План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: "Животные - герои войны".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Чугунова Татьяна Николаевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме "Животные - герои войны" (чтение (восприятие) рассказа А. Митяева "Мешок овсянки"). Конспект разработан по технологии "Культурных практик", реализуемых на базе с/п д/с "Тополек" МБУ "Школа № 26" г.о. Тольятти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет (НОД)

по теме «Животные – герои войны»

Возрастная группа: подготовительная

Виды (разновидности) деятельности детей:

 - Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение, рассказывание, обсуждение (рассуждение) «ХЭР», «РР»

 - Игровая (дидактическая словесная игра) «СКР», «РР»

 - Коммуникативная (взаимодействие информационное (собственно коммуникативное как обмен информацией), монолог-повествование) «РР», «СКР»

 - Изобразительная (аппликация) «ХЭР»

 - Двигательная (подвижная игра) «ФР»

Интегрированные виды деятельности:

коммуникативно-познавательная;

литературно-познавательная;

литературно-коммуникативная;

изобразительно-познавательная;

познавательно-двигательная;

двигательно-игровая.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

- представления о животных, помогающих больным людям, людям, попавшим в трудные жизненные ситуации;

- представления о Великой Отечественной войне;

- технические умения в изобразительной деятельности (аппликации).

Интегрированная форма: редакция газеты (выпуск газеты).

Задания для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его содержание)

Способ предъявления задания

Способ презентации детьми результатов выполнения задания

Посмотрите, нам в группу пришла посылка, в которой собраны информационные материалы для создания стенгазеты о животных, помогавших больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации во время войны. Давайте рассмотрим содержимое посылки.

Словесный с использованием информационных материалов

Устный ответ с использованием информационных материалов

Скажите, вы знаете, что такое стенгазета и как ее оформлять? Посмотрите на образец.

Словесный с использованием образца стенгазеты

Устный ответ с использованием образца стенгазеты

Наша группа – редакция газеты. Мы с вами – сотрудники редакции. Предлагаю назначить ответственных за разделы стенгазеты: заголовок, фотоснимки, текст (раздает бейджики с символами)

Словесный с использованием бейджиков

Устный ответ с использованием бейджиков

Подойдите к стенду «Необычные герои» и рассмотрите сюжетные картинки, изображающие животных – помощников людей на войне, ответьте на вопросы

Словесный с использованием сюжетных картинок

Устный ответ с использованием сюжетных картинок

Выложите из букв слово «помощники»

Словесный с использованием магнитных карточек-букв

Устный ответ с демонстрацией полученного слова

Послушайте отрывок из рассказа А. Митяева «Мешок овсянки», ответьте на вопросы

Словесный

Устный ответ

Вспомните, как еще животные помогают людям?

Словесный

Устный ответ

Покажите, как собака-поводырь помогает своему хозяину (подвижная игра «Поводыри»)

Словесный

Выполнение движений в соответствии с правилами

Доставайте материалы из коробки и распределите по разделам (бейджик «ножницы» – вырезают буквы заголовка, бейджик «фотоаппарат» – оформляют фотоснимки, бейджик «кисточки» – приклеивают, бейджик «ручка» – контролирует выполнение задания).

Берем лист ватмана с обозначенными трафаретными рисунками и

будем оформлять нашу стенгазету «Животные – герои войны»

Словесный

Оформление стенгазеты (выполнение аппликации)

Прокомментируйте свою работу, выскажите свое мнение

Словесный с демонстрацией образца стенгазеты

Устный ответ с демонстрацией стенгазеты

Сравните с образцом стенгазеты, оцените результат

Словесный с демонстрацией образца стенгазеты

Устный ответ с демонстрацией стенгазеты

Образовательные задачи:

  1. Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта (ЗНАНИЯ, представления)
  1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений с животными, помогающими больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации.
  2. Обогащать знания и представления детей о Великой Отечественной войне.
  3. Актуализировать представления детей о заслугах животных в годы войны, их помощи людям в трудных ситуациях.                                
  4. Продолжать формировать представления детей о способах создания стенгазеты.
  1. Задачи, на получение эмоционального опыта (интерес, эмоционально положительное отношение)
  1.  Формировать у детей представления о ценностях мира природы (взаимной благотворной связи между животными и людьми) закрепленных в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах.
  2.  Вызвать эмоциональный отклик к событиям Великой Отечественной войны.
  3.  Создавать условия для развития у детей интереса к процессу и результатам создания стенгазеты о животных – героях войны.
  4.  В специально созданных условиях стимулировать желание детей выполнять коллективную аппликацию (при незначительной организующей помощи взрослого).
  1. Задачи, ориентированные на получение опыта действий

3.1 Формировать готовность детей к совместной деятельности, умение работать в команде.

3.2 Формировать у детей навыки связной речи.

3.3 Формировать у детей двигательные качества.

3.4 Совершенствовать координацию движения рук, зрительно-двигательную координацию в процессе аппликации.

3.5 Продолжать развивать чувство композиции.

3.6 Поощрять проявления творчества.

 

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

- посылка с информационными материалами

- бейджики (символами обозначены должности сотрудников редакции)

Материалы для деятельности детей:

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

 - стенд (магнитная доска) 

 - столы

материалы для преобразования и трансформации:

 - лист ватмана для создания стенгазеты с обозначенными трафаретными рисунками

 - фотоснимки и полосы с буквами для вырезания

материальные средства для деятельности детей:

- книга с текстом произведения А. Митяева «Мешок овсянки»

- иллюстративный материал (сюжетные картинки, иллюстрации)

- ножницы

 - клей-карандаши

Дидактический материал:

 - магнитные карточки-буквы

 - алгоритм издательского цикла

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- демонстрационный модуль

Конструктор совместной деятельности педагога и детей:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Показывает посылку, в которой собраны информационные материалы для создания стенгазеты о животных, помогавших больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации во время войны.

