Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказками А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка о рыбаке и рыбке.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности.
Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке».
Программные задачи:
- учить понимать и оценивать характер главных героев;
- продолжать учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- углублять представления о пословицах и поговорках;
- продолжать расширять словарный запас детей подбором прилагательных к существительному;
- формировать представления о доброте;
- воспитывать отрицательное отношение к жадности (жадность людей справедливо наказывается); умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Активизация словаря: взмолится, откуп, чупрун, кликать, невод.
Материал: иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» (презентация); книга со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; куклы бибабо к спектаклю (бабка, дед).
Предварительная работа: заучивание поговорок о жадности; чтение рассказов В. Осеевой «Три товарища», «Сторож», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко»; рассказывание русских народных сказок «Два жадных медвежонка», «Каша из топора»; А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»; чтение стихотворения Я. Акима «Жадина», Е. Благинина «Подарок»; дидактическая игра «Что было до...»; беседа об А. С. Пушкине; беседа о море.
Ход занятия.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Дети, я передаю вам свою доброту, и она идёт от меня к Полине, а от Полины к Даниле и т. д., наконец возвращается ко мне, я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет. А теперь сядем на стульчики.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки. Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина? Чем отличаются сказки Пушкина от других сказок? (написаны в стихотворной форме). Сегодня я предлагаю вам послушать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В сказке вам встретятся незнакомые слова: взмолится - попросит; откуп - подарок; чупрун - чуб, чёлка; кликать - звать.
Чтение сказки. После чтения сказки воспитатель проводит беседу.
- Какие герои живут в этой сказке? Кто из героев вам понравился больше? Почему?
- Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику. (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)
- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
- Как вы думаете, почему в конце сказки золотая рыбка выслушала старика и уплыла, ничего не сказав ему? (Зачитывание эпизода сказки).
- Какая была старуха в сказке? (Жадная, скупая, злая, завистливая, вредная, сварливая, ворчливая). Объясните, как вы это поняли?
- Каким вам показался старик? Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный). Объясните, как вы это поняли?
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)
Физкультминутка.
- Дети, а понравилось ли вам море в сказке? Давайте представим, что мы с вами стали волнами на этом море. Слушайте музыку и изображайте волны, море.
- Дети, мы как будто побывали на море сейчас. Какое было наше море?
- А давайте посмотрим, каким было море в сказке, когда старик пришёл с первой просьбой (показ иллюстраций)?
Вот пришёл он к синему морю,
Видит - море слегка разыгралось...
- А какое сейчас море?
Пошёл старик к синему морю...
(не спокойно синее море.)
- А вот старик пришёл со своей последней просьбой, какое море сейчас?
Вот идёт он к синему морю.
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
- Что вы заметили? Почему оно менялось, когда приходил старик с очередной просьбой?
Звучит шум моря. Появляется дед (игрушка бибабо). Воспитатель: Дети, кто это идёт? (ответы детей)
Дед: Опять бабка меня к морю заставила идти. Ей всё хочется больше и больше подарков от золотой рыбки. Но таких людей как моя старуха на земле мало, а больше, каких людей? (добрых) Про доброту писали песни, слагали былины, загадывали загадки, писали пословицы и поговорки. А вы, дети, знаете пословицы о доброте? («Доброму бог помогает»; «Доброе дело и в воде не тонет»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Добрый человек в добре проживёт век»; «Доброго держись, а от худого удались»)
Появляется бабка приговаривая.
Бабка: Я хорошая, добрая, а рыбка желания мои не хочет выполнять.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, бабка, правда, добрая, хорошая? (ответы детей)
Дед: А вы знаете пословицы о таких людях как моя бабка? («Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»; «Жадность - что река: чем дальше, тем шире»; «Кто малым не доволен, тот большего не достоин»; «Кто чужого желает, своё потеряет»; «Дай с ноготок, запросит с локоток»)
Дед и баба: Дети, вы внимательно слушали сказку, а скажите, чему же учит наша сказка (старуха в конце сказки опять осталась со своим разбитым корытом - жадность людей справедливо наказывается). Ну, что старуха, пойдём опять к разбитому корыту.
Воспитатель: Какие ещё произведения вы знаете, где высмеивается жадность? (сказки: «Два жадных медвежонка»; «Каша из топора»; «Сказка о попе и работнике его Балде»; рассказы: «Хитрое яблоко», «Три товарища», «Сторож»; стихотворение «Жадина»)
- А какие вы знаете сказки о добре?
- Что значит быть добрым? Какой добрый человек? (отзывчивый на чужое горе, чуткий, доброжелательный, щедрый, уважительный, заботливый)
Воспитатель: Самое хорошее качество человека - это доброта. Добрый человек приветливый, спокойный, дружелюбный, отзывчивый, имеет много друзей. Доброта украшает человека, побеждает всё плохое, что есть на нашей земле.
Нам с добротою не бывает тесно,
В любой семье с ней вместе жить чудесно.
Она нужна и маленьким, и взрослым,
И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.
Скорей сердца ей отворим на встречу,
Откроем окна, двери распахнём,
И только с нею Добрый День начнём,
И вместе с нею встретим Добрый Вечер.
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область «Коммуникация» и « Чтение художественной литературы» на тему: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Средняя группа.
laquo;Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина....
Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.
Познакомить детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...
Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки: «Жихарка» для детей старшего возраста.
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характеры героев. Учить правильно строить ответ на вопрос, отвечать полным...
Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие (Художественная литература) Тема: Чтение художественного произведения «Федорино горе» К. И. Чуковского»
Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживать героям.Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и активизиро...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»
Тема: Перелетные и водоплавающие. Подготовка птиц к отлету.Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»Задачи:расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народ...
Организованная образовательная деятельность Образовательная область «Речевое развитие» Тема : Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» средняя группа
Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев,Образовательные задачи: - драматизировать отрывок из произведения, учить...