Чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка "Серая шейка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

шаяхметова марина александровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.10_litra.docx22.18 КБ
Файл litra_06.09.docx17.5 КБ
Файл litra_15.11.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в разновозрастной(средней-старшей)группе по чтению художественной литературе на тему: Чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"

Дата:04.10.2017            воспитатель:Шаяхметова М.А.

Задачи: Познакомитьдетей с авторской сказкой, творчеством русского писателя Д.Мамина-Сибиряка. Продолжать развивать интерес к слушанию литературных произведений. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы; обратить внимание на то, как в жанре сказки писатель описывает осенний сбор и отлет разных птиц. На примере героев сказки прививать чуткое и заботливое отношение к пернатым друзьям

Материалы:книга со сказкой Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»,картина с изображениями перелетных птиц на фоне осеннего пейзажа.

Ход НОД

-Дети,разгадайте загадку,которую я вам приготовила.

Птицы стаями летят.

Грустно,дождь и листопад.

Ветер тучи носит,

Потому что это…(осень)

-Правильно,это осень.Какой важный признак осени изображен на этой картине?(птицы улетают на юг,в теплые края)

-Как называют птиц,которые улетают в теплые края?(перелетные птицы)

-Как называют птиц,которые остаются у ная на зиму?(зимующие птицы)

-Расскажите,как эти птицы готовятся к зиме.Что они делают для того чтобы им не погибнуть от холода?(птицы,которые остаются зимовать,перелетают из леса поближе к людям,они ведь знают,что люди делают для них кормушки и в городе можно найти место,чтобы спрятаться от холода.А другие птицы-синицы,снегири-переселяются в те места,где зима не такая холодная)

-Перелетные птицы готовятся к отлету.Знаете ли вы,что птицы для отлета собираются в разные группы и летят по-разному?(да.птицы собираются для отлета в стаи и летят на юг шеренгами.косяками,клином)

-А сейчас мы поиграем.сначала представим,что мы-стайка утят и будем перед полетом на юг тренироваться летать.

Проводится игра «Перелет птиц»

Дети стоят врассыпную на ковре-это «стая птиц».По сигналу водящего «Полетели!» «птицы разлетаются»-разбегаются.помахивая  «крыльями».По сигналу «Буря»-дети бегут к  «деревьям»-стульям,пуфикам,диванам-и садятся на них.Когда водящий говорит,что «буря прошла» «птицы» спокойно «спускаются с деревьев» и  продолжают «летать».

Игра повторяется 2-3 раза.

-Хорошо потренировались,а сейчас усаживайтесь поудобнее.(берет книгу).Дети совсем недавно мы  прочитали с вами эту книгу.Как она называется?(серая шейка)

-А что это?Сказка?Рассказ?Стихи?(это сказка)

-А кто сочинил  эту сказку(сказку сочинил Мамин-Сибиряк)

-Полное имя писателя-Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.Он автор сказки «Серая Шейка».Поэтому сказка называется авторской.О ком эта сказка?(сказка о маленькой уточке.Серой Шейке)

-А еще сказка о том,как птицы осенью готовятся к отлету в теплые края.Вспомните,пожалуйста,как сказка начинается(читает) «Первый осенний холод,от которого пожелтела трава,привел всех птиц в большую тревогу.Все начали готвится в далекий путь,и все имели такой серьезный,озабоченный вид.Да,нелегко перелетать пространство в несколько тысяч верст.Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил,сколько погибнут от разных случайностей,-вообще было о чем серьезно подумать.

Серьезная большая птица,как лебеди,гуси и утки,собирались в дорогу  с важным видом,осознанвая всю трудность предстоящего подвига;а более всех шумели,суетились и хлопотали маленькие птички,как кулички-песочники,кулички-плавунчики,чернозобики,черныши,зуйки.Они давно уже собирались стайками и переносились с одного берега  на другой по отмелям и болотам с такой быстротой.точно кто бросил горсть гороху.У маленьких птичек была такая большая работа».

