Перспективно - тематический план по самообразованию воспитателя.: «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
«Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»
Цель: - Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;
- воспитание дружеских отношений между детьми;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- стимулировать потребность дошкольников в постоянном поиске сведений о защитниках земли русской;
- формировать понятие войны, как огромного бедствия для людей и всего живого на земле;
- создать условия для приобщения детей, педагогов и родителей к изучению истории страны в прошлом и настоящем.
Задача:
- воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости; - расширить представления детей о Российской Армии;
- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
План изучения темы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»
1. Изучение нормативно –правовых документов.
2. Самодиагностика основ патриотизма у старших дошкольников.
4. Изучение проблемы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»
5. Посещение всероссийского семинара АНЕКС "Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"
6. Обследование детей.
7. Отбор наиболее эффективных методов и приемов с целью достижения наиболее высоких результатов.
8.Проверка эффективности полученных результатов.
.Перспективный план работы самообразования в старшей группе по теме: "Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание детей"
месяц | Программное содержание | Практика | Формы работы с детьми и родителями. |
Сентяб. | Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях патриотические чувства.
| Рассказы Б.Житкова "Что бывало ",В.Осеева "Три товарища", «Волшебное слово», Годунова М. "Тун и Ньюн - мальчишки из Бирмы" | Беседа о разных странах и их жителях. Знакомство с глобусом. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет» |
Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности. | Сото И.П. "Негритёнок Аполо"Н.Измайлова «Джигит»А. Барто «Вовка – добрая душа», «Дома», «В пустой квартире», «Младший брат» А. Гайдар «Чук и Гек» (главы), сказки разных народов.
| Беседа о детях разных национальностей, чтение стихов, литературных произведений. Рисование на тему: Разноцветные дети». Дидактическая игра «Подбери флаг». Подвижные игры детей разных стран. | |
Октяб. | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». | А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Дозор», «Родина» | Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. |
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. |
| Беседа об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта. | |
Нояб. | Закрепить знания детей о государственных символах России: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | Константин Ушинский «Наше Отечество»,, П. Воронько. "Лучше нет родного края " ,В. Степанов "Что мы Родиной зовём" "Необъятная страна "
| Беседы о государственных символах, рассматривание иллюстраций изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями- на каких зданиях можно увидеть государственные символы. |
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством. | Ирина Токмакова «Чудо Георгия о змие» | Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба. Дидактическая игра «Узнай свой герб». | |
Декаб. | Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». | Георгий Ладонщиков «Скворец на чужбине», Вадим Семернин «Родина» | Беседа о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, знакомство с конституцией России. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». |
Янв. | Познакомить детей с понятием Блокада, о подвигах ленинградцев. Сформировать понимание значимости их подвига для страны. | Бондаренко И. И. «В осаждённом городе» (главы), Сборник «Был город-фронт, была блокада…».
| Беседы о знаменитых ленинградцах. Рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, песен о войне. Экскурсия в "Музей Хлеба" Конкурс чтецов "Ко дню Блокады" |
Февр. | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины. | Л. Кассиль. "Памятник советскому солдату", С.Алексеев "Первая колонна", А.Митяев "Мешок овсянки"
| Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск. Спортивный праздник «Русские богатыри» |
Март | Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам. Познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики. | Ю.Яковлев "Мама",рассказы А.Потапова "Кто больше любит маму", Л.Пантелеев "Ау" | Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Рассматривание иллюстраций знаменитых россиянок. |
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы. Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора. | Вяземский П.Я. Масленица на чужой стороне. Весна красна. Ты на чем пришла. (энциклопедия детского фольклора). Гелездинова Ю.В. Подбор загадок, пословиц, поговорок, частушек, игр и конкурсов о масленице (для детей). Крылатый, мохнатый да масленый. Науменко Г.М. Солнце и блины, Соломенная Масленица, Как весна зиму поборола Позднякова М. Всё коту Масленица. Снегурочка.
| Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы. Спортивные состязания «Широкая Масленица» | |
Апрель | Уточнить представления детей о Космосе, первом космонавте. | А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка» В. Бороздин «Первый в космосе» В. Кащенко «Найди созвездие» В. Медведев «Звездолёт Брунька» К. Булычёв «Тайна третьей планеты» П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
| Беседы о космосе просмотр мульфильмов. Сюж-рол.игра "Космонавты" Изготовление поделок ко Дню Космонавтики.муз-физ. досуг. |
май | Обобщить и систематизир. знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. Уточнить знания детей о родном городе День города. | Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники», С. Алексеев «Первый ночной таран» А. Твардовский «Рассказ танкиста»
| Возложение цветов, беседы о подвигах людей в годы войны. Рисование «День Победы» Экскурсия с родителями по родному городу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города, чтение художественных произведений. Дидактическая игра «Что в родном городе есть». Конкурс чтецов ко Дню Победы. |
Обобщить и систематизиров.знания детей по патриотическому воспитанию. Формировать уважительное отношение к родной стране, родному городу.
| С. Алексеев «Первый ночной таран» А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине. Дидактические игры. Подвижные игры. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективно - тематический план по самообразованию воспитателя 4 группы Федосеевой С.С.
Тема: «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»
Цель: - Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;
- воспитание дружеских отношений между детьми;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- стимулировать потребность дошкольников в постоянном поиске сведений о защитниках земли русской;
- формировать понятие войны, как огромного бедствия для людей и всего живого на земле;
- создать условия для приобщения детей, педагогов и родителей к изучению истории страны в прошлом и настоящем.
Задача:
- воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости; - расширить представления детей о Российской Армии;
- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
План изучения темы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»
1. Изучение нормативно –правовых документов.
2. Самодиагностика основ патриотизма у старших дошкольников.
4. Изучение проблемы «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников»
5. Посещение всероссийского семинара АНЕКС "Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"
6. Обследование детей.
7. Отбор наиболее эффективных методов и приемов с целью достижения наиболее высоких результатов.
8.Проверка эффективности полученных результатов.
.
Перспективный план работы самообразования в старшей группе по теме: "Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание детей"
месяц | Программное содержание | Практика | Формы работы с детьми и родителями. |
Сентяб. | Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях патриотические чувства. | Рассказы Б.Житкова "Что бывало ",В.Осеева "Три товарища", «Волшебное слово», Годунова М. "Тун и Ньюн - мальчишки из Бирмы" | Беседа о разных странах и их жителях. Знакомство с глобусом. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет» |
Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности. | Сото И.П. "Негритёнок Аполо"Н.Измайлова «Джигит»А. Барто «Вовка – добрая душа», «Дома», «В пустой квартире», «Младший брат» А. Гайдар «Чук и Гек» (главы), сказки разных народов. | Беседа о детях разных национальностей, чтение стихов, литературных произведений. Рисование на тему: Разноцветные дети». Дидактическая игра «Подбери флаг». Подвижные игры детей разных стран. | |
Октяб. | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». | А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Дозор», «Родина» | Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. |
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. |
| Беседа об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта. | |
Нояб. | Закрепить знания детей о государственных символах России: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | Константин Ушинский «Наше Отечество»,, П. Воронько. "Лучше нет родного края " ,В. Степанов "Что мы Родиной зовём" "Необъятная страна " | Беседы о государственных символах, рассматривание иллюстраций изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий с родителями- на каких зданиях можно увидеть государственные символы. |
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством. | Ирина Токмакова «Чудо Георгия о змие» | Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба. Дидактическая игра «Узнай свой герб». | |
Декаб. | Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». | Георгий Ладонщиков «Скворец на чужбине», Вадим Семернин «Родина» | Беседа о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, знакомство с конституцией России. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». |
Янв. | Познакомить детей с понятием Блокада, о подвигах ленинградцев. Сформировать понимание значимости их подвига для страны. | Бондаренко И. И. «В осаждённом городе» (главы), Сборник «Был город-фронт, была блокада…». | Беседы о знаменитых ленинградцах. Рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, песен о войне. Экскурсия в "Музей Хлеба" Конкурс чтецов "Ко дню Блокады" |
Февр. | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины. | Л. Кассиль. "Памятник советскому солдату", С.Алексеев "Первая колонна", А.Митяев "Мешок овсянки" | Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск. Спортивный праздник «Русские богатыри» |
Март | Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам. Познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики. | Ю.Яковлев "Мама",рассказы А.Потапова "Кто больше любит маму", Л.Пантелеев "Ау" | Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Рассматривание иллюстраций знаменитых россиянок. |
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы. Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора. | Вяземский П.Я. Масленица на чужой стороне. Весна красна. Ты на чем пришла. (энциклопедия детского фольклора). Гелездинова Ю.В. Подбор загадок, пословиц, поговорок, частушек, игр и конкурсов о масленице (для детей). Крылатый, мохнатый да масленый. Науменко Г.М. Солнце и блины, Соломенная Масленица, Как весна зиму поборола Позднякова М. Всё коту Масленица. Снегурочка. | Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы. Спортивные состязания «Широкая Масленица» | |
Апрель | Уточнить представления детей о Космосе, первом космонавте. | А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка» В. Бороздин «Первый в космосе» В. Кащенко «Найди созвездие» В. Медведев «Звездолёт Брунька» К. Булычёв «Тайна третьей планеты» П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп» | Беседы о космосе просмотр мульфильмов. Сюж-рол.игра "Космонавты" Изготовление поделок ко Дню Космонавтики.муз-физ. досуг. |
май | Обобщить и систематизир. знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. Уточнить знания детей о родном городе День города. | Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники», С. Алексеев «Первый ночной таран» А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Возложение цветов, беседы о подвигах людей в годы войны. Рисование «День Победы» Экскурсия с родителями по родному городу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города, чтение художественных произведений. Дидактическая игра «Что в родном городе есть». Конкурс чтецов ко Дню Победы. |
Обобщить и систематизиров.знания детей по патриотическому воспитанию. Формировать уважительное отношение к родной стране, родному городу. | С. Алексеев «Первый ночной таран» А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине. Дидактические игры. Подвижные игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....
Перспективно - тематический план по самообразованию. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»
Перспективно - тематический план по самообразованию.Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»...
Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...
План самообразования по "Нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников при ознакомлению с родным краем"
Тема самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным краем»...
Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны».
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.К сожалению, современные де...
План по самообразованию воспитателя Моисеевой Марии Ивановны Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...