Рассматривают содержимое посылки

Спрашивает знают ли дети, что такое стенгазета и как ее оформлять? Предлагает рассмотреть образец.

Отвечают на вопрос, рассматривают образец

Говорит, что наша группа – это редакция газеты, а дети – сотрудники редакции. Назначает ответственных за разделы стенгазеты, раздает бейджики с символами.

Слушают, прикрепляют бейджики к своей одежде.

Содержательно-деятельностный

Приглашает подойти с стенду «Необычные герои» и рассмотреть сюжетные картинки, изображающие животных – помощников людей на войне; ответить на вопросы

Рассматривают сюжетные картинки, отвечают на вопросы

Предлагает выложить из магнитных карточек-букв слово «помощники»

Выкладывают.

Предлагает занять места на стульчиках и послушать отрывок из рассказа А. Митяева «Мешок овсянки»

Слушают текст.

Спрашивает, как еще животные помогают людям?

Отвечают

Проводит подвижную игру «Поводыри»

Играют в соответствии с правилами

Предлагает достать материалы из коробки и распределить по разделам.

Достают, распределяют (в соответствии с бейджиками)

Достает лист ватмана с трафаретными рисунками и предлагает

оформить стенгазету «Животные – герои войны»

Выполняют оформление стенгазеты

Оценочно-рефлексивный

Предлагает представителям каждого отдела прокомментировать свою работу

Комментируют

Предлагает сравнить с образцом стенгазеты, оценить результат

Сравнивают, высказываются.

Методы и приемы:

  1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

- демонстрация нового объекта

- предъявление требований к выполнению задания

  1. Методы организации и осуществления деятельности:

Словесные:

- объяснения

- обсуждение

- чтение отрывка из рассказа Анатолия Митяева «Мешок овсянки»:

А. Митяев «Мешок овсянки»

     В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.
Ну и находка! обрадовались солдаты. Будет пир горой Кашу сва-рим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.
Эй, братва! крикнул он сиплым, простуженным голосом. Давай мешок сюда! Не клали не берите.
Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.
Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий отдать.
Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный ме-шок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:
Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.
Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.

Готовилось большое наступление.
По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехот-ных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.
Готовился к наступлению и Лукашук с товарищами. Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты.
Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.
Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал. Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.
Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку такие фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться голова. А он не хотел, чтобы голова кружилась, он хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого, в выношенной шине-ли.
Держись, браток! Не робей жить будешь!.. слышал он слова санитара.
Чудилось Лукашуку, что он давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше, вспомнить уже не мог.
В сознание Лукашук снова пришёл, когда его перекладывали из лодочки на носилки, чтобы отнести в большую палатку под соснами: тут, в лесу, военный доктор вытаскивал у раненых пули и осколки.
Лёжа на носилках, Лукашук увидел саночки-лодку, на которых его везли до госпиталя. К саночкам ремёнными постромками были привязаны три собаки. Они лежали в снегу. На шерсти намёрзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной болтушки. От неё валил пар. Санитар воткнул каску в снег постудить собакам вредно горячее. Санитар был худой и рыжий. И тут Лукашук вспом-нил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
Лукашук одними губами улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, про-говорил:
А ты, рыжий, так и не потолстел. Один слопал мешок овсянки, а всё ху-дой.
Санитар тоже улыбнулся и, погладив ближнюю собаку, ответил:
Овсянку-то они съели. Зато довезли тебя в срок. А я тебя сразу узнал. Как увидел в снегу, так и узнал И добавил убеждённо: Жить будешь! Не робей!

 Наглядные: 

- демонстрация сюжетных картинок, изображающие животных – помощников людей на войне.

C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Собаки\9227706.jpg      C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Собаки\img375 (2).jpg

C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Дид. и. Животные\sluzhebnie-sobaki-1 (2).jpg     C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Дид. и. Животные\SWScan00094.bmp-300x217.jpg

C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Дид. и. Животные\wFgCbC3.jpg   C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Дид. и. Животные\sasha-10may1611202120-4 (2).jpg

C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Дид. и. Животные\0_e0597_d1b081d4_orig (2).jpg   C:\Users\acer\Pictures\Мои рисунки\Дид. и. Животные\1425537569_2 (2).jpg

Практические:

- дидактическая словесная игра (выкладывание схемы букв)

«ПОМОЩНИКИ»

Задачи: формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении слова из карточек с буквами, развивать внимание, мышление.

- подвижная игра «Поводыри» 

Задачи: совершенствовать навыки ориентации в пространстве (с закрытыми глазами), развивать умение играть в парах.

- аппликация

  1. Методы контроля и самоконтроля:

- самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом)

- коллективный смотр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект развивающего занятия по конструированию в подготовительной группе «Дворец Зимушки-зимы».

Учить детей создавать постройку, отвечающую определенным требованиям....

Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок»

Цель: развитие умения у детей узнавать знакомые  сказки;  развитие внимания, мышления, креативных способностей детей....

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....

План-конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Красная Шапочка»

Цели:1. Закреплять счет в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством.2. Закреплять практическое умение составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги. Учить аккуратно накле...

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

План-конспект интегрированного занятия "Юные спасатели" для подготовительной группы

План-конспект интегрированного занятия по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста....

План-конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения и дорожных знаков"

Тема : " Путешествие в страну правил дорожного движения и дорожных знаков"Цель : Закрепить знания детей о правилах дорожного даижения;о дорожных знаках; о светофоре и его  сигналах.Зада...