Все птицы,кроме утки-селезня,серьезно готовились к будущему отлету.О  ком и почему беспокоилась старая утка?(о своей дочери,которую звали Серая Шейка.Потому что у нее было сломано крылышко)

- «Серой Шейкой они называли  свою дочь-калеку,у которй было переломано крыло еще весной,когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка.Старая утка смело бросиласт на врага и отбила утенка,но одно крылошко оказалось сломанным.

-Даже и подумать страшно,как мы покинем здесь Серую Шейку одну,-повторяла утка со слезами.-Все улетят,а она останется одна-одинешенька.Да,сосвсем одна.Мы улетим на юг, втепло,а она,бедняжка,здесь будет мерзнуть…»

Серая Шейка не могла лететь вместе со всеми в теплые края и должна была остаться одна.Но почему ее это не пугало,и она даже успокаивала свою маму,старую утку.(она не знала что ее ждет,поэтому с любопытством наблюдала,как готовятся к отлету другие птицы)

- «Бедняжка еще не знала,что такое  разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка.Правда.ей иногда делалось завидно,что ее братья  и сестры так весело собираются к отлету,что они будут опять где то там,далеко-далеко,где не бывает зимы.

-Ведь вы весной вернетесь?-спрашивала Серая Шейка у матери.

-Да,да,вернемся,моя дорогая.И опять будем все вместе жить.

Наступил и роковой день.Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке.Это было ранним осеннем уторм,когда вода еще была покрыта густым туманом.Утиный косяк сбился из трехсот штук.Слышно было только карканье главных вожаков.

-Ну,ьрогай!-громко скомандовал главный вожак,и стая поднялась разом вверх.

Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетающий косяк.Сначала все летели одной живой кучей,а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись.

«Неужели я совсем одна?-думала Серая Шейка,заливаясь слезами-лучше бы было,если бы тогда меня сьела Лиса»

-С кем познакомилась Серая Шейка в лесу,когда забрела туда от скуки?(с зайцем,которому и рассказала,почему вместе со своими не улетела в теплые края)

-А как заяц относился к лисе?(Он ее очень сильно боялся и спасался бегством)

- «-Уж эта мне Лиса!Нет хуже зверя.Она и до меня давно добирается.Ты берегись ее,особенно когда река покроется льдом.Как раз сцапает.

Они познакомились.Заяц был такой же беззащитный,как и Серая Шейка,и спасал свою жизнь бегством».

-Вспомните,ребята,что дальше произошло с нашей маленькой уточкой,когда замерзла почти вся река и Серая Шейка плавала только посередине,в полынье.(Серая Шейка встретилась с лисой,которая сломала ей весной крылошко)

-«-А старая знакомая,здравствуй!-ласково проговаривала Лиса,останавливаясь на берегу.-Давненько не виделись.Поздравляю с зимой.

-Уходи,пожалуйста,я не хочу с тобою разговаривать,-ответила Серая Шейка.

-Это за мою то ласку!Хороша жеты,нечего сказать!А впрочем,про меня много лишнего говорят.Сами наделают что-нибудь,а потм на меня то и свалят.Пока-до свидания!

Когда лиса убралась,приковылял заяц и сказал:

-Берегись,Серая Шейка:она опять придет»

И лиса действительно пришла,но почему она не смогла добраться до уточки?(лед был еще тонкий,и лиса не смогла подойти к воде,но обещала вернуться.

-Что делала уточка,когда лиса пыталась к ней приблизиться?(ныряла в воду,пыталась укряться,спрятаться)

-Не удалось лисе поймать уточку.Кто спас Серую Шейку,когда вода в реке почти замерзла?(спас уточку старичок,он пришел в лес поохотиться на зайцев,но они все разбежались)
-Как вы думаете,смогла бы спастись от лисы и выжить в холодную студеную зиму Серая Шейка?(нет,но старичок был добрый и спас ее)

-«Старичок подумал-подумал.покачал головой и решил:

-А мы вот что стобою сделаем,я тебя внукам унесу.Вот-то обрадуются.А весной ты старухе яичек вынесешь да утяток выведешь.Так я говорю?Вот то то глупая.

