План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: "Животные - герои войны".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме "Животные - герои войны" (чтение (восприятие) рассказа А. Митяева "Мешок овсянки"). Конспект разработан по технологии "Культурных практик", реализуемых на базе с/п д/с "Тополек" МБУ "Школа № 26" г.о. Тольятти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет (НОД)
по теме «Животные – герои войны»
Возрастная группа: подготовительная
Виды (разновидности) деятельности детей:
- Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение, рассказывание, обсуждение (рассуждение) «ХЭР», «РР»
- Игровая (дидактическая словесная игра) «СКР», «РР»
- Коммуникативная (взаимодействие информационное (собственно коммуникативное как обмен информацией), монолог-повествование) «РР», «СКР»
- Изобразительная (аппликация) «ХЭР»
- Двигательная (подвижная игра) «ФР»
Интегрированные виды деятельности:
коммуникативно-познавательная;
литературно-познавательная;
литературно-коммуникативная;
изобразительно-познавательная;
познавательно-двигательная;
двигательно-игровая.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
- представления о животных, помогающих больным людям, людям, попавшим в трудные жизненные ситуации;
- представления о Великой Отечественной войне;
- технические умения в изобразительной деятельности (аппликации).
Интегрированная форма: редакция газеты (выпуск газеты).
Задания для совместной деятельности детей
Задание (действие и его содержание) | Способ предъявления задания | Способ презентации детьми результатов выполнения задания |
Посмотрите, нам в группу пришла посылка, в которой собраны информационные материалы для создания стенгазеты о животных, помогавших больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации во время войны. Давайте рассмотрим содержимое посылки. | Словесный с использованием информационных материалов | Устный ответ с использованием информационных материалов |
Скажите, вы знаете, что такое стенгазета и как ее оформлять? Посмотрите на образец. | Словесный с использованием образца стенгазеты | Устный ответ с использованием образца стенгазеты |
Наша группа – редакция газеты. Мы с вами – сотрудники редакции. Предлагаю назначить ответственных за разделы стенгазеты: заголовок, фотоснимки, текст (раздает бейджики с символами) | Словесный с использованием бейджиков | Устный ответ с использованием бейджиков |
Подойдите к стенду «Необычные герои» и рассмотрите сюжетные картинки, изображающие животных – помощников людей на войне, ответьте на вопросы | Словесный с использованием сюжетных картинок | Устный ответ с использованием сюжетных картинок |
Выложите из букв слово «помощники» | Словесный с использованием магнитных карточек-букв | Устный ответ с демонстрацией полученного слова |
Послушайте отрывок из рассказа А. Митяева «Мешок овсянки», ответьте на вопросы | Словесный | Устный ответ |
Вспомните, как еще животные помогают людям? | Словесный | Устный ответ |
Покажите, как собака-поводырь помогает своему хозяину (подвижная игра «Поводыри») | Словесный | Выполнение движений в соответствии с правилами |
Доставайте материалы из коробки и распределите по разделам (бейджик «ножницы» – вырезают буквы заголовка, бейджик «фотоаппарат» – оформляют фотоснимки, бейджик «кисточки» – приклеивают, бейджик «ручка» – контролирует выполнение задания). Берем лист ватмана с обозначенными трафаретными рисунками и будем оформлять нашу стенгазету «Животные – герои войны» | Словесный | Оформление стенгазеты (выполнение аппликации) |
Прокомментируйте свою работу, выскажите свое мнение | Словесный с демонстрацией образца стенгазеты | Устный ответ с демонстрацией стенгазеты |
Сравните с образцом стенгазеты, оцените результат | Словесный с демонстрацией образца стенгазеты | Устный ответ с демонстрацией стенгазеты |
Образовательные задачи:
- Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта (ЗНАНИЯ, представления)
- Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений с животными, помогающими больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации.
- Обогащать знания и представления детей о Великой Отечественной войне.
- Актуализировать представления детей о заслугах животных в годы войны, их помощи людям в трудных ситуациях.
- Продолжать формировать представления детей о способах создания стенгазеты.
- Задачи, на получение эмоционального опыта (интерес, эмоционально положительное отношение)
- Формировать у детей представления о ценностях мира природы (взаимной благотворной связи между животными и людьми) закрепленных в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.
- Вызвать эмоциональный отклик к событиям Великой Отечественной войны.
- Создавать условия для развития у детей интереса к процессу и результатам создания стенгазеты о животных – героях войны.
- В специально созданных условиях стимулировать желание детей выполнять коллективную аппликацию (при незначительной организующей помощи взрослого).
- Задачи, ориентированные на получение опыта действий
3.1 Формировать готовность детей к совместной деятельности, умение работать в команде.
3.2 Формировать у детей навыки связной речи.
3.3 Формировать у детей двигательные качества.
3.4 Совершенствовать координацию движения рук, зрительно-двигательную координацию в процессе аппликации.
3.5 Продолжать развивать чувство композиции.
3.6 Поощрять проявления творчества.
Материалы и оборудование:
Стимульный материал:
- посылка с информационными материалами
- бейджики (символами обозначены должности сотрудников редакции)
Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- стенд (магнитная доска)
- столы
материалы для преобразования и трансформации:
- лист ватмана для создания стенгазеты с обозначенными трафаретными рисунками
- фотоснимки и полосы с буквами для вырезания
материальные средства для деятельности детей:
- книга с текстом произведения А. Митяева «Мешок овсянки»
- иллюстративный материал (сюжетные картинки, иллюстрации)
- ножницы
- клей-карандаши
Дидактический материал:
- магнитные карточки-буквы
- алгоритм издательского цикла
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- демонстрационный модуль
Конструктор совместной деятельности педагога и детей:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Показывает посылку, в которой собраны информационные материалы для создания стенгазеты о животных, помогавших больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации во время войны. | Рассматривают содержимое посылки |
Спрашивает знают ли дети, что такое стенгазета и как ее оформлять? Предлагает рассмотреть образец. | Отвечают на вопрос, рассматривают образец | |
Говорит, что наша группа – это редакция газеты, а дети – сотрудники редакции. Назначает ответственных за разделы стенгазеты, раздает бейджики с символами. | Слушают, прикрепляют бейджики к своей одежде. | |
Содержательно-деятельностный | Приглашает подойти с стенду «Необычные герои» и рассмотреть сюжетные картинки, изображающие животных – помощников людей на войне; ответить на вопросы | Рассматривают сюжетные картинки, отвечают на вопросы |
Предлагает выложить из магнитных карточек-букв слово «помощники» | Выкладывают. | |
Предлагает занять места на стульчиках и послушать отрывок из рассказа А. Митяева «Мешок овсянки» | Слушают текст. | |
Спрашивает, как еще животные помогают людям? | Отвечают | |
Проводит подвижную игру «Поводыри» | Играют в соответствии с правилами | |
Предлагает достать материалы из коробки и распределить по разделам. | Достают, распределяют (в соответствии с бейджиками) | |
Достает лист ватмана с трафаретными рисунками и предлагает оформить стенгазету «Животные – герои войны» | Выполняют оформление стенгазеты | |
Оценочно-рефлексивный | Предлагает представителям каждого отдела прокомментировать свою работу | Комментируют |
Предлагает сравнить с образцом стенгазеты, оценить результат | Сравнивают, высказываются. |
Методы и приемы:
- Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
- демонстрация нового объекта
- предъявление требований к выполнению задания
- Методы организации и осуществления деятельности:
Словесные:
- объяснения
- обсуждение
- чтение отрывка из рассказа Анатолия Митяева «Мешок овсянки»:
А. Митяев «Мешок овсянки»
В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.
Ну и находка! обрадовались солдаты. Будет пир горой Кашу сва-рим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.
Эй, братва! крикнул он сиплым, простуженным голосом. Давай мешок сюда! Не клали не берите.
Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.
Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий отдать.
Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный ме-шок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:
Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.
Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.
Готовилось большое наступление.
По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехот-ных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.
Готовился к наступлению и Лукашук с товарищами. Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты.
Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.
Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал. Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.
Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку такие фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться голова. А он не хотел, чтобы голова кружилась, он хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого, в выношенной шине-ли.
Держись, браток! Не робей жить будешь!.. слышал он слова санитара.
Чудилось Лукашуку, что он давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше, вспомнить уже не мог.
В сознание Лукашук снова пришёл, когда его перекладывали из лодочки на носилки, чтобы отнести в большую палатку под соснами: тут, в лесу, военный доктор вытаскивал у раненых пули и осколки.
Лёжа на носилках, Лукашук увидел саночки-лодку, на которых его везли до госпиталя. К саночкам ремёнными постромками были привязаны три собаки. Они лежали в снегу. На шерсти намёрзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной болтушки. От неё валил пар. Санитар воткнул каску в снег постудить собакам вредно горячее. Санитар был худой и рыжий. И тут Лукашук вспом-нил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
Лукашук одними губами улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, про-говорил:
А ты, рыжий, так и не потолстел. Один слопал мешок овсянки, а всё ху-дой.
Санитар тоже улыбнулся и, погладив ближнюю собаку, ответил:
Овсянку-то они съели. Зато довезли тебя в срок. А я тебя сразу узнал. Как увидел в снегу, так и узнал И добавил убеждённо: Жить будешь! Не робей!
Наглядные:
- демонстрация сюжетных картинок, изображающие животных – помощников людей на войне.
Практические:
- дидактическая словесная игра (выкладывание схемы букв)
«ПОМОЩНИКИ»
Задачи: формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении слова из карточек с буквами, развивать внимание, мышление.
- подвижная игра «Поводыри»
Задачи: совершенствовать навыки ориентации в пространстве (с закрытыми глазами), развивать умение играть в парах.
- аппликация
- Методы контроля и самоконтроля:
- самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом)
- коллективный смотр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект развивающего занятия по конструированию в подготовительной группе «Дворец Зимушки-зимы».
Учить детей создавать постройку, отвечающую определенным требованиям....
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок»
Цель: развитие умения у детей узнавать знакомые сказки; развитие внимания, мышления, креативных способностей детей....
План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....
План-конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Красная Шапочка»
Цели:1. Закреплять счет в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством.2. Закреплять практическое умение составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги. Учить аккуратно накле...
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...
План-конспект интегрированного занятия "Юные спасатели" для подготовительной группы
План-конспект интегрированного занятия по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста....
План-конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения и дорожных знаков"
Тема : " Путешествие в страну правил дорожного движения и дорожных знаков"Цель : Закрепить знания детей о правилах дорожного даижения;о дорожных знаках; о светофоре и его сигналах.Зада...