Конспект занятия по чтению "Чтение сказки А.И.Дементьева «Песня».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с произведением уральского автора Анатолия Ивановича Дементьева «Песня».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»
(чтение художественной литературы)
в старшей группе
«Чтение сказки А.И. Дементьева «Песня»
Цель; Познакомить детей с произведением уральского автора Анатолия Ивановича Дементьева «Песня».
Задачи:
- Образовательные: Учить слушать сказки, эмоционально воспринимать; понимать содержание произведения.
- Развивающие: Развивать умение давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
- Воспитательные: Воспитывать на примере литературных персонажей терпеливость, упорство, преодоление трудностей.
- Речевые:
- Связная речь: развивать монологическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
- Словарь: земляк, пословица «Терпение и труд все перетрут».
- Грамматика: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
- Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчётливое произношение звуков.
Ожидаемый результат: Пробудить интерес у детей к произведениям уральского автора А.И.Дементьева.
Методы: Чтение воспитателем произведения по книге.
Приёмы:
- Словесные: краткий рассказ о писателе; выразительное чтение произведения воспитателем; объяснение незнакомых слов; беседа о прочитанном;
- Наглядные: Показ иллюстраций; прослушивание аудиозаписей.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписей пения птиц, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, перечисленных в тексте, чтение произведений о птицах, просмотр видеофильмов о птицах, наблюдение за птицами на прогулке.
Оборудование: картинки с изображением птиц, аудиозапись пения соловья, слайд и с изображением скворца и аудиозаписью его пения; портрет писателя А.И.Дементьева; книга А.И.Дементьева, ноутбук.
Ход деятельности
Мотивация к деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, каких птиц вы видите? (Картинки с изображением птиц разложены в игровой зоне.)
Ожидаемые ответы детей: Это синица, соловей, сорока.
Воспитатель: Прислушайтесь! (прослушивание аудиозаписи пения соловья) Интересно, кто из этих птиц так красиво поет?
Ожидаемые ответы детей: Это поет соловей.
Воспитатель: Правильно. А я знаю, о чем поет соловей. Он приглашает вас послушать сказку, которая называется «Песня». Занимайте свои места, давайте знакомиться с автором сказки.
1 часть
Воспитатель: Сочинил сказку «Песня» Анатолий Иванович Дементьев. (Показ портрета.) А.И.Дементьев родился и вырос в г. Троицке Челябинской области. Сейчас живет и работает в г. Челябинске. Это наш с вами земляк. Земляк – это человек, который родился с нами в одной местности. Вы родились в Челябинской области и он тоже. Итак, слушаем сказку, которую написал наш земляк.
ПЕСНЯ. (Сказка)
- Весёлую птицу скворца ты, конечно, знаешь?
- Знаю, - сказала Катюша. - Он по утрам сидит на своём домике, греется на солнышке и насвистывает.
- Вот-вот, он самый. Его все знают и любят. А заслужил скворец такую любовь тем, что издавна помогает человеку бороться с вредными насекомыми в садах и огородах. Прилетел скворец – значит, весна пожаловала. Люди так и говорят: скворец на своих крыльях весну приносит. Ну, а вот тот, кто всё примечает, давно заметил: хорошо поёт скворец, только песня у него какая-то странная. Тебе так не показалось?
- Показалось, - с готовностью согласилась внучка. - А почему песня у скворца странная?
- Про то и будет сказка. Вот послушай.
... Собрались однажды все птицы и стали спорить: у кого песня самая лучшая.
- Я пою лучше всех, я, - щебечет бойкая Синица.
- Нет, я, - сердится Пеночка, - это все-все знают.
- Лучше всех пою я, - пищит Королёк, а самого едва слышно.
- Самая хорошая песня моя, - кричит Воробей.
- А вы меня послушайте, - трещит Сорока. - У меня же самый музыкальный голос.
- Вот нахалка, - крикнула Ворона. - А у меня разве не музыкальный?
Все шумят, друг друга перекричать стараются. Только Соловей да Скворец молчат. Долго спорили птицы, потом решили: выбрать судью. Пусть он всех послушает и скажет, кто лучше поёт. В судьи выбрали Сову.
- Ты, Сова, большая голова, самая мудрая. Ты не поёшь, вот и послушай всех да рассуди по справедливости.
- Будь по-вашему, - согласилась Сова. - Начинайте.
Первой Синица пела. Взлетела на сухую ветку, чтобы её лучше видели, поклонилась Сове и начала:
- Пинь-пинь-дзинь. Пинь-пинь-дзинь-дзинь-дзинь.
Пропела песенку до конца, спрашивает:
- Хорошо?
Молчит Сова. Пеночка свою песенку запела: нежную, грустную. Кончила петь, спрашивает Сову:
- Понравилось?
Молчит Сова.
Тут воробей вперед выскочил, крылышками затрепетал, закружился, зачирикал:
- Чик-чирик. Чик-чирик, - вот и вся песня.
Засмеялись птицы над Воробьем:
- Ох, уморил! Эх ты, певец! Молчал бы лучше.
Щегол спел очень красивую песенку, а за ним Королёк, потом Чижик, Зяблик, Малиновка, Горихвостка. Хорошо они пели, один лучше другого. А Сова глаза закрыла и всё молчит. Никого не хвалит, но и не осуждает.
Последним Соловей пел. Засвистал, защёлкал, рассыпался трелями. Кончит одну песню и тут же другую заводит, ещё лучше. Уж так хорошо пел Соловей, что все птицы примолкли и невольно заслушались. Когда он в последний раз пустил звонкую трель и умолк, тихо-тихо стало. Бедный Соловей смутился: "Наверное, я хуже всех пел". И только он так подумал, отовсюду закричали птицы:
- Ай да Соловей!
- Вот это молодец!
- Спасибо, братец, за красивую песню.
Тут и Сова зашевелилась. Открыла большие круглые глаза, оглядела птиц, спросила;
- Все пели?
- Все, все!
- Много среди вас славных певцов, но лучше всех пел Соловей.
Так говорила Сова и вдруг увидела Скворца.
- А ты, братец, почему не пел?
Бедный Скворец не знал, что сказать и куда спрятаться от смущения.
- Я не умею, - наконец признался он.
- Быть не может, чтобы такая птица, как ты, петь не умела. Вон Сорока и та показала, на что способна. А ну-ка, попробуй.
- Не могу, - отказывается Скворец, - честное слово, не могу.
Но Сова судья строгая, знать ничего не желает: пой, да и всё тут.
Нечего делать, пришлось Скворцу петь. Перелетел он на ту же сухую ветку, на которой Синица пела. Сел поудобнее, крылышками замахал, шейку вытянул, клюв раскрыл, а из горла полилось какое-то шипенье и бульканье. Не получилось песни у Скворца, он и в самом деле петь не умел.
- Правда твоя, - сказала Сова,- не можешь петь. Но это не беда. Учиться надо. Вон сколько перед тобой знатных певцов сидит. Чем они лучше? Не робей, братец, учись, будешь и ты петь. Уж я знаю, что говорю.
И стал Скворец учиться. Поначалу трудно давалось ученье, но Скворец духом не падал.
Услышит Щегла - подражает ему, Чижик запоёт - и он так же попробует. Синица песенкой зальётся - он и по-синичьему начнет. Вот так постепенно и выучился. Не зря говорят: терпение и труд всё перетрут.
Но Скворец мало в лесу бывает, он больше любит около человека жить, в садах, да на огородах, среди лугов да полей, где много вредных гусениц и червей. Услышит в поле Жаворонка - из его песни что-нибудь запомнит, кошка в деревне замяукает – Скворец и мяуканье в свою песенку вплетёт. Проедет по дороге телега, заскрипит немазаным колесом - Скворец и этот звук подхватит.
Вот так и получилась у Скворца удивительная песенка: задорная, веселая, звонкая, каждому послушать любо. (Прослушивание песни скворца, просмотр слайда.)
Физминутка «Птички»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели,
(дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)
2 часть
Воспитатель: Ребята, как называется сказка, которую вы слушали?
Ожидаемые ответы детей: Сказка называется «Песня».
Воспитатель: Почему это произведение - сказка?
Ожидаемые ответы детей: Это - сказка, потому что эта история придумана. Это – сказка, потому что на самом деле птицы не разговаривают, как люди и не могут спорить из-за того, кто лучше поёт. На самом деле птицы не могли позвать сову, чтобы она рассудила, кто поёт лучше.
Воспитатель: Кто из птиц вам нравится и почему?
Воспитатель: А Скорец вам нравится? Почему?
Ожидаемые ответы детей: Мне нравится скворец, потому что он приносит пользу людям - уничтожает вредных насекомых в садах и огородах и у него весёлая песенка.
Воспитатель: Как Скворец научился петь весёлую песенку?
Ожидаемые ответы детей: Скворец стал повторять звуки песен за другими птицами, даже за кошкой, за телегой.
Воспитатель: Трудно ему было учиться?
Ожидаемые ответы детей: Да!
Воспитатель: Скворцу было трудно учиться петь, но почему же, он смог научиться петь веселую, задорную, звонкую песенку?
Ожидаемые ответы детей: Скворец был терпеливым и трудолюбивым.
Воспитатель: Не зря говорят: «Терпение и труд все перетрут»! Терпение и труд помогут преодолеть любые трудности. Если ты хочешь чему-то научиться и не получается сразу, то нужно не унывать, а пробовать много раз снова и снова, и тогда всё получится.
Рефлексия (итог занятия)
Воспитатель: Кто написал сказку «Песня»?
Ожидаемые ответы детей: Сказку песня написал Анатолий Иванович Дементьев.
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?
Ожидаемые ответы детей: Эта сказка учит нас быть терпеливыми и трудолюбивыми.
Воспитатель: Верно! Терпение и труд – всё перетрут!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия : Тема «Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»
Непосредственно образовательная деятельность с использованием интерактивной доски...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема «Тихая песня»
Конспект занятия в первой младшей группеТема «Тихая песня» Цель: познакомить детей с новой колыбельной песней; отработать произношение звуков «Г»; воспитывать доброе, чуткое отношение друг ...
Конспект занятия в средней группе "Спасите мелодии Феи Песни"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Спасите мелодии Феи – Песни» разработан для средней группы (дети от 4 до 5 ле...
Конспект занятий по слушанию музыки в старше группе песни "Воробышек" Птичкина.
1-е занятие.Сегодня мы послушаем песню, а о чем в ней поется, вы сами догадаетесь, если отгадаете интересную загадку.Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Подбирает быстро крошкиИ спаса...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Цель: Развивать связанную, образную, выразительную речь;Активизирование, уточнение, обогащение словаря;Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и в...
Конспект занятия "Путешествие по сказкам" по проекту кукольного театра "Сказка всегда рядом"
Загадки - отгадки....
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Песня колокольчика»
МКДОУ Воскресенский детский сад №2 «Семицветик» Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Песня колокольчика»...