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.

-А старухе я ничего не скажу,-соображал он,направляясь домой.-Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу.главное:внучки вот как обрадуются»

-Дети,как вы думаете,весной Серая Шейка будет летать?(да,потому что старичок и его внуки вылечат крылошко Серой Шейки и она будет летать)

-Я тоже так думаю и надеюсь,что весной она встретит свою семью и присоединится к ней.А мы с вами давайте поиграем.

Проводится игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц.Встают в круг,в центре- «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» водят хоровод.

Во лесу,в лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Ах,птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет.

Птицы улетайте!

«Птицелов»хлопает в ладоши и начинает искать «птиц».Кого поймал,кричит,подражая птице,которую выбрал перед началом игры.Водящий должен назвать имя игрока и отгадать птицу,которую тот изображал.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в разновозрастной  (средней-старшей) группе по чтению художественной литературы на тему «Знакомство с малями формами фольклора:колыбельные песенки,потешки,пестушки».

Дата:06.09.2017                                                     Воспитатель:Шаяхметова М.А.

Задачи: Развивать интерес детей к малым формам русского фольклора-колыбельным песенкам, пестушкам, потешкам. Воспитывать чувства патриотизма через приобщение дошкольников к устному народному творчеству. Развивать память, заучивая колыбельные песенки, потешки, пестушки наизусть. Учить выразительно читать произведения устного народного творчества, различать разновидности народных песенок. Воспитывать желание исполнять народные песенки на детских фольклорных праздниках.

Материалы:кукла,подборка народных песенок,скамеечка,детали русского  народного костюма(платочки или ленточки-девочкам,кепки-мальчикам),корзинка с клубочками ниток,макет прялки,вышитые рушники,самовар;листы бумаги с набросками мнемодорожек(из пяти квадратов),простые карандаши-по количеству детей.

Ход НОД

Воспитатель приглашает нарядных детей в групповую комнату,которая оформлена в стиле русской избы,и предлагает удобно расположиться на скамеечках.

-Дети,посмотрите вокруг.Куда мы свами попали?(В музей «Русская изба»)

-В давние-давние времена так выглядели жилища наших предков-тех,кто жил до нас,до наших родителей.В те далекие времена и одевались люди по другому:девушки носили сарафаны и кокошники,юноши-вышитые рубашки-кософоротки,фуражки.Мужчины и женщины много трудились в поле,а в свободное время на посиделках рассказывали сказки,пели народные песни.Мы сегодня поближе познакомимся с народными песенками для детей.Это колыбельные песенки,потешки,пестушки.

Воспитатель берет в руки куклу и начинает ее укачивать,напевая колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю,

Баю Танечку мою.

Буду я качать,

Буду Таню величать.

Моя Танюшка уснет,

Да угомон ее возьмет.

Баю-баиньки-баю,

Раскрасавицу мою.

-Дети,сейчас я вам пела колыбельную песенку.Скажите,кому в  какое время пели колыбельные песни?(колыбельные песенки пели для детей,когда их укладывали спать)

-А кто обычно напевал такие песенки маленьким детям(мамы и бабушки)

-Правильно,в старину мамы,бабушки и няни укладывали спать малышей в кроватки-колыбельки,которые можно было качать.при этом ребенку тихо напевали песенку,которую так и называли-колыбельная.Кому из вас мама перед  сном напевала раньше или напевает сейчас колыбельную песенку?

Дети высказываются

-Дети,давайте встанем в кружок и представим,что у нас на руках малыши,которые хотят,но никак не могут уснуть.Давайте их покачаем и споем.

Дети встают в круг и выполняют имитирующие движения.Воспитатель начинает напевать колыбельную песенку,дети подпевают.

-Молодцы!проснулся малыш,устал от неподвижности и пеленок-мама распеленовывала его и  уже  напевала или приговаривала нараспев другую песенку-пестушку.пестовать-значит ухаживать.Мама поглаживала своего ребенка вдоль тельца и приговаривала разные пестушки.Вот послушайте.

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хвастунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

-Малыш не плакал,радовался,что мама с ним,у него было хорошее настороение.Давайте поиграем:вы будете моими малышами.Повторяйте движения за мною.

Педагог начинает нараспев читать текст песенки-пестушки и выполняет соответствующие движения(потягивается,встает на носочки,вытянув руки вверх,топает ногами,выполняет хватательные движения руками),а дети повторяют движения за взрослым.По желанию детей игру можно повторить.

-Когда малыш взбадрится,подвигается,мама предлагает ему умыться и покушать.

Ты мне ручки подай

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка найдем!

Это-ложка,

Это-чашка.

В чашке-гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

-Эти песенки-потешки(от слова «потешить»,развеселить)помогали маме поддерживать у ребенка хорошее настороение.Предлагаю вам  руками «рассказать» любую из этих двух потешек.

Воспитатель читает потешку,а дети стараются руками показать.о чем в ней говорится.Воспитель хвалит детей за выразительные движения,затем приглашает к столам,где приготовлены листы бумаги с набросками мнемодорожек и простые карандаши.

-Дети,предлагаю вам слова потешки про гречневую  кашку закодировать,то есть спрятать в рисунки.

Дети рассаживаются за столы.Воспитатель напоминает им текст потешки и правило:каждая строчка потешки прячется в одном рисунке одного квадрата.Например:в первом квадрате дети рисуют ложку,во вторм чашку,в третьем-чашку,наполненную кашей,в четвертом-ложку над чашкой с кашей,в пятом-пустую чашку.

После того как дети заполняют мнемодорожки,воспитатель просит их хором восстановить текст по рисункам.

Итог:Дети.колыбельных песенок,потешек,пестушек было придумано много,потому что маленьких детей очень любили и старались их больше радовать.Попросите вечером дома  своих мам спеть вам на ночь колыбельную песенку,а вы им расскажите потешку,которую мы с вами закодировали(спрятали) в рисунке.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в разновозрастной (средней-старшей)группе по чтению художественной литературы на тему «Знакомство с малыми формами фольклора:прибаутки»

Дата :15.11.2017                  Воспитатель : Шаяхметова М.А.

Задачи: Продолжать знакомить детей с особенностями малых фольклорных форм, показать их назначение и отличия от других литературных произведений. Формировать выразительность, точность речи. Развивать речевую активность детей. Способствовать устойчивому эмоционально положительному самочувствию и активности каждого ребенка. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважение к памяти предков.

Материалы:русский народный костым для воспитателя,иллюстрации Ю.Васнецова,детские книжки из серии «Для самых маленьких»,простые карандаши и альбомные листы с нанесенными на них таблицами.

Ход НОД

Воспитатель в русском народном костюме  приглашает детей в группу,часть интерьера которого оформлена в стиле русской избы.

-Проходите,дети дорогие,в мою горницу,рассаживайтесь по лавкам.Давайте поговорим о том,как жили наши далекие предки и что нам в дар оставили.

Дети проходят в группу,рассаживаются на скамейки.

-Кто из вас,ребята,знает, что означает слово «фольклор»?(фольклор-это творчество народа,которое передавалось из одного поколения к другому)

-А как передавалось?Книжки писали?(Нет,бабушки рассказывали и пели своим внукам,а они,когда вырастали,передавали своим детям)

-Кроме сказок,что еще сочиняли в народе?(колыбельные песенки,загадки,пословицы,считалки,скороговорки,пестушки)

-Сегодня я познакомлю вас с народными прибаутками и расскажу,чем прибаутка отличается от знакомых вам потешек-игровых песенок для малышей.Встаньте в круг и приготовьте свои руки для игры с пальчиками.Эта игра  вам знакома с самого раннего детства,мы в нее поиграем и вспомним время,когда вы были малышами.

Проводится игра.

Пальчик,пальчик,где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

-Потешки придумывали для того,чтобы развеселить,потешить маленьких детей,ведь слово «потешка» означает потешить,радовать.А еще потешка учила малыша понимать речь мамы или бабушки и вместе с ними играть,выполняя несложные движения.

Ножки,ножки,где вы были?

За грибами в лес ходили.

А вы,ручки,помогали?

Мы грибочки собирали.

А вы,глазки,помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Вот и Настенька с грибком,

С подосиновичком.

Воспитатель предлагает детям всем вместе,свободно обыгрывая,рассказать эту потешку.По окончании  игровых действий дети рассаживаются на скамеечки.

-В старину любили прибаутки.Прибаутка-короткий смешной рассказ в стихах.В прибаутке рассказывается смешная короткая история,от которой ребенку становилось весело.И конечно же,ее легко было выучить.Послушайте веселую прибаутку.

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька-

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка-молода

Поехала по дрова,

Запепилась за пенек,

Простояла весь денек.

Воспитатель предлагает всем вместе ритмично повторить текст прибаутки,отмечая конец строки хлопками.

-Для вас у меня приготовлена еще одна прибаутка,послушайте ее.

Гречку мыли,гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго-

Испугалась волка,

Заблудилась,слезы градом,

А колодец-рядом.

Воспитатель  предлагает детям встать в круг и еще раз послушать прибаутку,но при этом не только слушать слова,но и обыгрывать их с помощью мимики и жестов.

-А теперь вам предлагаю поиграть:я буду читать прибаутку,а вы будете показывать то,о чем я буду говорить.Сначала мы выберем кота,который встанет в центр круга.

Дети выбирают «кота» и начинают водить хоровод,а взрослый произносит текст прибаутки.

Мыши водят  хоровод,

На лежанке дремлет кот.

-Тише,мыши не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот-

Разобьет хоровод.

На последние слова «кот» пытается выбежать из хоровода,разбив его.Если «коту» удается выбежать из круга,то на его место встает другой ребенок.

Игра повторяется 2-3 раза.

-Те из вас,у кого есть младший братик или сестренка,могут поиграть с ними так,как мы сегодня играли.Малыши,играя,быстро выучат слова веселых потешек и прибауток.А теперь предлагаю вам закодировать текст прибаутки простыми рисунками.

Дети заполняют пиктограммами таблицу.При необходимости воспитатель помогает им.

Итог:По оканчании продуктивной творческой работы выполненные детьми мнемотаблицы размещают на стенде «Наше творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы в средней группе Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Познавательная: Формирование целостной картины мира.Речевая: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе беседы, прочитанного....

Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему " Чтение сказки К. Чуковского " Мой Додыр"

Конспект занятия Чтение художественной литературы Тема:"Чтение сказки К. Чуковского "Мойдодыр"Воспитатель: Соловьева Людмила АлександровнаЦель: Познакомить детей со сказкой К...

Конспект занятия по чтению "Чтение сказки А.И.Дементьева «Песня».

Цель: Познакомить  детей старшего дошкольного возраста с  произведением уральского автора Анатолия Ивановича Дементьева «Песня»....

Конспект занятия в старшей группе по разделу «Чтение художественной литературы» на тему: «Профессии» Чтение сказки Абрамцевой Н. К. «Правдивая история о садовнике

Цель: Формирование первичных представлений о людях разных профессий, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Задачи:Обучающие:- Формировать представления детей о профессиях;- Пр...