Дедушка Пень
книга по художественной литературе на тему
Предварительный просмотр:
«ДЕДУШКА ПЕНЬ»
История первая, о том, почему ящерица потеряла хвост.
(Сказочная познавательная история о природе для детей от 5 лет).
Эту историю я услышала от длиннохвостой Сороки - Белобоки. Прилетела она к моему дому невесть откуда, уселась на ветку рябины, и оглядывается по сторонам – ищет, кому бы последние лесные новости рассказать.
Увидев, что я внимательно наблюдаю за ней, обрадовалась и затараторила без умолку.
Слушала я её, и всё больше и больше удивлялась: не думала, не гадала, что в наши дни могут случаться такие невероятные истории.
Мне она так понравилась, что я решила рассказать её вам.
… В одном самом обычном осеннем лесу среди раскидистых зелёных елей, среди могучих жёлто-красных дубов, среди ярких разноцветных клёнов на пригорке стоял пень - тоже самый, самый обычный.
Давным-давно он был деревом - кудрявой красавицей берёзкой. Весной муравьям нравилось бегать друг за другом по её сладкому от сока стволу. Летом в тени её густой листвы прятались от жары птицы лесные. Среди мягкой травы под ней рос папоротник. Часто к берёзке прибегали разные жучки - паучки, мышата да зайчата, чтобы полакомиться спелыми ягодами земляники и брусники. Ах! В какой нарядный жёлтый плащ она одевалась осенью, чтобы не мокнуть от холодных моросящих дождей! А зимой: то она надевала тёплую снежную шапку, а когда сердитый ветер сильными порывами снимал её, тогда она, в самый мороз, наряжалась в серебристую шубку из инея с тонкими узорами.
Все в лесу любили стройную берёзоньку: шептались с ней, доверяя свои тайны, и восторгались её красотой! Но шло время, и дерево постепенно старело, старело и всё – таки…засохло. Однажды, во время сильной грозы в него попала молния. Не выдержал сухой ствол такого удара, сломался и упал на землю. Только пень остался от прежней белоствольной любимицы всего леса.
… И вот теперь этот берёзовый пень, весь заросший мхом, стоял одинокий и никому не нужный, даже грибы не росли возле него. Лишь
изредка кто-нибудь пробегал, совсем не обращая на трухлявый пенёк никакого внимания.
Обидно было старому пню: ведь, прожив долгую и интересную жизнь, он мог многое рассказать и многому научить, а ему приходилось молчать.
Так и остался бы наш пень всеми забытым, и не случилась бы эта история, если бы однажды пробегавшую мимо пня Ящерицу не
заметил Глухарь. Он быстро подлетел и только намеревался клюнуть свою добычу, как вдруг у неё неожиданно отвалился хвост. Прыткая ящерка быстро юркнула в густую траву, а молодой Глухарь в растерянности замер на месте. Он ни разу не видел, чтобы ящерицы бегали без хвоста.
Хозяйственная Белочка, которая развешивала грибы на
ветках возле своего дупла, услышала шум. Она присмотрелась и увидела внизу хвост ящерицы. Хвост лежал на земле, а ящерицы нигде не видно было. Она быстренько спрыгнула с высокой сосёнки на пень и
зацокала: «Ай - яяй! Посмотрите, посмотрите! Ящерица свой хвост потеряла. Сейчас я её догоню и отдам его, пусть покрепче пришьёт! Вот Маша – Растеряша»!
Она так переживала, так волновалась, что старый пень не выдержал и решил успокоить отзывчивую Белочку.
- Хвост, который отпал, уже невозможно пришить. Но, если не тревожить Ящерицу, то у неё в скором времени вырастет новый хвост! –
заговорил пень скрипучим старческим голосом.
-Ой! Вы умеете разговаривать? – Удивилась Белочка. – Я часто пробегаю мимо, но ни разу не слышала Вашего голоса.
-Уже много лет я молчу, потому что мне не с кем поговорить, - грустно ответил пень.
- Как Вас зовут? – Спросила Белочка.
- Раньше я был деревом – Берёзой, а сейчас я просто пень.
-Можно я буду вас называть Дедушка Пень! – попросила Белочка.
-Спасибо! Мне очень понравилось моё новое имя! Оно очень доброе и ласковое.
-Дедушка Пень, а почему Ящерица бросила свой хвост? Он ей стал не нужен? – спросила любопытная Белочка.- Вот я ни за что не расстанусь со своим хвостом! Он мне помогает быстро и ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево и согревает меня в холодные дни.
- Ящерице длинный хвост тоже нужен, он тоже помогает ей прыгать с камня на камень или бегать по деревьям, кустам и
земле, а ещё в своём хвосте она хранит питательные вещества. Но в минуты опасности она без раздумий с такой силой сжимает хвост, что он отваливается.
