Формировать уважительное отношение к родной стране, родному городу.

 

С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно - тематический план по самообразованию воспитателя 4 группы Федосеевой С.С.

Тема: «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»

Цель: - Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских отношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- стимулировать потребность дошкольников в постоянном поиске сведений о защитниках земли русской;

- формировать понятие войны, как огромного бедствия для людей и всего живого на земле;

- создать условия для приобщения детей, педагогов и родителей к изучению истории страны в прошлом и настоящем.

Задача:

- воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости; - расширить представления детей о Российской Армии;

- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

План изучения темы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»

1. Изучение нормативно –правовых документов.

2. Самодиагностика основ патриотизма у старших дошкольников.

4. Изучение проблемы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»

5. Посещение всероссийского семинара АНЕКС "Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

6. Обследование детей.

7. Отбор наиболее эффективных методов и приемов с целью достижения наиболее высоких результатов.

8.Проверка эффективности полученных результатов.

.

         

Перспективный план работы самообразования в старшей группе по теме: "Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание детей"

месяц

Программное содержание

Практика

Формы работы с детьми и родителями.

Сентяб.

Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.

Воспитывать в детях патриотические чувства.

Рассказы Б.Житкова "Что бывало ",В.Осеева "Три товарища",  «Волшебное слово», Годунова М. "Тун и Ньюн - мальчишки из Бирмы"

Беседа о разных странах и их жителях.

Знакомство с глобусом.

Дидактические игры: «Кто в какой стране живет»

Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны.

Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.

Сото И.П. "Негритёнок Аполо"Н.Измайлова «Джигит»А. Барто  «Вовка – добрая душа», «Дома», «В пустой квартире», «Младший брат»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы), сказки разных народов.

Беседа о детях разных национальностей, чтение стихов, литературных произведений.

Рисование на тему: Разноцветные дети».

Дидактическая игра «Подбери флаг».

Подвижные игры детей разных стран.

Октяб.

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Дозор», «Родина»

Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

  • Былины "Алёша Попович и Тугарин Змей"
  • "Добрыня и Алёша"
  • "Добрыня и Змей"
  • "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Беседа об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.

Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

Нояб.

Закрепить знания детей о государственных символах России: гимне, флаге.

Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Константин Ушинский «Наше Отечество»,,

П. Воронько.

"Лучше нет родного края "

,В. Степанов

"Что мы Родиной зовём" 

"Необъятная страна "

Беседы о государственных символах, рассматривание иллюстраций изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями- на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба.

Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством.

Ирина Токмакова «Чудо Георгия о змие»

Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба.

Дидактическая игра «Узнай свой герб».

Декаб.

Уточнить представление детей о России как о родной стране.

Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам России.

Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».

Георгий Ладонщиков «Скворец на чужбине», Вадим Семернин «Родина»

Беседа о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, знакомство с конституцией России.

Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб».

Янв.

Познакомить детей с понятием Блокада, о подвигах ленинградцев. Сформировать понимание значимости их подвига для страны.

Бондаренко И. И. «В осаждённом городе» (главы), Сборник «Был город-фронт, была блокада…».

Беседы о знаменитых ленинградцах.

Рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, песен о войне. Экскурсия в "Музей Хлеба" Конкурс чтецов "Ко дню Блокады"

Февр.

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.

Л. Кассиль.  "Памятник советскому солдату", С.Алексеев "Первая колонна",

А.Митяев "Мешок овсянки"

Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск.

Спортивный праздник «Русские богатыри»

Март

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам.

Познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

Ю.Яковлев "Мама",рассказы А.Потапова "Кто больше любит маму",

Л.Пантелеев "Ау"

Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Рассматривание иллюстраций знаменитых россиянок.

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы.

Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора.

Вяземский П.Я. Масленица на чужой стороне.

Весна красна. Ты на чем пришла. (энциклопедия детского фольклора).

Гелездинова Ю.В. Подбор загадок, пословиц, поговорок, частушек, игр и конкурсов о масленице (для детей).

Крылатый, мохнатый да масленый.

Науменко Г.М. Солнце и блины, Соломенная Масленица, Как весна зиму поборола

Позднякова М. Всё коту Масленица.

Снегурочка.

Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы.

Спортивные состязания «Широкая Масленица»

Апрель

Уточнить представления детей о Космосе, первом космонавте.

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Беседы о космосе просмотр мульфильмов. Сюж-рол.игра "Космонавты"

Изготовление поделок ко Дню Космонавтики.муз-физ. досуг.

май

Обобщить и систематизир. знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать патриотические чувства.

Уточнить знания детей о родном городе День города.

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники», С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Возложение цветов, беседы о подвигах людей в годы войны. Рисование «День Победы»

Экскурсия с родителями по родному городу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города, чтение художественных произведений.

Дидактическая игра «Что в родном городе есть». Конкурс чтецов ко Дню Победы.

Обобщить и систематизиров.знания детей по патриотическому воспитанию.

Формировать уважительное отношение к родной стране, родному городу.

С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.

Дидактические игры.

Подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Перспективно - тематический план по самообразованию. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»

Перспективно - тематический план по самообразованию.Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»...

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

План самообразования по "Нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников при ознакомлению с родным краем"

Тема самообразования   «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным краем»...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны».

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.К сожалению, современные де...

План по самообразованию воспитателя Моисеевой Марии Ивановны Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...