План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_tsarevna-lyagushka_chugunova_t.n.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет (НОД)
по теме «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Возрастная группа: подготовительная
Виды (разновидности) деятельности детей:
- Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение, рассказывание, рассуждение) «ХЭР», «РР»
- Игровая (дидактическая игра с сюжетными картинками);
- Коммуникативная (взаимодействие информационное (собственно коммуникативное как обмен информацией), монолог-повествование) «РР», «СКР»
- Изобразительная (рисование) «ХЭР»
- Двигательная (физкультминутка) «ФР»
Интегрированные виды деятельности:
коммуникативно-познавательная;
литературно-познавательная;
литературно-коммуникативная;
литературно-игровая;
изобразительно-познавательная;
двигательно-игровая.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
- представления о народных волшебных сказках.
- представления о животных, помогающих больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации.
- технические умения в изобразительной деятельности.
Интегрированная форма: художественная выставка
Задания для совместной деятельности детей
Задание (действие и его содержание) | Способ предъявления задания | Способ презентации детьми результатов выполнения задания |
Послушайте «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…» и ответьте на вопросы | Словесный | Устный ответ |
Подойдите к стенду «Мои любимые сказки» и рассмотрите сюжетные картинки, ответьте на вопросы | Словесный с использованием сюжетных картинок | Устный ответ с использованием сюжетных картинок |
Вспомните, какие бывают сказки? (виды сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки) | Словесный | Устный ответ |
Послушайте отрывок из сказки «Царевна-лягушка» и ответьте на вопросы | Словесный | Устный ответ |
Давайте разделимся на две команды при помощи считалки «На златом крыльце сидели…» (два варианта) | Словесный | Формирование двух команд |
Давайте поднимем командный дух при помощи «Разминки» (физкультминутка) | Словесный с демонстрацией движений | Выполнение движений в соответствии с текстом |
Посмотрите на картинки и скажите: кто кому помогает? Одна команда выбирает картинки, где человек помогает животным, а другая, где животные помогают человеку. (дидактическая игра «Кто помощник?») | Словесный с использованием сюжетных картинок | Устный ответ с использованием сюжетных картинок |
Нарисуйте «помощников Ивана-царевича» | Словесный | Выполнение рисунков |
Прокомментируйте свои работы | Словесный | Рассказ с демонстрацией работ |
Объясните выражение: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» | Словесный | Устный ответ |
Образовательные задачи:
- Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта (ЗНАНИЯ, представления)
- Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о животных, помогающих больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации, расширить границы познания мира
- Продолжать формировать представления детей о народных сказках, их видах.
- Обогащать представления детей о сказке, как источнике народного культурного наследия.
- Задачи, на получение эмоционального опыта (интерес, эмоционально положительное отношение)
- Осознание детьми ценностного отношения к животным, помогающим больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации через идентификацию себя с героями произведений художественной литературы и малых фольклорных форм.
- Создавать условия для развития у детей интереса к процессу и результатам рисования, закреплять умение создавать сюжетные изображения по мотивам народных сказок.
- Задачи, ориентированные на получение опыта действий
- Формировать у детей умение видеть и формулировать причинно-следственные связи.
- Формировать у детей навыки связной речи.
- Формировать у детей двигательные качества.
- Совершенствовать координацию движения рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования.
- Поощрять проявления творчества.
Материалы и оборудование.
- Стимульный материал:
- приглашение к участию – «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
- Материалы для деятельности детей:
- столы
- материалы для рисования – листы белой бумаги, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки
- Дидактический материал:
- серия сюжетных картинок «Сказки»
- Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- стенд (магнитная доска)
Конструктор совместной деятельности педагога и детей:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | 1. Читает «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Задает вопросы о впечатлениях детей от этих слов. 2. Предлагает подойти к стенду «Мои любимые сказки» и определить, герои каких сказок там изображены. 3. Проводит мини-беседу «Какие бывают сказки» | Слушают, отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации на стенде, называют сказки Участвуют, отвечают на вопросы. |
Содержательно-деятельностный | 1. Предлагает занять места на стульчиках и послушать отрывок из сказки «Царевна-лягушка», задает вопросы по содержанию. 2. Делит детей на команды при помощи считалки «На златом крыльце сидели…» 3. Проводит физкультминутку «Разминка» 4. Проводит дидактическую игру «Кто помощник?»: одна команда выбирает картинки, где человек помогает животным, а другая, где животные помогают человеку. 5. Предлагает нарисовать «помощников Ивана-царевича» | Слушают текст. Выполняют движения Играют Рисуют |
Оценочно-рефлексивный | 1. Выставка работ 2. Рефлексия «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» | Комментируют работы Обсуждают |
Методы и приемы:
- Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
- «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына.
- Методы организации и осуществления деятельности:
- словесные:
- мини-беседа «Какие бывают сказки». Вопросы для беседы:
1) Загадки:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
Дружно звери в доме жили
Только было невдомек,
Мишку зря они пустили —
Развалился (Теремок)...
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три стола там и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадали, без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
2) Иллюстрации к каким русским народным сказкам вы видите на стенде?
3) Какие бывают сказки?
(Русские народные сказки бывают 3-х видов:
сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля»),
бытовые сказки («Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Каша из топора»),
волшебные сказки («Финист— ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая»).)
4) Ваши любимые сказки?
5) Что нравится в сказках?
- чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка»
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:
- Не бей меня, Иван-царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.
Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошел дальше. Глядь, летит над ним" селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:
- Не бей меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь.
Он пожалел селезня и пошел дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:
- Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь!
Пожалел он зайца, пошел дальше. Подходит к синему морю и видит - на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:
- Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!
Он бросил щуку в море, пошел дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом. Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич вошел в нее и видит - на печи, на девятом кирпиче, лежит бага-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.
- Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? - говорит ему баба-яга. - Дело пытаешь или от дела пытаешь? Иван-царевич ей отвечает:
- Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Прекрасную.
- Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережёт.
Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море...
Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Прекрасная, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Прекрасной воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.
- считалка «На златом крыльце сидели…»
Два разных варианта:
1) Старый:
На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!
2) Новый:
На златом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утенка
Выходи, ты будешь Понка!
- наглядные:
- стенд «Мои любимые русские народные сказки»
Представлены иллюстрации к сказкам:
- Курочка Ряба
- Репка
- Колобок
- Заюшкина избушка
- Теремок
- Волк и семеро козлят
- сюжетные картинки
- практические:
- дидактическая игра «Кто помощник?»
Цель: формировать умение классифицировать проблемные ситуации, отраженные в произведениях художественной литературы, устного народного творчества, доступных пониманию детей и связанных с отношениями между людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации и животными, помогающими людям. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Ход игры: Дети делятся на две команды, одна команда выбирает картинки, где человек помогает животным, а другая, где животные помогают человеку.
Выигрывает та команда, которая соберет больше правильных карточек.
- физкультминутка «Разминка»:
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы на коврик сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела.
- рисование - создание иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка» («Помощники Ивана-царевича»)
- Методы контроля и самоконтроля:
- художественная выставка работ
- рефлексия деятельности «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья» Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе: Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»
Заняти е по сказке "Царевна лягушка"...
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
О.С.Ушакова...
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
О.С.Ушакова...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки "Царевна - Лягушка"
Одной из важнейших задач по развитию речи в подготовительной группе является формирование навыка пересказа текста у детей. Русские народные сказки идеально подходят для данного вида работы, так как де...