- Наверное, ей очень больно? – со слёзками на глазах спросила Белочка. – Как ей помочь?
- Нет, ей совсем не больно. Но только новый хвост вырастает уже не таким длинным и красивым... – стал рассказывать Пень и замолчал, потому что услышал тихий шорох.
Тут из - за куста сначала показались заячьи уши, а потом и сам зайчик осторожно выскочил к ним.
-Ты почему спрятался? – Спросила Белочка. - здесь нет твоих врагов.
- Я испугался, что Дедушка Пень будет сердиться на меня. Недавно я пытался погрызть у него кору.
- Не тревожься об этом, я не сержусь. Ведь вам, зайцам, нужно чем - то питаться… Только вот моя старая кора мало пригодна для еды.
- Дедушка! Вы очень много знаете! Скажите, пожалуйста, почему Ящерица всегда меня пугает?
- Разве такая маленькая ящерка может тебя, Зайца, напугать? – удивились Пень и Белочка.
- Конечно, может! Вот сегодня: сижу я в густой траве, затаился… и ушки прижал и лапки спрятал и весь дрожу от страха, потому что боюсь, что меня лиса найдёт, а тут кто – то шмыг возле меня. Я от неожиданности КАК подпрыгнул, потому что не заметил Ящерицу, только кончик её длинного хвоста успел увидеть.
Засмеялся старый пень: «Да, ящерицы хорошо умеют маскироваться! Их цвет меняется в зависимости от местности, где они обитают. Песчаные ящерицы желто – коричневые; те, которые живут в траве зелёные; между камней, с большим трудом, можно разглядеть
серых с коричневыми пятнышками.
- А я слышал от перелётных птиц, которые летают на зиму в жаркие страны, что там есть огромные ящерицы длиннее нашего лося, а есть совсем маленькие меньше лесного муравья. – Решил удивить всех своими познаниями Заяц.
- Это так! Ящериц разных великое множество. Одни из них, веретенницы, очень похожи на змей, другие, их зовут василиски, любят воду и бегают по ней на задних лапках, а ещё бывают ящерицы, которые каждую минуту могут менять цвет. – сказал Дедушка Пень.
- Знаю, знаю, их зовут хамелеон. – Добавил Заяц.
У Белочки от удивления упал орех, который она держала в лапах. Никогда пушистая попрыгунья не слышала о таких совсем не похожих друг на друга ящерицах.
- Хорошо живётся животным в тёплых краях. А у нас уже осень и мама сказала, что нам, зайцам, пора готовиться к холодам. Только я не знаю как это нужно делать, потому что у меня это будет первая зима– Грустно произнёс длинноухий зайчишка.. - Вы мне расскажите?
- Конечно, расскажу. - Успокоил Зайца Пень.
- Дедушка Пень! А где ящерицы прячутся от морозов? Зимой
я их не видела в нашем лесу! – спросила Белочка.
- Пока стоят тёплые деньки ящерицы греются на солнышке: на камнях, на пригорках или пеньках. В середине осени они начинают
искать место для зимней спячки. Чтобы было теплее, несколько ящериц собирается в один клубок. Так они и зимуют под кучами наваленных веток, между корнями деревьев, укрываются в небольшом пространстве под камнями или забираются в свободные норки грызунов.
- Как интересно Вы рассказываете. Мы очень много узнали про ящериц. Как хорошо, что мы подружились!
- Я тоже очень рад этому. Теперь я уже не одинокий, у меня есть вы - мои друзья! Но, думаю, что вам пора по домам, потому что ваши родные будут беспокоиться.– С сожалением сказал Дедушка Пень.
- А можно мы к Вам завтра придём? – в один голос спросили Белочка и Заяц.
- Конечно можно. Я буду вас ждать. – И старый пень ещё долго улыбался, вспоминая, как замечательно прошёл этот день.
Белобокая рассказчица, закончив свою историю, улетела. А я, очень надеюсь, что завтра моя знакомая Сорока прилетит к этой рябинке, и я услышу продолжение этой истории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»
Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Опыты с пеной Тема: «Пена-фокусник»
Ознакомление со свойствами пены в младшей группе опытно-экспериментальным путем....
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельностипо познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»...
ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»
познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследованию предмета (мыло);-расши...
ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»
Программное содержание:-познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследовани...
Проект для детей младшего возраста " Всё о мыльной пене ".Знакомство дошкольников со свойствами мыльной пены.
развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. ...
Педагогический проект с элементами детско-взрослого «Мыло мылится, пена, пенится».
Ранний возраст – особый возраст, период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадосте...